Писательские страхи. Не слишком ли много личного?
Среди писательских страхов, о которых мы с вами уже говорили, есть еще один довольно распространенный: страх – раскрыть слишком много личного.
Чаще всего, когда говорим в писательстве о личном, в голову приходит информация об автобиографических данных и подробностях жизни. Понятно, что автор может их изменить, завуалировать или вовсе не использовать.
Потому речь пойдет о тех сведениях, которые, хотим того или нет, но просачиваются в тексты – о внутренних комплексах, каких-то мыслях и переживаниях, которые хочется скрыть, а они, как назло, сквозят в наших строках. И если подробности жизни и какие-то данные из автобиографии легко изменить, то переживания и комплексы – вряд ли.
Именно этого «обнажения» перед публикой и боятся начинающие авторы. Но надо ли бояться? Ведь есть в таком публичном «стиптизе» и много плюсов.
+ Писательство не зря называют своего рода психотерапией
Как мы уже говорили, автор может не пересказывать события жизни в точности, а дать волю фантазии, домысливать речи и поступки персонажей. Тем не менее, через них, а особенно через главных героев, проявляются проблемы, переживания и душевные муки самого писателя. Он будто еще раз проживает всё, о чем пишет, вместе со своими героями, но на этот раз находит выходы из ситуаций, разрешает их. Мало того, помогает и читателю искать и находить эти выходы.
Если такая позиция со страхом не справляется, подумайте и расставьте приоритеты: что вам важнее – зависеть от мнения окружающих или помочь себе стать свободным человеком? Сделайте, наконец, выбор. Любой будет верным для вас.
Выберете «зависеть от мнения» – так тому и быть, займитесь тогда каким-нибудь менее интимным делом, чем разбирательства с собой. Но если хотите стать писателем, придется смириться с тем, что будете жить с душой нараспашку.
+ Именно выстраданные переживания, эмоции задевают читателя
Без таких эмоций из-под пера или клавиш выходят выхолощенные тексты, и читатель это чувствует. Зато выстраданные нами эмоции, переживания могут оказаться близкими другим читателям, заденут их души за живое, увлекут. Особенно если мы наделим героя и универсальными качествами, стремлениями, и уникальными чертами, даже причудинками.
Так, читатель сможет взглянуть на мир глазами героя. Для автора это замечательно, т.к. такая идентификация читателя с персонажами дают право первому назвать книгу «любимой»или «интересной». Мы же хотим этого?
+ Читателю все равно, что переживает автор
Часто сам автор накручивает себя, думая, что кого-то слишком интересует он сам и его жизнь. Наверное, разочарую, но… не стоит тешить себя иллюзиями. Мы меньше всего интересуем других людей. Каждый человек заботится в первую очередь о себе, любит подумать и поговорить о себе.
Где-то в психологических текстах нашла цифры: около 30-40% разговоров человека в реальной жизни посвящено собственной персоне. А в соцсетях, где есть возможность выстроить речь и более «правильно» презентовать себя, показатель возрастает вдвое.
Так что и в книгах читателя мало интересует автор. Он проживает ситуацию с героем (не с автором!), который ему близок, страдает с ним, ищет ответы на свои вопросы, близкие с теми, что озвучивают персонажи, – и таким образом разрешает собственные проблемы.
Редкие любопытные, чаще всего из знакомых, задают вопросы, что в нашем творении вымысел, а что правда. Но автор имеет право в таком случае хранить молчание и не выдавать тайну. Так что этот пункт преодолеть совершенно несложно.
В общем-то, и весь страх, когда разберешь его вот так, по «косточкам», становится совершенно «нестрашным». Если же что-то вас еще волнует, воспользуйтесь универсальной психологической практикой: нарисуйте свой страх смешным, а затем торжественно сожгите и пепел развейте по ветру.
А затем садитесь за письменный стол. Самое главное – писать, писать. Иначе никогда не перерастете из автора – в писателя, иначе глубоко внутри себя похороните идеи, которых, возможно, миру не хватает.
Сделайте прыжок, а крылья у вас отрастут в полете.
Лес Браун,
популярный американский мотивационный оратор,
А у меня к вам вопрос, дорогие друзья: расскажите, какие вопросы в писательстве вызывают затруднения, о чем хотелось бы поспорить, порассуждать?
Доброго вечера! Пишите хорошо!
Никогда ничего не бойтесь. Писатель — творческий человек и у него свое видение относительно того о чем он пишет. Вы можете писать про сено, но кто то скажет, что вы пишете о соломе. И, казалось бы, суть одна, но видение разное.
Легко сказать «никогда никого не бойтесь» — сложнее справиться со страхами, которые имеют реальную силу. Многим приходится упорно работать над собой.
Почитала бы на тему, как продолжать писать в случае неудачи. Например, книга не понравилась многим читателям или тебя публично раскритиковали опытные критики. Как найти силы продолжать писать, когда не чувствуешь, что твои идеи нужны миру… Как продолжать писать, когда нет поддержки от близких или друзей — ты про это вроде писала уже, но, по-моему, не всё сказано…
Поняла запрос, напишу. Надо только с мыслями собраться, подумать. Не помню, писала ли на эту тему, но в курсе мы разговаривали, да.
Для меня вот этот «страх» самый не страшный вообще. Потому что даже самое правдивое на первый взгляд произведение всё равно будет вымыслом. 😀 И кроме того автор всегда может сказать: «Да там всё вымысел!» И пусть ему не верят, он стоит на своём и всё. Кто докажет, что там много личного? Кто знает автора настолько же хорошо, как он сам себя? 😉
Это точно, Светочка. А чаще особо и спрашивать не будут. Но есть люди, которые реально боятся. Особенно в провинции, где люди живут как на ладони. Я сама из провинции, и был такой грешок.
Ну, наш город тоже считается провинцией. 😀 Но по мне, так даже в одной квартире иногда люди друг друга не знаю, что уж говорить про окружающих… 😉 Так что главное уверенно говорить «Всё вымысел!» Ведь по большому счёту, если книга не имеет вымысла, то это не художественное произведение, а биография или энциклопедия. 😀
Вот это верное замечание. Художественное — потому что с вымыслом. Всё остальное — документальное. 🙂