Сказочно марафоним! Сказка как жанр литературы

skazkiМарафон “Писатель во мне” стартовал. В субботу и воскресенье мы работали “вживую”, в скайпе. Разобрались с писательскими страхами, идеями и приступили к работе над сказками. И чтобы не выпасть из сказочной “обоймы”, эту публикацию посвящаю сказке как жанру литературы.

Из истории сказки

Некоторые исследователи жанра считают, что территория возникновения первых сказок – древняя Индия и страны Востока. В древних историях в фантастических образах рассказывалось о путешествиях и жизни в других землях, которые представлялись таинственными, повествовалось о смелых, отважных людях. Сказка помогала понять сущность добра и зла, разделить их, она же обрисовывающая характерные черты и историю наций, явления природы.

На Руси сказка появилась тоже очень давно и была серьезным явлением. Исследователь жанра Владимир Яковлевич Пропп в труде “Исторические корни волшебной сказки” предложил теорию о том, что истоки русской сказки следует искать в первобытном обществе. Волшебные истории были связаны с реальными обрядами инициации, которые сопровождали человека, когда он вступал в пору зрелости. Человек должен был пройти серьезные и даже опасные испытания, после чего или погибал, или вынужден был возмужать.

skazka

В сказках есть рассказы и о других реальных обрядах. Иногда ученые именно из сказок узнают об их существовании в древние времена. Так, в сказке «Крошечка-Хаврошечка» девушка закапывает кости коровы в саду и поливает их водой. Такой обряд в самом деле был. Позже рассказы об этих обрядах передавались из уст в уста. Поначалу они не были предназначены для детских ушей. Но постепенно трансформировались для  разновозрастных категорий, а в XX веке сказка стала принадлежностью детской аудитории.

Со временем люди перестали понимать смысл некоторых обрядов или они вовсе забылись. А  истории сохранились в виде сказок – настоящего кладезя полезных знаний.

Были периоды, когда сказку пытались предать забвению, изгнать из жизни. Но она выживала, тихонько передаваемая из уст в уста, от поколения к поколению.

Слушаю сказки – и вознаграждаю те недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!

А.С. Пушкин

О жанре сказки

В языках многих народов слово “сказка” связано со словами “говорить”, “сказывать”, “баять”: болгарская “приказка”, польская “bajka”, белоруская “казка”, у русских до 17 века – “баснь”, “байка”).

Сказка – это рассказанная по определенным правилам, заведомо вымышленная история.

Сказка – один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел…

Большой Энциклопедический словарь

Жанры помогают собрать в группы сходные литературные произведения. Как любое другое произведение, сказка обладает определенными жанровыми особенностями.

Главной особенностью сказки является ее занимательный сюжет, в реальность которого не верит ни рассказчик, ни слушатель. Сплошные “небылицы”!

Существует два типа сказки:

1. Фольклорная сказка. Относится к эпическому жанру устного и письменного народного творчества. Истории о вымышленных событиях, которые есть в фольклоре разных стран, созданы и отшлифованы народом и конкретного автора не имеют.

2. Литературная сказка. Тоже относится к эпическому жанру. В отличие от фольклорной (народной) сказки у литературной есть автор, а ее текст не бытовал в устной форме ранее. Литературная сказка может подражать фольклорной, может быть иметь самостоятельный сюжет.

Жанровые особенности сказок:

  1. Многократность (обычно троекратность) повторения действий.
  2. Кольцевая композиция (зачин и концовка обязательно встраивают любую сказку в «цепочку»). Так, у многих сказок зачин «Жили-были..» и концовка «Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец».
  3. Детали сюжета (особенно в волшебной сказке) обязательно соединены особыми сказочными формулами «Долго ли, коротко ли…»
  4. Герои имеют особые, повторяющиеся из сказки в сказку прозвания: Василиса может быть Прекрасной или Премудрой, Баба Яга обязательно Костяная Нога, Кощей – всегда Бессмертный.
  5. Рассказываются сказки с особенной интонацией.

Сказки волшебные и не только…

Сказки подразделяются на 3 группы, с характерными для каждой действующими лицами и сюжетами.

marafon_skazok

Сказки о животных. Это самые древние из сказок. Сюжет их обычно прост, часто состоит из одного эпизода. Создаются удивительные ситуации: звери встречаются друг с другом или с человеком и разговаривают.

В древности люди верили, что каждый род произошел от какого-то животного – тотема. Человек почитал и боялся тотемных животных. Но со временем освободился от страха, а тотемные животные стали героями сказок, и каждое наделялось своими качествами. Так, Лиса всегда хитрая, волк – злой, заяц – трусливый, осел – глупый. Животные наделялись человеческими признаками и качествами.

До сих пор в сказках животные действуют странно, но эти странности не удивляют – не только потому, что сказка. За образами зверей читатель интуитивно угадывает скрытый смысл: так, поведение людей бывает иногда нелогичным, странным, вредным или глупым. Через сказки высмеиваются разные людские пороки.

Волшебные сказки. Нередко начинаются словами: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицею…” Уже зачин настраивает на необычный лад, увлекательное повествование. В таких сказках действуют необыкновенные герои, чудесные существа, обладающие невероятной силой или чудодейственными предметами и средствами. А главным героем может быть простой человек (крестьянский сын, солдан, бедная девушка).

В основе сказки – преодоление трудностей, чтобы что-то найти, приобрести с помощью чудодейственных средств или волшебных помощников. Как минимум, участвуют 2 поколения, старшее часто отлучается (или умирает) или представитель младшего отправляется из дому. Затем происходит много событий, в которых герой или героиня преодолевают трудности, побеждают – и потом женятся, живут “долго и счастлимво”.

Бытовые сказки. Такие сказки появились позже других. Персонажи их взяты из жизни, ими становятся люди, которые наделены определенными, не меняющимися чертами: поп – жадный, солдат – храбрый, пан – богатый и жестокий… Такие сказки высмеивают богатых, жадных, злых, корыстолюбивых людей. Сказочное в них то, что герои оказываются в необычных ситуациях (пан и крестьянин – на острове) или каким-то неожиданным способом решаются проблемы (от ворованного – вор худеет).

Таким образом, сказки – будь то о животных, бытовые или волшебные, всегда построены на вымысле, на небылицах, которых в реальности не может быть. Этим их главное отличие от других жанров.

Отчет по писательскому марафону

Поговорим о марафоне «2 100 слов в неделю»: идет десятая неделя. Из расчета 300 слов в день, за 9 недель должно быть написано 18 900 слов.

В дневниковых записях с 1 апреля насчитала 17 300 слов. Плюс – рассказ «Свадебный подарок», 1 500 слов. Не поленилась и посчитала, что на одну страницу рукописного дневника вмещается около 160 слов (плюс-минус), значит, на 73-х страницах – около 11 680 слов.

Итого: 30 480 слов. Норма перевыполнена и приближается к заветным 44 100 словам, которые должны быть написаны к концу марафона.

Не стала считать наброски, раскиданные по отдельным блокнотам, тетрадям и бумажкам. Не считаю и публикации в блогах: “на берегу” решила, что это – работа, обязательное. Тем более, не всегда пишу стопроцентно свои материалы, сегодняшняя тема «Сказка как жанр литературы», например, тоже написана по результатам чтения многочисленных текстов в интернете.

Беспокоит меня вот что: во-первых, в основном, пишу наброски, дневники – не хватает то времени, то энергии, чтобы обмозговать и написать готовое произведение; во-вторых, когда это я сяду и наберу в компьютер написанное от руки?..

P.S. Как ваши дела, друзья? В каких проектах участвуете, что вас волнует, воодушевляет, наполняет энергией? Рассказывайте. И помните: хорошим надо делиться. 🙂 Делитесь с друзьями ссылками в соцсетях! 🙂

19 comments

  1. Светланка, пишу исправно, экспериментирую с сюжетами, заголовками, способами подачи материала.
    Получаю огромное удовольствие от процесса написания текстов. Но не отлёживаются они у меня, практически сразу размещаю на Дзен канале. А начинаю перечитывать уже опубликованные и понимаю, что можно было бы ещё поработать с текстами. Плюсы от марафона — идеи для сюжетов приходят постоянно. Не обсасываю их долго, а сразу начинаю реализовывать задуманное.
    Кажется, научилась скупыми штрихами показывать характер героев. Но это ты или Светик со стороны лучше увидите, может быть, я льщу себе.
    Пока не понимаю, как совместить сказку и марафон. Хочу теорию о сказках почитать. Даже уже книгу нашла. Если в ней есть что-то стоящее, скину тебе название и автора. И Родари, конечно.
    А ещё вспомнила лекции по теории литературы, раздел сказки. Это был факультативный курс. Я и забыла, что проходила его. Нам давали интересную информацию. Кто знал, что она может пригодиться. Я бы конспекты сохранила.

    • Завидное свойство — сразу реализовывать идеи. Я сразу только набрасываю то, что приходит в голову, — чтобы не потерять. Многие идеи в записях бездействуют месяцами, а то и годами. Некоторые потом кажутся «не очень» и идут вообще в утиль.
      А что ж тут совмещать сказку и марафон. Пиши себе, она вполне тоже пойдет в расчет. Родари и Пропп в помощь! 🙂
      Я тоже в «сказочную» тему окунулась с удовольствием. Не ожидала даже от себя такого интереса. Так что жду ссылку.
      Ну, а что касается текстов, мне все же нравится в мир их выпускать «досмотренными». Редко экспериментирую с сырыми. Но тут каждый решает сам за себя: я не могу стопроцентно утверждать, что лучше, что хуже. Просто я делаю так. 🙂

    • Наталья, вы героиня. Столько текстов понаписано там! Читаю и восхищаюсь — как много всяких идей у вас хороших. И да, если раскрывать подробнее героев и сюжеты, получатся хорошие повести даже. Но и в том виде, как есть, рассказы отлично читаются. Даже придираться не хочется.
      Жалко только, что в блоге у вас стало тихо. 🙂

      • Светик, не успеваю быть везде. Даже к тебе заглянула, прочитала, а комментарии не оставила. Каникулы начались. Внуки постоянно у меня. А старшие уже лосята. Выше меня на две головы и обувь 43 размера. На плиту по половине дня уходит.
        Отмарафоню и в блог вернусь. Есть заготовки статей, но как и у тебя отчёт по весне долго дозревал, так и мои заготовочки дозревают, наливаются соком.

  2. Светочка, удачных марафонов, точнее совмещения их. Сказки — это здорово. Когда я пару лет назад в инстаграмовском конкурсе участвовала по сказкам, было здорово. Правда, сказку ту так и не довела до ума. Лежит-пылится.
    Со сказкой и сложно, и легко одновременно получается. Так что будет интересно, что у вас, участниц курса, выйдет.
    По марафону основному скажу — ты молодец. Хотя что-то я запуталась в количестве твоих дневниковых записей. 🙂
    Я свои пыталась подсчитать, у меня вышло на начало июня по чисто художественным текстам порядка 19000 слов. А дневниковых записей 25300, но их не вижу смысла учитывать, потому что это просто как утренние страницы — поток сознания. 🙂 Так что, как левой пяткой участвую, такой и результат. 😀

    • Светланка, спасибо. Сказки, как оказалось, мне писать не так уж и просто. Не детский автор — но тем более ценен новый опыт.
      Насчет «запуталась насчет твоих дневниковых записей» — в чем? В цифрах? Или в дневниках?
      Есть у меня дневник, который веду в ноутбуке, и есть второй — веду от руки. Вот их результаты и расписала.
      А есть еще несколько тетрадей-блокнотов, куда записываю, что в голову придет или влетит, если под руками нет дневников. Там не так стройненько выстраиваются предложения, не так аккуратно на страницах размещаются наброски. И чертежи можно найти, и записи в пару слов, и обрывки разговоров-фраз… В общем, посчитать, сколько и чего написано в этих талмутиках, не представляется возможным. Если грубо, то около половины общей тетради за этот марафон уже заполнено. Как перевести в цифры, не знаю, потому и не старалась.
      Знаю, что это плохо — так разбрасываться записями. И пыталась справиться с этой своей привычкой, но, похоже, она вкоренилась накрепко.
      Насчет дневниковых записей. Они у меня не совсем как утренние страницы. Вернее, совсем не как утренние. Иногда я записываю, что происходит со мной или с кем-то за день, но не все подряд, а с дальним прицелом — то, что можно будет использовать. Тут же можно найти идеи, даже куски будущих рассказов. Еще сюда же попадают интересные фразы, услышанные от других людей, их характеристики и описания, описания мест, где бываю — в общем, много всего, что, согласись, мало похоже на утренние страницы. И не совсем личный дневник. Просто дневник: что вижу, то пою. А пою то, что может пригодиться для текстов, как правило. Потому я и считаю его слова с чистой совестью.
      Насчет потока сознания — иногда случается что-то. Хотя, похоже, я прошла этот этап. Потому что пока не получается к нему вернуться. Пишу такие вещи обычно на отдельных листах А4 и складываю в папочки. Теперь — редко.
      У тебя — нормальный результат. Главное, чтобы тебя устраивал. Ты же еще редактировала тексты. А я только пишу пока. Редактировать буду в июле-августе.

      • Всё поняла теперь, спасибо — так подробно расписала про дневники. 🙂 У меня попроще система ведения записей. 😉
        Блокноты завела и то по необходимости, чтобы визуально поделить процессы работы над разными книгами. А то когда всё только в компе и работать сложнее, и психологически путаешься. А так удобно.
        Насчёт записывать всякие наблюдения за прохожими и случайные фразы — это прямо вообще не моё. Ибо пишу я больше интуитивно и «из себя». А потому все такие вещи обычно хранятся в голове, в дальних каталогах памяти. 😀 Оттуда я их точно достану в случае надобности, а вот перечитывать тонны рукописных записей (да и даже компьютерных) — понимаю, что вряд ли буду. Поэтому и не пытаюсь записывать такие вещи.
        По моим результатам. Я ведь изначально и не ставила целью в цифрах следить — мне важнее было довести книгу до состояния хотя бы на половину готовности к лету. Собственно, это сделано. Понимаю сейчас, что некоторые правки будут ещё более серьёзны, видимо. В свете той информации, что получила в твоих статьях и той, что я у себя приводила. Но всё равно основное уже прописано и это радует. К слову — выше я цифры привела уже с учетом правок. 😉 То есть там учтено и новое написанное, и разница между «до» и «после» правок в текущем сборнике. 😀

        • У меня память в порядке, но обычно не складирую в голове информацию, если ее можно доверить на хранение бумаге. Понадежнее как-то. То ли журналистская привычка, то ли так, «жизненная». Так что «тонны рукописных записей» у меня имеются — я уже не раз писала про свою «бумажную душу». Сестра — чистильщик, а я — собиральщик бумаги. 🙂
          А по цифрам — они помогают видеть промежуточные результаты. Так что, думаю, ты, Светочка, не пожалела, что время от времени подсчитывала написанное. Или не так? 🙂

          • А у меня разброд. Что-то в компе, что-то на бумаге. И я даже рада, что по повести про Вовку, есть записи от руки. Печальный опыт с прорывом отопления…
            Мысли стараюсь сразу записывать. Но то, что на бумаге, редко идёт в дело. Так и остаётся записями. А вот то, что в компьютере, часто использую в работе. Самое сложное для меня, дать название документу, чтобы понять, о чём в нем речь.
            Пришла к выводу. План крупного произведения, хронометраж, имена героев, степень родства — лучше записывать в отдельный блокнот.
            Ещё можно делать краткое описание сцен на листочках. Потом с ними поиграть, попробовать переставлять местами. Один раз мене такой приём помог. Из сегодняшнего дна сделала отправила читателей в день вчерашний, и потом вернула назад. Только так смогла объяснить события сегодняшнего дня. А сразу были отдельные сцены. Не могла их увязать между собой.

            • Хороший прием, Наташа. Не помню, у кого из писателей (у Кинга, что ли?) читала, что он записывал наброски для сцен на карточках, а затем тасовал их, как ему надо, меняя порядок. И так он писал всегда, на каждое произведение у него были карточки. Может, это и твой стиль тоже, раз помогает.
              А план крупного произведения, да, лучше где-то записывать, как и наброски сцен, в отдельных талмутах.
              То, что на бумаге, редко идет в дело, потому что ты к нему не возвращаешься. А возвращаюсь. Особенно когда писать «не знаю что», потому что в том, что пишу, затык вышел. Вот тогда для разнообразия хватаю дополнительные идеи, записанные ранее.

          • <Так что, думаю, ты, Светочка, не пожалела, что время от времени подсчитывала написанное. Или не так?

            Не, я не время от времени подсчитывала. Я посчитала только один раз — когда ты написала про тех, кто левой задней пяткой. 😛 Так что — исключительно для тебя, можно сказать.
            А сама-то я по результатам смотрю — написаны тексты, сказка опубликована, сборник прошёл (хвала Вселенной) три правки, пишется новая книга потихонечку, прорабатываются герои для ещё одной — более чем нормально для меня пока. 😉 Пока план «книга в год» вроде получается держать. Но то пока. Ибо год ещё не окончен и вторая книга только на треть готова. 😀

            • Ну, спасибо, раз для меня :).
              У тебя просто иная система измерения. Лишь бы тебе это помогало.
              А еще говоришь, что ты «шалтайболтай». Твой этот комментарий явно указывает, что преимущественно ты — автор-результат. 🙂
              Успехов тебе!

  3. Сказки для детей — это неимоверно сложно. Было дело сочиняли с женой сказки для наших детей. Было чертовски интересно и увлекательно. Когда сочиняли порознь сказки отличались. У меня больше напоминали истории, у нее на самом деле волшебные детские сказки, которые учат добру.

    • Вот и мне показалось, Олег, что сказки сочинять сложнее. Когда-то сыновьям на ходу придумывала и рассказывала. Без записей. И нормально было. Но сыновья выросли, внуки пока… в общем, некому пока сочинять, и деток нынешних не особо знаю. Может, потому и сложности. Хотя вторую сказку начала (Наталья вызов бросила 🙂 ) — такого насочиняла… Дай Бог, записать теперь все это.

      • Насочиняешь, не переживай! У меня новая сказка тоже нетипичная получается. Она, скорее, из жанра визуальных картинок. Каждую сцену «вижу». Мультики про богатырей свой отпечаток наложили. Даже фразы из советских фильмов из уст героев звучат.
        Да и вторая, которая в стихах, тоже из визуального ряда. Так пришло свыше. Но работа над ней пока стопорнулась. Началось всё легко, а теперь, похоже, чуть отдохнуть нужно от неё. Герои в тексте прописаны. Действие только в планах.

        • Я не могу сказать, что у меня она нетипичная получается. Наоборот, все в рамках жанра. Только пока не написано. Кусочек набрала, кусочек — от руки, кое-что — в голове. И одной, завершающей части не хватает. Знаю, к чему надо прийти, но пока не знаю, как. Но я не переживаю, знаю, что рано или поздно сюжет поддастся. 🙂

  4. Светлана, как там твои марафоны поживают? Сказочный вроде должен закончиться сегодня? Планируешь «отчетный» пост делать?
    Интересно, как участники справились, как ты сама всё это вытянула. А то притихли — и ты, и Наталья. Понимаю, в трудах-делах-заботах… Помню про вас. Шлю вам лучики добра. 🙂

    • Светочка, он сегодня не закончится по причине того, что много пропустили. Я болела — раз, и я не успевала выполнить свои задачи из-за того, что иногда являлась домой поздно — спать — в 5 утра подъем — и так по кругу. Потому где-то на неделю все продлится. Так что именно я в этот раз не все вытянула вовремя — силы человеческие не безграничны, отдых нужен. Завтра постараюсь написать полный отчет — по 2-м марафонам. Спасибо за лучики — очень пригодятся. Девочки, кстати, стараются, работают.

      • Ого, сочувствую — болеть неприятно… Конечно, нельзя себя так «загонять», организм не железный.
        Я сама почти две недели на даче у родителей потрудилась, так сейчас отсыпаюсь-отлёживаюсь, кое-как запихнула под вечер себя за ноутбук, хотя и написала в итоге прилично, вроде как компенсировала пару дней «пустоты». А вот две недели уже не нагоню 😀 Да и Бог с ним. В конце концов, писательство тоже должно быть в удовольствие, иначе зачем…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *