«Сеанс гипноза» (рассказ)

Еще один рассказ, «Сеанс гипноза», в мою небольшую пока копилочку. Написаны-то они раньше, сейчас достаю и постепенно редактирую. Ваши объективные мнения, друзья, помогут сделать их лучше. С благодарностью…

Итак, рассказ –

Сеанс гипноза

gipnoz-mozgВ деревню впервые за время ее существования приехал гипнотизер. Настоящий.

Небольшой актовый зал сельского Дома культуры быстро заполняется людьми, несмотря на то, что билеты на представление стоят недешево.

Занавес открывается, представление начинается.

Столичные артисты угощают зрителей порцией песен и шуток: как говорят в артистической среде, разогревают зал. И вот, наконец, появляется долгожданный гипнотизер в ослепительно блестящем костюме. Зрители слушают его рассказ об успехах, достижениях и титулах. Затем гипнотизер вызывает на сцену самых смелых, кто готов уснуть перед честной публикой под его чутким руководством.

Виталик ерзает в кресле. Самые смелые уже начали подниматься на сцену. Он тоже хотел бы оказаться среди них и испробовать на себе чары гипноза. Но удерживает то ли природная стеснительность, то ли дикая неуверенность в себе.

А для него сейчас это важно, вот прямо как в песне из фильма «Ирония судьбы»: : «иметь или не иметь». В пятом ряду сидит Ленка Нупревич. А еще, это его шанс исполнить давнишнюю мечту: выступить перед публикой.

Виталик решается. Рывком поднимается с сидения и чуть не бежит на сцену, чтобы на ходу не испугаться собственного поступка и с позором не повернуть назад под хохот односельчан.

Гипнотизер усаживает семерых смельчаков на стулья.

­ – Смотрите сюда!

Он поднимает левую руку, в которой двигается из стороны в сторону, поблескивает шарик на шнурочке. Голос артиста меняется, он начинает говорить нарочито медленно, его правая рука что-то рисует в воздухе.

Виталик смотрит на шарик, слушает артиста и… понимает, что с ним ничего не происходит. Краешком глаза успевает заметить: у Ленки на лице застыло напряженно-выжидающее выражение.

В голове проносится картинка с цыганами, которые хотели выманить у него деньги. Старуха-цыганка тоже пыталась его гипнотизировать. Но он так посмотрел ей прямо в глаза, что стало непонятно, кто из них кого гипнотизирует. Цыганка досадно махнула рукой и скоренько ушла вместе со своими сотоварищами ни с чем.

– Закрывайте глаза. Вам хорошо, тепло… Вы расслаблены. Спите… Спите…

Гипнотизер выразительно смотрит прямо на него, из чего Виталик заключает, что остальные уже закрыли глаза. Он тоже послушно закрывает. Но все также понимает, что с ним ничего не происходит: он полностью контролирует ситуацию. Пошевелил пальцами – шевелятся. Решил сдвинуть правую ногу в сторону соседа – двигается. Сосед в ответ не отреагировал: вырубился, наверное. Или тоже притворяется?

Виталик слышит, как гипнотизер вызывает на сцену местную хорошуху Татьяну Занько, назвав ее Аллой Пугачевой. Звучит фонограмма песни певицы. Виталик чуть приоткрывает глаза: Татьяна медленно двигается по сцене, делая вид, что поет, старательно изображает движения Пугачевой. Потом она «ест мороженое».

Следующим номером «выступает» дядя Степа, дальний родственник Виталика. Вот он «жонглирует» невидимыми шариками, «рубит дрова» для «баньки». Потом толстая продавщица тетя Валя становится «воздушным шариком» и «улетает в небо», а затем «парит над землей» в образе птицы. Виталик слышит, как она, отфыркиваясь, садится рядом с ним на свой стул, а место в центре сцены и внимания публики занимает балагур Петька. Тот изображает стилягу, затем – кормящую маму.

Теперь предстоит выступить Виталику. Он чувствует легкое прикосновение к своему плечу руки гипнотизера и слышит:

– Выступает Лев Лещенко!

Звучит фонограмма Лещенко. Виталик вспоминает лицо Аленки Нупревич. «Если сейчас не встану – разочарую ее. Эх, была – не была: все же думают, что я под гипнозом!» – думает он и поднимается с места.

С закрытыми глазами кривляться, изображая себя поющим в микрофон, вспоминая по ходу, как двигается на сцене Лещенко, оказалось несложно. Зрителям, видимо, нравится то, что он делает, то там то тут слышны смешки, нестройные аплодисменты.

– А сейчас ты попал в жаркую Африку. Нестерпимо хочется кушать. Перед тобой пальма, на которой растут бананы. Ты достаешь банан и с удовольствием съедаешь его, – слышит Виталик адресованную ему команду.

Эти кривляния начинают даже нравиться. Вот тебе и участие в сценке самодеятельного театра!

Вообще-то, ему давно хотелось записаться в театральный кружок. Но боялся, что не получится играть «как надо», а плохо – не мог себе позволить. Так и не решился хотя бы попробовать себя в желанном амплуа. А сейчас настал звездный час. Он в полном сознании, но так как никто этого не знает, может позволить себе любую вольность, так сказать, проверить свою состоятельность как артиста.

Виталик «лезет на пальму», «соскальзывает» с нее, потирает руки, ходит вокруг пальмы в задумчивости, снимает рубаху и снова «лезет». Наконец «достает банан», ложится на пол, нога на ногу, рука – под голову. Свободной рукой подносит ко рту невидимый «банан» и начинает его есть, изображая невероятное наслаждение процессом.

Его импровизация нравится, похоже, больше других. Виталик слышит, как постепенно смешки в зале перерастают в дружный смех, а затем и в хохот. Он «повинуется» приказанию гипнотизера и садится на место. Слегка приоткрывает глаза и ищет пятый ряд. Ленка Нупревич напряженно всматривается… в него! Виталик накрепко закрывает глаза, сердце бешено колотится.

– Просыпаемся…

Виталик слышит, как монотонный голос гипнотизера резко меняется на нарочито веселый, немного торжественный.

– Аплодируем нашим артистам! Они заслужили наших аплодисментов. Артисты, настоящие артисты!

Под аплодисменты зрителей выступающие проходят в зал, занимают места. Боковым зрением Виталик отмечает, как провожает его Ленкин взгляд. Сердце все также сбивается с ритма, но чувствует он себя более уверенно: «Решено: запишусь в театральный кружок!».

После завершения программы Виталик выходит в фойе. Знакомые парни пожимают руку, односельчане постарше дарят широкие улыбки.

Подбегает Ленка, восторженно тараторит:

– Ты так здорово «пел» и «ел бананы»! Выступал прямо как артист из программы «Смеяться разрешается!» Есть там такой… Фамилию забыла… Пантомиму показывает. Слышал, как смеялись и аплодировали тебе? Ах, да, ты же ничего не слышал…

Виталик смотрит на Ленку и улыбается. Он-то знает, что сеанс гипноза не удался, во всяком случае, для него. Но зачем разочаровывать Ленку! В конце концов, даже взрослым нравятся сказки.

Seans_gipnoza

Очень благодарна буду за отзывы на рассказ «Сеанс гипноза и другие: 

Tags:

17 comments

  1. Антонина:

    Как в анекдоте:коротко и ясно

  2. Спасибо! Стиль и слог порадовали!
    Самое интересное, что у меня реально была такая ситуация!!! Только мы с подружкой были девчонками, когда к родителям приехал типа ентот.. екстрасенс ))) Он же гипнотизер)) Одна тетя «чистила» пряник как апельсин и умоляла его отдать ему долг потом, после пробуждения (он просил под гипнозом). Она реально была в трансе, такая чувствительная )) А он нам, детишкам, говорил, что мы не сможем поднять камень с земли, мол, тяжелый, неподъемный, но мы могли )) Но притворялись, что нет, ибо жалко его было и немножечко даже стыдно за него )))

    • Интересная ситуация. Но и я — не угадала. Есть прототип (главный герой), есть случай с гипнозом. Чуть прифантазировала — это да, но на то и рассказ.
      И про «немножечко даже стыдно за него» — точно!

  3. Светлана, просто спасибо! Приятно читать и вызывало забытые воспоминания о том времени, когда были молоды, даже слишком молоды, и всегда вызывались добровольцами на сцену по зову гипнотизёра.

  4. Спасибо, Светлана. Мне понравился рассказ, читалось легко и интересно. Мне не приходилось встречаться с гипнотизёром, даже не знаю, как я на это реагирую.

  5. Хорошо рассказано и поразительно реалистично. Хотя был случай, когда один алкаш хвалился гипнотизёру, что на него гипноз не действует. Но сидел, слушал как гипнотизёр гипнотизировал таких же как он алкашей, но поддающихся гипнозу. Однако, когда в автобусе один из пассажиров дохнул на него водочным перегаром, как нашего смельчака тут же стошнило и он едва успел выскочить из автобуса, чтобы избавиться от рвоты.

  6. В таких рассказах главное детали. Иначе читатель заметит и поймёт неувязку или подлог.

  7. Мне понравилось что главный герой все время ищет реакцию Ленки. очень хорошо подмечено поведение подростка.

  8. В «сеансах гипноза» принимать участие не приходилось. Но выступление подобного «гипнотизера» видал. И тоже в сельском клубе 🙂

  9. Понравился рассказ! Притворился парень — и не погадал: и сам удовольствие от игры получил, и девушку заинтересовал:)
    А вообще, лучшее средство, чтоб в гипноз не впасть — улыбаться, смеяться, когда тебя гипнотизируют. Снимает на раз воздействие. Пробовала лично, как-то оказавшись в одной секте на их собрании…

  10. Тоже не знаю как отреагирую на гипнотизера. ))) Очень интересно было почитать рассказ.

  11. Эстрадный гипноз имеет много ограничений. А вообще — по ходу чтения возникли две ассоциации.

    Первая: рассказ А.П. Чехова «НА МАГНЕТИЧЕСКОМ СЕАНСЕ»

    Большая зала светилась огнями и кишела народом. В ней царил магнетизер. Он, несмотря на свою физическую мизерность и несолидность, сиял, блистал и сверкал. Ему улыбались, аплодировали, повиновались… Перед ним бледнели.
    Делал он буквально чудеса. Одного усыпил, другого окоченил, третьего положил затылком на один стул, а пятками на другой… Одного тонкого и высокого журналиста согнул в спираль. Делал, одним словом, чёрт знает что. Особенно сильное влияние имел он на дам.
    Они падали от его взгляда, как мухи. О, женские нервы! Не будь их, скучно жилось бы на этом свете!
    Испытав свое чертовское искусство на всех, магнетизер подошел и ко мне.
    — Мне кажется, что у вас очень податливая натура, — сказал он мне. — Вы так нервны, экспрессивны… Не угодно ли вам уснуть?
    Отчего не уснуть? Изволь, любезный, пробуй. Я сел на стул среди залы. Магнетизер сел на стул vis-a-vis, взял меня за руки и своими страшными змеиными глазами впился в мои бедные глаза.
    Нас окружила публика.
    — Тссс… Господа! Тссс… Тише!
    Утихомирились… Сидим, смотрим в зрачки друг друга… Проходит минута, две… Мурашки забегали по спине, сердце застучало, но спать не хотелось…
    Сидим… Проходит пять минут, семь…
    — Он не поддается! — сказал кто-то. — Браво! Молодец мужчина!
    Сидим, смотрим… Спать не хочется и даже не дремлется… От думского или земского протокола я давно бы уже спал… Публика начинает шептаться, хихикать… Магнетизер конфузится и начинает мигать глазами… Бедняжка! Кому приятно потерпеть фиаско? Спасите его, духи, пошлите на мои веки Морфея!
    — Не поддается! — говорит тот же голос. — Довольно, бросьте! Говорил же я, что всё это фокусы!
    И вот, в то время, когда я, вняв голосу приятеля, сделал движение, чтобы подняться, моя рука нащупала на своей ладони посторонний предмет… Пустив в ход осязание, я узнал в этом предмете бумажку. Мой папаша был доктором, а доктора одним осязанием узнают качество бумажки. По теории Дарвина я со многими другими способностями унаследовал от папаши и эту милую способность. В бумажке узнал я пятирублевку. Узнав, я моментально уснул.
    — Браво, магнетизер!
    Доктора, бывшие в зале, подошли ко мне, повертелись, понюхали и сказали:
    — Н-да… Усыплен…
    Магнетизер, довольный успехом, помахал над моей головой руками, и я, спящий, зашагал по зале.
    — Тетанируйте его руку! — предложил кто-то. — Можете? Пусть его рука окоченеет…
    Магнетизер (не робкий человек!) вытянул мою правую руку и начал производить над ней свои манипуляции: потрет, подует, похлопает. Моя рука не повиновалась. Она болталась, как тряпка, и не думала коченеть.
    — Нет тетануса! Разбудите его, а то ведь вредно… Он слабенький, нервный…
    Тогда моя левая рука почувствовала на своей ладони пятирублевку… Раздражение путем рефлекса передалось с левой на правую, и моментально окоченела рука.
    — Браво! Поглядите, какая твердая и холодная! Как у мертвеца!
    — Полная анестезия, понижение температуры и ослабление пульса, — доложил магнетизер.
    Доктора начали щупать мою руку.
    — Да, пульс слабее, — заметил один из них. — Полный тетанус. Температура много ниже…
    — Чем же это объяснить? — спросила одна из дамочек.
    Доктор значительно пожал плечами, вздохнул и сказал:
    — Мы имеем только факты! Объяснений — увы! — нет…
    Вы имеете факты, а я две пятирублевки. Мои дороже… Спасибо магнетизму и за это, а объяснений мне не нужно…
    Бедный магнетизер! И зачем ты со мной, с аспидом, связался?

    P. S. Ну, не проклятие ли? Не свинство ли? Сейчас только узнал, что пятирублевки вкладывал в мой кулак не магнетизер, а Петр Федорыч, мой начальник…
    — Это, — говорит, — я тебе для того сделал, чтобы узнать твою честность…
    Ах, чёрт возьми!
    — Стыдно, брат… Нехорошо… Не ожидал…
    — Но ведь у меня дети, ваше превосходительство… Жена… Мать… При нонешней дороговизне…
    — Нехорошо… А еще тоже газету свою издавать хочешь… Плачешь, когда на обедах речи читаешь… Стыдно… Думал, что ты честный человек, а выходит, что ты… хапен зи гевезен…
    Пришлось возвратить ему две пятирублевки. Что ж делать? Реноме дороже денег.
    — На тебя я не сержусь! — говорит начальник. — Чёрт с тобой, натура уж у тебя такая… Но она! Она! У-ди-вительно! Она! кротость, невинность, бланманже и прочее! А? Ведь и она польстилась на деньги! Тоже уснула!
    Под словом она мой начальник подразумевает свою супругу, Матрену Николаевну…

    Вторая: анекдот
    — Я не верю в гипноз, я не верю в гипноз! — приговаривал я каждое утро, подметая крыльцо моего соседа-гипнотизера.

    • Рассказ Чехова понравился, не читала раньше. Это даже хорошо, что не читала.
      Я описала реальную ситуацию, чуток преобразив ее. Произошла она, правда, еще в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого столетия: когда только появились Чумак и прочие.
      Видимо, эта дуриловка с гипнотизерами жила, живет и будет жить. Как на мой взгляд, то в транс человек может ввести только сам себя, по собственной воле. И если гипнотерапевт работает — то это тоже с согласия, доброй воли человека. Иначе ничего не получится.

      • Эстрадный гипноз — это интересная игра, и если человек вызывается в ней участвовать и поднимается на сцену — он согласен в ней участвовать. Так что в таких акциях каждый получает удовольствие по-своему: один из-за того, какой он гипабельный, другой — из-за того, какой он негипнабельный, третий — из-за того, что хорошо заработал, четвертый — из-за того, что на все это посмотрел… ну и так далее:)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *