Тайм-менеджмент: учимся правильно распоряжаться своим временем

taim-menedjmentВремя, время, время… Мы так часто говорим и слышим о нем. И, как правило, в негативном формате. Важно научиться правильно распоряжаться временем, иначе невозможно ни эффективно работать, ни оставлять достаточно сил и энергии для интересов личных и семьи. Тайм-менеджмент способен научить рационально расходовать ресурсы, планировать дела, выявляя приоритетные, и достигать целей. Я нашла прекрасный учебник – «Тайм-менеджмент. Полный курс». Он способен научить любого желающего управлять своим временем, Авторы его – Г. Архангельский, М. Лукашенко, Т. Телегина и С. Бахтерев, и уже сами регалии их не дают права усомниться в компетентности. При этом особое внимание обратила на то, что все авторы – и теоретики, и практики.

Книга объемна, на 312 страниц, в твердом переплете; довольно большого формата – 17х24 см. Состоит из восьми глав (каждая разбита на несколько параграфов):

  • Целеполагание.
  • Хронометраж как персональная система учета времени.
  • Планирование.
  • Обзор задач и его роль в принятии решений.
  • Приоритеты. Оптимизация расходов времени.
  • Технологии достижения результатов.
  • Корпоративный тайм-менеджмент.
  • Компьютеризация тайм-менеджмента.

Из недостатков могу отметить то, что местами материал излагается суховато. Некоторые тексты  так и хочется сформулировать языком, более близким к разговорному, чтобы изложенный материал стал более понятен. Но – учебник есть учебник.

taim-menedjment-1

Зато оформление в нем превосходное! Главные мысли выделены, будто ты сам поработал с сиреневым маркером в руке, а совсем главные отмечены бОльшим шрифтом. Текст также на фрагменты разбивают графика, таблицы, рисунки, вставки «сиреневого» текста. Используются примеры из жизни, тексты других авторов. В конце каждой главы даны вопросы для самопроверки и задания для закрепления.

Дабы сделать этот материал полезным для читателей, выделю несколько моментов, которые были полезны лично мне. Возможно, кого-то они тоже заинтересуютВ общем, использованы все возможности, чтобы сделать тексты удобоваримыми и максимально полезными. И издательство «Альпина Паблишер», как всегда, постаралось преподнести материал в наиболее выгодном свете.

1. Мне понравилось объяснение, что такое «цель» и «миссия», в чем их разница.

Цель – это то, что мы «берем» от жизни, завоевываем, получаем; это та высота, которую нам удается взять.

Миссия – это то, что мы «отдает», привносим в этот мир; как поется в известной песне, «это то, что останется после меня»…

Миссия – основа для целей.

Мне пока нигде не встречались более понятные определения. А тут еще и упражнение имеется (правда, оно как раз уже известное), как определить миссию.

Упражнение.

Сформулируйте свою миссию в форме эпитафии: «И. Иванов родился… умер… достигнув выдающихся высот в… особенно его любили за… Он отличался непревзойденными…»

2. Понравился мне и отличный совет, как справиться с «бесцельным» периодом в своей жизни. Случаются такие иногда, у каждого, наверное. Авторы учебник приводят выдержку из статьи Андрея Томилина «О пользе безумной мечты«. Ну, а мне остается привести пару выдержек из выдержки.

«…Я предлагаю в подобной ситуации не ждать милостей от природы, не дожидаться, когда придет эта настоящая, своя собственная долгосрочная и достойная цель. Нужно придумать какую-нибудь безумную, нелогичную, лишенную видимой пользы мечту-идею. Она должна быть такой, чтобы можно было осуществить ее за год, не больше… иметь безумный характер».

И автор предлагает задумать прыгнуть с парашюта или плюнуть с Эйфелевой башни. В общем, сделать нечто, что из ряда вон, зато есть к чему стремиться. Когда никакой нормальной цели нет, такая цель, не сомневаюсь, как минимум, сдвинет с мертвой точки ничегонеделания или пустого времяпровождения. Как максимум – начнет менять жизнь к лучшему и приведет к настоящей цели.

3. По случаю, что я, как человек не слишком «системный» точного планирования и хронометражей придерживаться могу только очень недолго, мне оказалась полезной информация о задачах «жестких» и «гибких», которые вписываются в контекст жизни. У меня, как оказалось, таких гибких задач большинство. Сейчас они у меня в аккурат разместятся в таком ежедневнике без дат, который предлагает участница ТМ-сообщества Галина Острикова в статье «Ежедневник – жизнь как на ладони».

  • Автор метода использует ежедневник на квартал. Недатированный. Кроме планов в него вносится все, что хочешь и о чем хочешь.  Там же есть таблица недельного плана по ролям: мама, жена, бизнес-леди, домохозяйка, автор, финансовый консультант и т. п. (по Стивену Кови).
  • А ежедневные дела после комментариев текущего дня, анализа событий и просто интересных идей (они выделяются специальными значками) пишется план на следующий день. Вверху страницы можно обозначить ее главную тему: воспитание, писание, финансы и т. д. Потом можно будет пронумеровать ежедневник и сделать оглавление: воспитание – страницы такие-то…
  • В конце дневника можно сделать страницы-«кайросы»: страницы по темам, которые либо разрабатываются и изучаются, либо нужно учесть, когда начнешь что-то делать, либо список книг для прочтения. А стратегические цели – распечатаны на отдельном листе и вкладываются в ежедневник.

Мне лично такой метод ведения ежедневника показался очень симпатичным. Потому что сейчас у меня, получается, – сразу несколько ежедневников. В одном – дела и цели, в другом – записи, с помощью которых я «разгружаю» голову, в третьем – то, что не хочется терять… А еще есть папки на компьютере. В общем, моя бумажная душа в растрепе. А с Нового года я подхвачу идею Г. Остриковой, подробно описанную в учебнике, – и все соберу в одно место!

4. Очень интересной считаю технологию майн-менеджмента, которая помогает представлять потоки информации «в виде, требующем минимального времени и психофизиологических ресурсов для ее поиска, анализа и понимания». Речь идет об интеллект-картах, предложенных Тони Бьюзеном. Разбираются вопросы, как строить интеллект-карты и как их использовать для конспектирования, принятия решений, структурирования информации. Также рассказано об опорных конспектах Виктора Федоровича Шаталова. 

5. А еще мне ну очень понравилась подглавка 6.6. – «Творческая лень«. Кстати, здесь ее рассматривают как очень положительное явление, которое помогает человеку получать нужные результаты. Не буду перечислять причины возникновения творческой лени, лучше приведу ее правила.

Творческая лень – защитная реакция организма, с помощью которой он пытается выкроить время для творчества.

Правила творческой лени.

  • Соблюдать принцип чистоты лени. Если принимаем решение полениться, то делать это нужно на все 100 процентов! Полностью переключаться на отвлеченные темы, идти на природу, налаживать гармонию внутри и снаружи.
  • Решение полениться нужно принимать сознательно. Сказать себе, что хочется полениться – и будете лениться. И чтобы угрызений совести – ни-ни!
  • Полностью загрузить свой мозг информацией по проблеме, требующей решения (в т.ч. творческой) перед тем, как погрузиться в лень. И пожалуйста, ленись себе на здоровье! Пусть себе подсознание поработает.

В общем, скажу я вам, книга стоящая!  И это – только мизерная часть полезной информации из нее. Хотя, на мой взгляд, и тут – уйма полезностей. Во всяком случае, для меня. Книга учит самоорганизованности, дает пинок ставить цели и достигать их. Чтобы в конце жизни мы не горевали о том, «что останется после меня», а радовались, что оставили яркий след.

P.S. А что читаете сейчас вы?

 И не забудьте нажать на кнопочки социальных сетей, чтобы рассказать о книге своим друзьям!

Светлана Локтыш

Преподаватель. Журналист. Тренер. Консультант.

16 комментариев к “Тайм-менеджмент: учимся правильно распоряжаться своим временем

  1. Сейчас читаю Юрия Никитина «Как стать писателем… в наше время».
    ТМ тема нужная, но даже менеджеры ей не следуют. Вернее, обычные не следуют.
    За книгу — спасибо, попробую осилить. А то у меня только ведение доходов/расходов присутствует 🙁

    1. Я как раз тоже читаю эту книгу — Никитина. Немного напрягает, что много повторений и стеба, многословно не по делу. Все-таки, задана тема — ей бы соответствовать. хотя есть и интересные вещи.
      Согласна, ТМ освоить полностью — роботом стать можно. Но кое-какие моменты мне нравятся, и им вполне можно следовать.

  2. Когда-то давно прочитала «Тайм-менеджмент» Архангельского. По-моему, он был первым, кто заговорил об этом у нас. Но сейчас как-то подзабылось многое, да и стало не очень актуально в связи с тем, что уже не работаю в офисе. 🙂
    А вам спасибо за такой развернутый и полезный отзыв.

  3. Признаюсь честно, сейчас не читаю никого.. Позади то время, когда ночи на пролет с фонариком под одеялом читала все подряд. И тонны книг по психологии, и специальная литература… Сколько всего прочитано. Люблю фэнтези, но сейчас просто некогда! Разве что по нужным вопросам гуглю ежедневно. Тоже чтение ))

  4. Самоорганизованность конечно необходима, без нее сложно воплощать поставленные цели и осуществлять желания. Книгу данную не читала, спасибо за презентацию.

  5. Интересная презентация. Умению правильно распределять свое время надо учиться. Чем больше человек окружает себя новыми гаджетами и технологическими новинками, позволяющими экономить время, тем больше он отвлекается 🙂

  6. По тайм-менеджменту смотрела толковый видео-курс. Пользуюсь программой-планировщиком. Помогает все распланировать и не забыть о важных мелочах. А читаю, к сожалению, не так часто, как хотелось бы. Последнее время исключительно видео- и аудио-курсы использую, чтобы параллельно еще что-нибудь полезное делать.

  7. Я — иррационал, и тайм-менеджмент совсем не -мое! На предыдущей работе я больше 10 лет проработала в режиме мульти-задачности. И мой творческий хаос прекрасно уживался с решением множества организационных вопросов. Хотя порою и сама не понимала: » Как это я успеваю вести такое количество дел?» Когда стала «сама себе хозяйка», расслабилась, даю себе поблажки, и занимаюсь только тем, на что есть отклик. Легко могу поменять свои планы (если они не касаются других людей) и не корю себя за это :))

  8. Распределять свое время правильно нам всем ой как нужно! Вот бы остановиться, оглянуться и все разложить по полочкам.

  9. Классный обзор. Записываю в свой список.
    Из последнего я как раз Стивена Кови читала. Освоила систему планирования GTD, использую программы doit.im и evernote. Стала больше успевать 🙂 .

  10. Полезная книга. Однозначно стоит прочитать. Никогда не будет лишнем научиться правильно распределять свое время. Или просто пополнить знания новыми советами.

    1. Думаю, так, Ирина. И не обязательно использовать все методики — но когда есть из чего, можно выбрать то, что подходит именно тебе.

  11. Читала я сие произведение. Из отечественных авторов Архангельский, безусловно, наиболее авторитетная личность в области ТМ. Но в его книги все же нет четкой системы, либо она представлена в еще очень сыром виде. Для меня эталоном остается система GTD Д. Аллена, а книга Архангельского хорошо ее дополняет.

    1. Не могу ничего пояснить по методике Аллена — не знакома. Но поищу, спасибо за подсказку, Ольга.
      Что касается книги — мне, наоборот, показалось, что система есть. Другое дело, что язык книги тяжеловат. и наворочено всего много. Возможно, потому, что писали несколько авторов.

  12. Спасибо за статью! Тема — просто животрепещущая)) Знаю что-то вроде анекдота в тему: говорят, планировать надо с учетом лени, иначе план не выполнится)).

  13. В этой теме самое главное планировать и делать, но это одновременно и самое сложное.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

SSD Optimize WordPress