Выбираем тему и определяем цель публичного выступления

oratorskoе_masterstvоВ статье «Искусство публичного выступления: как преодолеть страх и волнение» мы говорили о том, что важно знать, о чем и как мы будем говорить со слушателями. Для этого важно на подготовительном этапе выбрать цель выступления и определить тему.

Тема речи для публичного выступления

Тема – то, о чем мы будем говорить с публикой.

Чаще всего тема публичного выступления задается оратору. Но бывают случаи, когда необходимо определить ее самостоятельно.

Тема должна быть:

  • интересной, увлекательной, уместной (вряд ли на банкете стоит говорить о серьезных вещах, а на рабочей конференции вряд ли кому-то придет в голову строить из себя клоуна),
  • соответствующей познаниям оратора,
  • не слишком сложной,
  • не слишком широкой, но и не слишком узкой,
  • учитывающей специфику аудитории.

Определяем важность и увлекательность темы:

1) узнаем основные интересы слушателей (вопросы здоровья, денег, жизни и смерти),

2) определяем групповые интересы (в клубе любителей рукоделия новый вид рукоделия привлечет внимание;  во время отправки ребят в армию уместными будут воспоминания и напутствия);

3)  определяем новизну темы и злободневность;

4) следим, чтобы она не была банальной и избитой (например, «Вклад нашего предприятия в историю района»),

5) хорошо, если в теме будет заключаться конфликт («Звездные» войны – конфликт в 20 лет» – о конфликте «звезд» эстрады);

6) думаем, что поможет теме стать более наглядной;

7) учитываем время, отведенное для выступления. Важно успеть полностью раскрыть тему (например, не рассказывать о всем творческом пути писателя, если времени для речи отведено мало, а выбрать один важный или интересный период из его жизни).

Цель публичного выступления

Цель выступления – это то, ради чего мы произносим речь. Цель помогает оратору не просто излагать набор фактов, но связывать их в одно целое, объединяемое темой выступления.

Бывают цели:

  • общие (характеризуются реакцией, которую оратор хочет вызвать у слушателей: склонить к действию, внушить уверенность в победе, воодушевить, отчитаться, убедить или разубедить и т.д.);
  • конкретные (характеризуется содержанием речи: может вызывать эмоции, развлекать, утолять жажду знаний, вызывать готовность к действию).

Хорошая публичная речь всегда правильно выстроена, логична, имеет конкретную цель и тему. Спутанную, алогичную речь «без темы», не несущую никакой полезной информации, вряд ли кто-то будет внимательно слушать. Цель и тема выступления неотъемлемо связаны друг с другом.

P.S. Приходилось ли вам выступать перед публикой? На какие темы вы говорили?

Tags: ,

5 comments

  1. Правильные советы. Тема не всегда может быть увлекательной, но, чтобы выступление удалось, хорошо разработанной. Я, по молодости, перед зеркалом все уроки рассказывала, чтобы представлять, как буду выглядеть. А текст выучивала практически наизусть, чтоб как рыба в воде.

    • У, для меня наизусть текст выучить — это тяжелый труд. Мне главное было — понять. Если пойму все, ассоциации в голове прорисую — дальше уже расскажу все, и речь пойдет как по маслу. Даже стихи учила, выстраивая в голове цепочки ассоциаций.
      Так и с речами. Главное — проработать речь от и до, выстроить логику рассказа. А наизусть… Это не по мне. Удивлена, Галина. Тексты уроков выучивать?.. Это ж какая у вас память-то?

  2. Главное хорошо знать тему — людям нравятся профи с практическим опытом

    • Иногда профи в деле с огромным практическим опытом рассказать об этом публике как раз и не умеет. Это — советы для тех, кто профи + желает красиво об этом рассказывать.

  3. В связи с прошлой моей работой приходилось постоянно публично выступать (в суде 😉 ) Это всегда доставляло мне неудобства. Ну люблю я эту публичность) Так и жила больше 20 лет, работая над собой)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *