Речь как средство общения

obshenieЛюдям нужно общаться друг с другом и с собой, а также получать информацию из общечеловеческого социально-исторического опыта. Все эти функции обеспечивает речь. Речь как средство общения – тема сегодняшнего разговора. 

Речь – это результат перекодировки мыслей в звуковые или графические структуры. Во время общения с помощью речи функционируют три основных элемента:

  • субъект речевой коммуникации (кто говорит),
  • объект (получатель) сообщения;
  • само речевое сообщение.

Значит, успех зависит от трех факторов:

  • особенностей говорящего,
  • психического состояния и состояния восприятия того, кто получает сообщение;
  • качества речевой «продукции».

Речевой процесс связан не только с мыслительными манипуляциями психики, но затрагивает также сферы межличностных отношений и личностных. Через речь передается и отношение к ситуации.

Рассмотрим, что помогает передавать речь:

  • тон;
  • громкость голоса;
  • нацеленность взгляда;
  • определенные телодвижения.

Тон речи – своеобразный индикатор психического состояния говорящего. Собеседник очень точно улавливает, верит ли говорящий сам в собственные слова, какое значение придает сказанному, как относится к тому, с кем общается.

Громкость голоса. Тоже показывает намерения говорящего и его отношение к тем, кто его слушает. Например, если хотят оказать давление или влияние, говорят громче. В Европе если возмущаются, также увеличивают силу голоса. а вот на Востоке в таких случаях переходят на шепот.

Нацеленность взгляда. Показывает истинное настроение говорящих, служит каналом связи между ними. При смущении глаза обычно опускаются, а отведенный в сторону взгляд может рассказать о неискренности говорящего.

Телодвижения.  Усиливают самовыражение говорящего. В разных культурах есть свои нормы телодвижений, дистанции между собеседниками и жестикуляции. Более подробно мы говорим о языке телодвижений в европейской культуре и о его влиянии  ЗДЕСЬ.

Однако основой речевого общения является само сообщение. Следует помнить о единстве его содержания и формы.

Содержание. Некоторые люди привыкли просто болтать, особо не вдумываясь в то, что произносят. Но любое сообщение несет не только информацию, а еще и заряд энергии. Позже мы поговорим, как, например, программируем себя на нездоровье с помощью фраз, как накликаем на себя беду. Пока же разговор ведем о речи как средстве общения.

Форма. Даже самое яркое содержание потеряется, не окажет должного воздействия на слушателей, если облечь его в невыразительную или неподходящую форму.

Так, если чувства, которые мы передаем в стихах, изложить  в виде информационной заметки, то не только потеряется смысл сказанного или написанного, но текст покажется высокопарным и неискренним.

Построение речи по законам речевой коммуникации:

  • оцениваем (определяем) ситуацию;
  • определяем свое отношение к ситуации (т.е. реакцию на ситуацию);
  • разъясняет то, что хотелось бы сделать (побуждение к деятельности).

Если же говорящий теряет контроль над эмоциями, то эта структура меняется. Часто в ход прежде всего идут высказывания, не подтвержденные адекватной оценкой ситуации, например, оскорбительные. А когда, успокоившись, выполняем пунктик по оценке ситуации, становится стыдно. Мало того, такое поведение может сильно испортить отношения с людьми.

Испортить отношения с людьми, вызвать конфликтное общение способны также слова-«провокаторы»: о них читайте ЗДЕСЬ.

Обычно в таких случаях собеседник либо отвечает в том же духе, либо молчит. Отрицательные эмоции говорящего порождают отрицательные эмоции у собеседника (по закону порождения эмоций в процессе общения).

Вывод: во избежание неприятных ситуаций посылать сообщения, пропитанные положительными эмоциями.

Определение ситуации. Говорящий как бы создает картину происходящего, фиксирует события и свое к ним отношение. При этом, если хотим, чтобы речь оказывала большее воздействие, ищем яркие, сочные выражения, как живописец, рисуем картинки, только словами:

«За один потерянный день предприятие недодает столько-то. Сколько же оно недодаст за тысячи потерянных дней?! (цифры…)»

В речи лучше не употреблять категоричных выражений «никогда», «всегда», «навсегда» и т. д., а также оценочных штампов: «разгильдяи», «глупцы», «тунеядцы»… Стоит избегать всего, что унижает человеческое достоинство.

Реакция на ситуацию. Уместны высказывание озабоченности, переживания, удивления. Сарказм, негодование можно применять только если вы намерены расстаться с человеком.

Однако ярости и оскорблений, тем более с нецензурной бранью лучше избегать в любых случаях. Такое отношение может временно простимулировать только безынициативных исполнителей и угодников. Людей самостоятельных, творческих и самодостаточных подобное негативное отношение дезорганизует.

Побуждение к деятельности. Говорящий конкретно, четко, ясно формулирует свой совет, рекомендацию, просьбу или рассуждение.

В следующий раз мы поговорим о свойствах хорошей речи в общении с людьми.

А пока расскажите, какую речь в общении вы назвали бы качественной?

Tags: , ,

6 comments

  1. Елена:

    Я делаю так: наговариваю тексты на диктофон, а потом прослушиваю. Понятно, какие недостатки в речи. Во время общения важно, чтобы речь была четкой, внятной.

  2. Надежда:

    Качественное общение — когда не обижают, не оскорбляют, когда с добрыми намерениями, я так думаю. Не всегда получается так общаться, но стремиться можно.

  3. Оксана:

    То есть вербалика самым тесным образом связана с невербальным общением. Слово — набор звуков, если не несёт энергии. А энергию дают тон, жесты, поза, мимика.

  4. Владимир:

    Вообще-то я не пользуюсь правилами. Наверно, использую их интуитивно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *