Тайм-менеджмент: учимся правильно распоряжаться своим временем

taim-menedjmentВремя, время, время… Мы так часто говорим и слышим о нем. И, как правило, в негативном формате. Важно научиться правильно распоряжаться временем, иначе невозможно ни эффективно работать, ни оставлять достаточно сил и энергии для интересов личных и семьи. Тайм-менеджмент способен научить рационально расходовать ресурсы, планировать дела, выявляя приоритетные, и достигать целей. Я нашла прекрасный учебник – «Тайм-менеджмент. Полный курс». Он способен научить любого желающего управлять своим временем, Авторы его – Г. Архангельский, М. Лукашенко, Т. Телегина и С. Бахтерев, и уже сами регалии их не дают права усомниться в компетентности. При этом особое внимание обратила на то, что все авторы – и теоретики, и практики.

Книга объемна, на 312 страниц, в твердом переплете; довольно большого формата – 17х24 см. Состоит из восьми глав (каждая разбита на несколько параграфов):

  • Целеполагание.
  • Хронометраж как персональная система учета времени.
  • Планирование.
  • Обзор задач и его роль в принятии решений.
  • Приоритеты. Оптимизация расходов времени.
  • Технологии достижения результатов.
  • Корпоративный тайм-менеджмент.
  • Компьютеризация тайм-менеджмента.

Из недостатков могу отметить то, что местами материал излагается суховато. Некоторые тексты  так и хочется сформулировать языком, более близким к разговорному, чтобы изложенный материал стал более понятен. Но – учебник есть учебник.

taim-menedjment-1

Зато оформление в нем превосходное! Главные мысли выделены, будто ты сам поработал с сиреневым маркером в руке, а совсем главные отмечены бОльшим шрифтом. Текст также на фрагменты разбивают графика, таблицы, рисунки, вставки «сиреневого» текста. Используются примеры из жизни, тексты других авторов. В конце каждой главы даны вопросы для самопроверки и задания для закрепления.

Дабы сделать этот материал полезным для читателей, выделю несколько моментов, которые были полезны лично мне. Возможно, кого-то они тоже заинтересуютВ общем, использованы все возможности, чтобы сделать тексты удобоваримыми и максимально полезными. И издательство «Альпина Паблишер», как всегда, постаралось преподнести материал в наиболее выгодном свете.

1. Мне понравилось объяснение, что такое «цель» и «миссия», в чем их разница.

Цель – это то, что мы «берем» от жизни, завоевываем, получаем; это та высота, которую нам удается взять.

Миссия – это то, что мы «отдает», привносим в этот мир; как поется в известной песне, «это то, что останется после меня»…

Миссия – основа для целей.

Мне пока нигде не встречались более понятные определения. А тут еще и упражнение имеется (правда, оно как раз уже известное), как определить миссию.

Упражнение.

Сформулируйте свою миссию в форме эпитафии: «И. Иванов родился… умер… достигнув выдающихся высот в… особенно его любили за… Он отличался непревзойденными…»

2. Понравился мне и отличный совет, как справиться с «бесцельным» периодом в своей жизни. Случаются такие иногда, у каждого, наверное. Авторы учебник приводят выдержку из статьи Андрея Томилина «О пользе безумной мечты«. Ну, а мне остается привести пару выдержек из выдержки.

«…Я предлагаю в подобной ситуации не ждать милостей от природы, не дожидаться, когда придет эта настоящая, своя собственная долгосрочная и достойная цель. Нужно придумать какую-нибудь безумную, нелогичную, лишенную видимой пользы мечту-идею. Она должна быть такой, чтобы можно было осуществить ее за год, не больше… иметь безумный характер».

И автор предлагает задумать прыгнуть с парашюта или плюнуть с Эйфелевой башни. В общем, сделать нечто, что из ряда вон, зато есть к чему стремиться. Когда никакой нормальной цели нет, такая цель, не сомневаюсь, как минимум, сдвинет с мертвой точки ничегонеделания или пустого времяпровождения. Как максимум – начнет менять жизнь к лучшему и приведет к настоящей цели.

3. По случаю, что я, как человек не слишком «системный» точного планирования и хронометражей придерживаться могу только очень недолго, мне оказалась полезной информация о задачах «жестких» и «гибких», которые вписываются в контекст жизни. У меня, как оказалось, таких гибких задач большинство. Сейчас они у меня в аккурат разместятся в таком ежедневнике без дат, который предлагает участница ТМ-сообщества Галина Острикова в статье «Ежедневник – жизнь как на ладони».

  • Автор метода использует ежедневник на квартал. Недатированный. Кроме планов в него вносится все, что хочешь и о чем хочешь.  Там же есть таблица недельного плана по ролям: мама, жена, бизнес-леди, домохозяйка, автор, финансовый консультант и т. п. (по Стивену Кови).
  • А ежедневные дела после комментариев текущего дня, анализа событий и просто интересных идей (они выделяются специальными значками) пишется план на следующий день. Вверху страницы можно обозначить ее главную тему: воспитание, писание, финансы и т. д. Потом можно будет пронумеровать ежедневник и сделать оглавление: воспитание – страницы такие-то…
  • В конце дневника можно сделать страницы-«кайросы»: страницы по темам, которые либо разрабатываются и изучаются, либо нужно учесть, когда начнешь что-то делать, либо список книг для прочтения. А стратегические цели – распечатаны на отдельном листе и вкладываются в ежедневник.

Мне лично такой метод ведения ежедневника показался очень симпатичным. Потому что сейчас у меня, получается, – сразу несколько ежедневников. В одном – дела и цели, в другом – записи, с помощью которых я «разгружаю» голову, в третьем – то, что не хочется терять… А еще есть папки на компьютере. В общем, моя бумажная душа в растрепе. А с Нового года я подхвачу идею Г. Остриковой, подробно описанную в учебнике, – и все соберу в одно место!

4. Очень интересной считаю технологию майн-менеджмента, которая помогает представлять потоки информации «в виде, требующем минимального времени и психофизиологических ресурсов для ее поиска, анализа и понимания». Речь идет об интеллект-картах, предложенных Тони Бьюзеном. Разбираются вопросы, как строить интеллект-карты и как их использовать для конспектирования, принятия решений, структурирования информации. Также рассказано об опорных конспектах Виктора Федоровича Шаталова. 

5. А еще мне ну очень понравилась подглавка 6.6. – «Творческая лень«. Кстати, здесь ее рассматривают как очень положительное явление, которое помогает человеку получать нужные результаты. Не буду перечислять причины возникновения творческой лени, лучше приведу ее правила.

Творческая лень – защитная реакция организма, с помощью которой он пытается выкроить время для творчества.

Правила творческой лени.

  • Соблюдать принцип чистоты лени. Если принимаем решение полениться, то делать это нужно на все 100 процентов! Полностью переключаться на отвлеченные темы, идти на природу, налаживать гармонию внутри и снаружи.
  • Решение полениться нужно принимать сознательно. Сказать себе, что хочется полениться – и будете лениться. И чтобы угрызений совести – ни-ни!
  • Полностью загрузить свой мозг информацией по проблеме, требующей решения (в т.ч. творческой) перед тем, как погрузиться в лень. И пожалуйста, ленись себе на здоровье! Пусть себе подсознание поработает.

В общем, скажу я вам, книга стоящая!  И это – только мизерная часть полезной информации из нее. Хотя, на мой взгляд, и тут – уйма полезностей. Во всяком случае, для меня. Книга учит самоорганизованности, дает пинок ставить цели и достигать их. Чтобы в конце жизни мы не горевали о том, «что останется после меня», а радовались, что оставили яркий след.

P.S. А что читаете сейчас вы?

 И не забудьте нажать на кнопочки социальных сетей, чтобы рассказать о книге своим друзьям!

Tags: , ,

16 comments

  1. x64:

    Сейчас читаю Юрия Никитина «Как стать писателем… в наше время».
    ТМ тема нужная, но даже менеджеры ей не следуют. Вернее, обычные не следуют.
    За книгу — спасибо, попробую осилить. А то у меня только ведение доходов/расходов присутствует 🙁

    • Я как раз тоже читаю эту книгу — Никитина. Немного напрягает, что много повторений и стеба, многословно не по делу. Все-таки, задана тема — ей бы соответствовать. хотя есть и интересные вещи.
      Согласна, ТМ освоить полностью — роботом стать можно. Но кое-какие моменты мне нравятся, и им вполне можно следовать.

  2. Когда-то давно прочитала «Тайм-менеджмент» Архангельского. По-моему, он был первым, кто заговорил об этом у нас. Но сейчас как-то подзабылось многое, да и стало не очень актуально в связи с тем, что уже не работаю в офисе. 🙂
    А вам спасибо за такой развернутый и полезный отзыв.

  3. Признаюсь честно, сейчас не читаю никого.. Позади то время, когда ночи на пролет с фонариком под одеялом читала все подряд. И тонны книг по психологии, и специальная литература… Сколько всего прочитано. Люблю фэнтези, но сейчас просто некогда! Разве что по нужным вопросам гуглю ежедневно. Тоже чтение ))

  4. Любовь:

    Самоорганизованность конечно необходима, без нее сложно воплощать поставленные цели и осуществлять желания. Книгу данную не читала, спасибо за презентацию.

  5. Людмила:

    Интересная презентация. Умению правильно распределять свое время надо учиться. Чем больше человек окружает себя новыми гаджетами и технологическими новинками, позволяющими экономить время, тем больше он отвлекается 🙂

  6. NI4KA:

    По тайм-менеджменту смотрела толковый видео-курс. Пользуюсь программой-планировщиком. Помогает все распланировать и не забыть о важных мелочах. А читаю, к сожалению, не так часто, как хотелось бы. Последнее время исключительно видео- и аудио-курсы использую, чтобы параллельно еще что-нибудь полезное делать.

  7. Я — иррационал, и тайм-менеджмент совсем не -мое! На предыдущей работе я больше 10 лет проработала в режиме мульти-задачности. И мой творческий хаос прекрасно уживался с решением множества организационных вопросов. Хотя порою и сама не понимала: » Как это я успеваю вести такое количество дел?» Когда стала «сама себе хозяйка», расслабилась, даю себе поблажки, и занимаюсь только тем, на что есть отклик. Легко могу поменять свои планы (если они не касаются других людей) и не корю себя за это :))

  8. Ольга:

    Распределять свое время правильно нам всем ой как нужно! Вот бы остановиться, оглянуться и все разложить по полочкам.

  9. Классный обзор. Записываю в свой список.
    Из последнего я как раз Стивена Кови читала. Освоила систему планирования GTD, использую программы doit.im и evernote. Стала больше успевать 🙂 .

  10. Ирина:

    Полезная книга. Однозначно стоит прочитать. Никогда не будет лишнем научиться правильно распределять свое время. Или просто пополнить знания новыми советами.

  11. Ольга:

    Читала я сие произведение. Из отечественных авторов Архангельский, безусловно, наиболее авторитетная личность в области ТМ. Но в его книги все же нет четкой системы, либо она представлена в еще очень сыром виде. Для меня эталоном остается система GTD Д. Аллена, а книга Архангельского хорошо ее дополняет.

    • Не могу ничего пояснить по методике Аллена — не знакома. Но поищу, спасибо за подсказку, Ольга.
      Что касается книги — мне, наоборот, показалось, что система есть. Другое дело, что язык книги тяжеловат. и наворочено всего много. Возможно, потому, что писали несколько авторов.

  12. Евгений:

    Спасибо за статью! Тема — просто животрепещущая)) Знаю что-то вроде анекдота в тему: говорят, планировать надо с учетом лени, иначе план не выполнится)).

  13. Николай:

    В этой теме самое главное планировать и делать, но это одновременно и самое сложное.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *