Уроки мамы. Воспитываем, учим, развиваем – сказкой

сказки «Мама, почитай сказку!» – просит ребенок. Это значит, мы должны отложить в сторону свои «взрослые» дела и срочно взяться за книжку. Потому что сказка не только развлекает: ее главная роль — воспитание детей и их развитие.  И эффект усилится, если подойти к чтению нетрадиционно.

Сегодняшним детям сказки нужны не меньше, чем когда-то, в детстве, нужны были нам или нашим родителям. Только вот время другое, условия изменились. Да и дети теперь, пожалуй, более развиты, чем их сверстники прежних поколений. Потому и подходы должны меняться — даже к прочтению старых добрых сказок.

Впрочем… всегда ли добрых?

Вспомним: волка убивают охотники, Колобка съедает лиса, Змею Горынычу отрубает голову Иван-Царевич, журавль остается без еды и мстит лисе… Взрослому сегодня мало познакомить ребенка с содержанием сказки. Важно вместе постараться выяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, посредством сказки научить его мыслить оригинально, по-своему, можно также попробовать  творчески преобразовывать ход повествования.

Например, можно придумать иную концовку для сказки. В «Красной Шапочке», волк может исправиться и извиниться перед бабушкой и ее внучкой. Журавль не будет мстить лисе, а угостит щедро – и его гостье станет стыдно за свое негостеприимство. Колобок и лиса подружатся и будут вместе играть каждый день. А Змей Горыныч съест волшебную таблетку и станет добрым-добрым.

В результате, и добро восторжествует, и зло не будет наказано так жестоко и бесчеловечно.

Но сказка не только воспитывает лучшие моральные качества – она помогает ребенку  пополнять словарный запас, расширять кругозор, развивать связную, логически грамотную речь, а также развивать мышление и воображение, ломать привычные стереотипы. И взрослый может помочь малышу сделать эти процессы более эффективными и интересными. Как?

Встретилась поговорка или пословица – объясните ее значение. Чтобы малыш еще лучше усвоил смысл народной мудрости, придумайте вместе ситуации, к которым бы подошло это высказывание. Или вспомните героев других сказок, к которым можно ее отнести.

Встретилось упоминание о народном обряде или традиции – расскажите о них подробнее. Наверняка в памяти остались рассказы ваших бабушек и мам о Масленице или Купалье, а возможно, в вашем населенном пункте еще проводятся народные праздники, и вместе с дочерью или сыном вы участвовали в веселых забавах. Тогда вам будет что вместе вспомнить и “дописать” сказку, снабдив ее интересными подробностями.

Развитие воображения очень важно и полезно для ребенка, особенно если вы хотите его воспитать творческим, креативным, нестандартным человеком. Вместе с сыном или дочерью вы можете придумать совершенно новую сказку или “переписать” какой-нибудь эпизод уже известной. Можно проводить параллели между сказками, мультиками. К примеру, вспомнить, в каких произведениях встречается кот? “Том и Джерри”, “Кот в сапогах”, “Каникулы в Простоквашино”… В каких сказках живут трудолюбивые девочки? “Двенадцать месяцев”, “Золушка”, “Три орешка для Золушки”…

Кстати, сказки с цифрами могут научить ребенка лучше ориентироваться в различных величинах, воспринимать время, вес, количество предметов. Посчитайте (на кубиках, любимых игрушках, пальчиках) сколько это – семеро козлят, три орешка, тридцать три богатыря. Двенадцать месяцев – как долго они длятся? Меч Ивана Царевича весил столько-то пудов – а сколько это килограммов? Что в окружающем нас мире весит примерно столько же?

В каждой сказке встречается описание природы, животного. Зацепившись за эти моменты, можно показать маленькому человечку, что природа постоянно находится в развитии и все в мире взаимосвязано. Из семечка вырастает деревце, которое дает яблочко, а из него бабушка варит замечательное варенье. На зиму зайка меняет шубку, а убегая, путает следы – так он приспосабливается к окружающему миру: его не заметит лиса на снегу, а волк не сможет разобраться в замысловатых заячьих “петлях”.

Вместе с детьми полезно придумывать интересные занятия на основе сказок. Например, создайте свою “Сказочную газету”. Или сделайте коллаж из различных иллюстраций и рисунков. Коллаж может быть и “виртуальным”: в одной книжице однажды все странички перепутались! Попробуйте соединить сюжеты и героев нескольких сказок – в одну свою, можно даже проинсценировать ее.

Иногда вообще полезно ломать привычные образы-стереотипы:  “доброй Аленушки”, “хитрой лисы”, “злого волка”, “вредных мышат” и т.д. Возьмем за основу старую сказку, но при этом “вывернем” ее “шиворот-навыворот”. Пусть Золушка станет ленивой и капризной, лиса – скромной и бесхитростной, зайчик – коварным и злым.

В результате получиться множество своих, семейных сказок! А можно придумать одну, многосерийную, где один и тот же герой каждый день встречается с различными героями известных сказок. Это может быть сам малыш или его братик, сестричка, друг. Любят наши детки слушать и сочинять истории о себе и своих близких! Таким образом, он научится и различать – где заканчивается сказка, а где начинается реальная жизнь…

Мама, почитай сказку!” – попросит сегодня вас ребенок. И вы уже знаете, как важно воспитание детей сказкой, какую радость приносит общение с детьми в волшебном мире. Потому не сошлетесь на занятость или недомогание, а достанете с книжной полки красочное издание. Вместе вы шагнете в волшебный мир творчества и совместного общения. Удовольствие от этого гарантировано!

Tags:

2 comments

  1. Любовь:

    У вас очень мило. Понравилась статья о воспитании сказкой. Заходите в гости!

  2. Татьяна:

    Спасибо, интересно и познавательно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *