Психолог Марина Мелия – о том, как жить, любить и ладить с деньгами

 kak-jit-lyubitКак жить, работать, любить и ладить с деньгами так, чтобы в конце жизни не было «мучительно больно за бесцельно прожитые годы»? Ответы на многие жизненно важные вопросы дает психолог Марина Мелия в новой книге «Просто о сложном. Как мы живем, работаем, любим» (издательство «Альпина нон-фикшн», 2016).

О жизни. Толково…

Жизнь иной раз выписывает такие кренделя, что сложно сразу понять, что за уроки она пытается преподнести и чего от нас хочет.

Хорошо, если рядом есть мудрый человек, который рассудит, подскажет, толково ответит на вопросы. А если нет такого? И вообще, что значит «толково»?

Для меня «толково» – значит, со знанием законов, или механизмов, природы и человеческой психики. Понятно, что, в любом случае, выводы делать и решения принимать будет сам человек. Но с грамотными подсказками сделать это будет проще и легче.

Книга «Просто о сложном» может стать хорошим советчиком по многим вопросам.  Написана она в самом деле просто, понятно, без лишней «воды», как это часто сейчас бывает. Здесь нет заумных фраз, несмотря на то, что беседует с читателем профессор психологии. Потому что и сами вопросы, и язык диалога подсказаны клиентами автора, а значит, такими же обыкновенными людьми, как ты, да я, да мы с тобой.

Всего в книге – 17 глав, и каждая коротко и четко отвечает на поставленный вопрос. Вопросы вынесены на обложку. Каждого читателя наверняка заинтересует что-то свое. Кому-то наиболее актуальным покажется тема, как пережить трудные времена и уцелеть в циничном мире. Другому будет любопытно узнать, кому нужна имитация бурной деятельности. Третьему окажутся полезны советы, как выбрать и реализовать цель и не сбиться при этом с намеченного курса или почему нам не работается на одном месте.

Книгу можно читать с конца, середины или начала, перескакивая с главы на главу. Признаюсь, именно так я и читала: начиная с вопросов, которые мне наиболее интересны, заканчивая теми, которые вроде бы понятны, но – почему бы не обновить знания, не узнать, что скажет по этому поводу знающий человек.

Мне, например, сразу же захотелось узнать, почему наши дети не в ладах с деньгами. Да что дети! Я сама только осваиваю науку грамотного обращения со своими финансами. В советское время ведь не только секса «не было». На многие другие жизненно важные вопросы, в том числе и финансовые, наши родители смотрели не с самых удобных позиций: «быть богатым неприлично», «будь благодарен и цени…», «честным путем больших денег не заработаешь» и прочих. Все это «наследство» мы передали своим детям, а те теперь не знают, что с этим «добром» делать и как-таки научиться ладить с деньгами.

Предлагаю открыть вместе со мной 199-ю страничку из 222-х книги «Просто о сложном. Как мы живем, работаем, любим» и изучить типичные ошибки родителей, которые допускаем мы, когда воспитываем в детях хозяев (или нехозяев) своих финансов. Я очень коротко законспектировала эту главу, выбрала из нее самое главное. В книге же есть и примеры из жизни, и более подробные объяснения. Тем не менее, весь текст главы занимает всего 9 страниц. Представляете, как здорово? 8 – 10 страниц, и ответ на ваш вопрос – у вас в голове!

Как ладить с деньгами

Типичные ошибки родителей:

1. Попрекаем. «Мы все тебе даем, а ты…», «Я для тебя работаю», «Я всю жизнь на тебя положила…». Знакомо? Психолог рекомендует не требовать особенной благодарности за «кусок хлеба». Хотя бы потому, что обеспечить детей всем необходимым — святая родительская обязанность.

2. Подкупаем. Платим ребенку за какие-либо дела по дому или за хорошую успеваемость в школе. Такое воспитание приводит к тому, что ребенок перестает ценить свои реальные успехи, а оценивает лишь их «денежный эквивалент». Обесценивается и авторитет родителей, и дети перестают слушаться родителей просто так, не за плату.

3. Шлем двойные послания. Например, когда осуждаем других, более богатых людей: за то, что купили дорогую машину, устроили пышный банкет… По сути, мы просто откровенно завидуем, прикрываясь осуждением. Или говорим о том, что людям нужно за работу платить – а сами поступаем иначе. Ребенок очень тонко улавливает настоящие послания.

4. Меряем деньгами то, что ими не измерить. Время – деньги? А как тогда человеческие отношения, любовь, забота? На них тоже нужно время. Многие родители пытаются объяснять свою занятость тем, что они зарабатывают на семью, встает при этом в позу страдальца. Все это приводит к тому, что ребенок начинает ненавидеть деньги, которые отнимают у него родителей.

 5. Молчим и заставляем молчать ребенка. Это когда на «почему?» сына или дочери отмахиваемся, обещаем «поговорить позже». Ребенок делает вывод, что деньги – тема грязная или же сакральная, и что ответов, вероятнее всего, он не дождется. Но если ребенок не получает ответа от родителей, он придумывает его сам.

6. Повторяем негативные родительские установки. «Копейка рубль бережет», «деньги на деревьях не растут», «когда я был в твоем возрасте, я уже…» Но если родители говорили нам это осмысленно, их слова подкреплялись практикой, то мы чаще всего – в виде аксиом, не требующих доказательств. И у ребенка пропадает всякая охота разговаривать с нами на эту тему. А когда ему еще учиться разумному обращению с деньгами?

7. Воюем между собой. Ссоры из-за денег бывают явными и тайными, но суть остается одна: родители транслируют негатив.

Деньги – тема действительно сложная. Детям важно помочь разобраться в ней. «И наша задача – дать им конкретные установки, четкую систему координат, своего рода «свод правил и ограничений по обращению с деньгами» (Марина Мелия). Важно проанализировать свое отношение к деньгам, типичные ошибки, которые допускают в этом вопросе родители, и скорректировать семейную «денежную политику», советует психолог. Это поможет сформировать доверительные отношения с детьми, и не только финансовые, но и личные.

Рекомендую также почитать статьи:

«Достигаем цели вместе с Мэрилин Аткинсон»

«О «хвостатой» мечте, любимом деле и достижении цели»

«Как эффективно работать и при этом быть счастливым? Расскажет книга…«

P.S. Какие книги вы сейчас читаете, уважаемые читатели? Какие вопросы волнуют вас больше всего? Ладят ли ваши дети с деньгами? 

Нет меток для этого поста.

37 comments

  1. andi:

    Буду краток: хочу прочитать подобную книгу в Вашем, Светлана, исполнении!

    • Что тебе сказать, Андрюша? Я ж не психолог. Разве что — с позиции журналиста и обычного обывателя.
      Какие вопросы тебе были бы интересны? Может, я сразу и возьмусь за ответы на них. А потом, в книге, — поблагодарю, с указанием имени, как это сейчас принято…

      • x64:

        Светланочка, лучшая благодарность — получить ответ, который удовлетворит и расставит все точки.

        «Попрекаем»
        Ребенок может сказать «я не просил меня рожать». Как быть несчастному родителю?

        «Подкупаем»
        На западе это вроде норма. Учат ценить деньги: подстриги газон и получи доллар.
        С одной стороны, есть что-то противоестественное в “оплате” за отметки. С другой, ребёнку нужно как-то объяснить, что учёба — его работа.

        «Время – деньги?»
        Вопрос на 5+!!! Но хочу больше примеров.

        «…на “почему?” сына или дочери отмахиваемся»
        А если не отмахиваемся, а объясняем, а дитё продолжает трындить «почему»? На мой взгляд, уместно отзеркалить и «почемучить» на тему плохих отметок, нежелания учиться и т. д. и т. п. Наверняка психологи не согласятся. Почему? (:

        «Повторяем негативные родительские установки»
        Родители жили в другое время. Матушка сначала жила при лучине, потом — при керосиновой лампе, далее свет появился… А сейчас рулят электроника, интернет, нанотехнологии. Да что там, некоторые дети на полном серьёзе интересуются, когда у родителей появился сотовый(!). Им в голову не приходит, что каких-то 20 лет назад слово «компьютер» произносилось с придыханием, а телефон с антенной назывался «спутниковым» и видели его только в американских фильмах.
        Нужно ли донести детям, что их родители в это время даже десятую часть не имели того, что сейчас можно в любом магазине а-ля «Эльдорадо» купить?

        «Я сама только осваиваю науку грамотного обращения со своими финансами»
        Подробности? 🙂

        • Ну, Андрюха, прям-таки засыпал вопросами.
          Шутка не удалась — шутки отставим в сторону. Придется отдуваться.
          Я взяла одну главу — а ты ее разложил на «косточки» и подбросил тем сразу на несколько статей. Молодца-а…
          Начнем с первой? И статью назовем «Я не просил меня рожать…» Мне нравится такое название.
          А что получится — увидим завтра. Надеюсь, я справлюсь за завтра.

          • x64:

            Прошу прощения, не понял, что это шутка. Отсутствующее чувство юмора даёт о себе знать 🙁

            • Да что-то не похоже на «отсутствующее»… Быстрее, пожалуй, меня слишком всерьез воспринимаешь?
              Но вопросы хорошие. В предыдущей статье, кажется, ты спрашивал, где беру темы для статей. Так вот ты один сколько подбросил! Успевай теперь отвечать!
              Не совсем поняла эту фразу: «На мой взгляд, уместно отзеркалить и «почемучить» на тему плохих отметок, нежелания учиться и т. д. и т. п. Наверняка психологи не согласятся. Почему?»

            • x64:

              Светлана, не понимаю фразу «воспринимать всерьёз». Как можно не всерьёз воспринимать человека, с которым ведётся диалог? (:
              Увы, я не психолог, и не всегда с ними соглашаюсь. У «книжных» со мной проблемы — на 2 предложенных варианта ответа предлагаю ещё 2, чем рву их шаблоны. Но если человек действительно по призванию работает, очень мило общаемся)

            • Это я к тому, Андрюша, что иногда я играю, шучу, и тогда вряд ли стоит — всерьез. А ты — всегда серьезен?
              То, что с психологами не соглашаешься и рвешь шаблоны — так это же здорово, креативный ты наш человек! Психология мне нравится, но она не все может объяснить. Или не для всех.

            • andi:

              Светлана, внешне я скорее всегда несерьёзен.
              Поэтому мои рассуждения при общении с «книжниками» могут восприниматься как попытка «обойти книжные законы, им известные». На деле, просто мыслю шире шаблона, вдолбленного им преподавателями или книгами. Люди, для которых психология — призвание, воспринимают (или чувствуют?) это и поддерживают разговор.
              Вспоминаю полковника-пенсионера, который преподавал на военной кафедре. Это был действительно образованный человек, который сначала получил высшее образование, после чего осознанно выбрал армию. Он говорил: воспринимайте службу как игру. И верно! В каждой игре свои правила. В армии так же. Это нужно либо принять, либо уходить.
              На мой взгляд, в психологии так же. Каждый человек индивидуален. Часть поддаётся шаблону, часть — нет. Это нужно либо принимать и говорить на одном языке, либо признать, что психология — не твоё, и уйти.
              Такс, что-то многоБукоф. Закруглился)

            • Надеюсь, мы с тобой говорим на одном языке.
              Кстати, пишу статью по теме «Я не просил меня рожать…» За день не справилась — тема оказалась глубокой, а времени было маловато. Подождешь?

            • andi:

              Светлана, я тоже надеюсь 😉
              Статью жду, конечно же. Кто знает, когда предстоит столкнуться с подобным?

            • Что-то подсказывает мне, Андрюша, что тебе это не грозит.
              И что у тебя уж точно есть свое мнение по этому поводу.
              И мне тоже будет его интересно узнать — в комментариях к моей статье. Так что завтра уж постараюсь доделать. Главное, чтобы ничего не отвлекло.

  2. Таня:

    Прочитала «типичные ошибки родителей», и, поняла, что эту книгу мне нужно прочитать от корочки до корочки. Спасибо, Светлана, за наводку.

  3. В последнее время тема денег стала прямо благодатной… Столько уж всего говорится и пишется. Интересно, у кого-то реально получалось благодаря различным руководствам изменить своё отношение к деньгам…

    Кстати, насчет «обеспечить детей необходимым — святая родительская обязанность». А как насчет того, что ребенок тоже приходит в этот мир не «гол, как сокол»? 😉 Это, конечно, нетрадиционная точка зрения. Но имеет место быть — когда ребенок рождается, необходимое для него, особенно в первые периоды жизни, будет у родителей непременно. Важно просто, чтобы родители принимали (например, это могут быть вещи, которые нередко отдают им или какая-то иная помощь) и отдавали то, что для ребенка предназначено, а не «прихватывали» себе. Это в двух словах не опишешь, что я имею в виду. Просто хочу сказать, что не только родители «вкладываются» в ребенка, но и наоборот. 😉

    • Согласна, ребенок не приходит в мир «гол как сокол». И самое главное, что он приносит, даже не вещи, которые будут отдавать. Это — те чувства, которые мы испытываем: умиления, благодарности, эйфории…
      Разве не подарок маме его первый крик и прикосновение к груди? Такая благодать, которой не испытаешь больше ни при каких иных условиях.
      Но в данном случае, коль речь идет о материальном, все же родительскую обязанность по обеспечению своего чада никто не отменял. И попрекать за это — значит, накликивать проблемы в будущем.

  4. Я уже давно поняла простую истину: желать надо не денег, а счастья себе и близким. Радоваться тому что жив, радоваться что все хорошо. Рядом любимые дети, муж, родные. Когда деньги станут средством, а нецелью, их станет намного больше. Проверено! Но и растрачивать их бездумно нельзя. Поэтому с народной мудростью соглашусь: кпейка рубль бережет. Кто не умеет считать копейки, никогда не будет считать миллионы.

    • Ух, и актуальная же тема, оказывается, — деньги! Да, Надюша?
      Счастье не в деньгах, все верно. Но все же хорошо, когда мы не испытываем в них недостатка. Деньги — это возможности. Все верно: они должны быть средством, а не целью. И именно эти мысли нужно доносить детям. Говорить с ними об этом. А для этого прежде — разобраться со своими отношениями с деньгами.

  5. Вы правы, что деньги сложная тема. Со многим согласен, а главный принцип — это во всем должна быть мера.
    Детей нельзя подкупать, упрекать и далее по списку… Но надо учить ценить, то, что они имеют. Ребенок должен понимать, что действительно все с неба не падает. Быть богатым прилично) и нужно, но что бы быть богатым надо трудиться, думать, принимать решения.
    «Воюем между собой» — а это совсем не нужно)) Тем более из за денег.

    • Согласна, Александр, со всеми вашими доводами. А насчет «воюем…» — так ведь речь идет о родительских ошибках. И эта — одна из многих. И она, конечно, потому и названа «ошибкой», что «это совсем не нужно».
      БОГатства вам!

  6. Ольга:

    Как я люблю книги по психологии! А вот деньги — нет. Хотя без них трудно жить, но с каждым прожитым годом я понимаю, что деньги — это не главное. Отношения, впечатления, хорошие моменты — вот, главная ценность жизни, которую должны ценить. Деньги, машины, дома — это всё временные ценности. Сегодня есть, завтра нет, а воспоминания всегда при нас!

    • Вы правы, Ольга: воспоминания при нас. Но деньги — это возможности. В том числе и для того, чтобы эти воспоминания стали ярче, красочнее. Любить их, может, и не надо, а уважать — стоит (из моего нового опыта).

  7. Здравствуйте, Светлана! Вопрос денег всегда был и будет волновать всех — и богатых и бедных, тех, кто знает как с ними ладить и тех кто нет.
    Вы говорите о толковом и мудром человеке, которого хорошо бы иметь рядом в сложных жизненных ситуациях. До каких пор? До старости? 🙂 У меня лучшим и мудрым другом был отец, у которого лучшим другом была книга. Именно он привил мне любовь к книге. Но мы растем, изменяемся и если мы становимся выше нашего учителя, то в этом его заслуга. Почет и уважение такому учителю — неважно кто это человек или книга.
    Есть книги, которые учат делать суфле неправильно. С самого начала подменяя понятия и делая на этом выводы. Какие книги тогда читать? Правильные! Правильные считаю те книги, в который автор сам достиг результата в раскрываемой теме.
    Тема денег в этом случае особенная.
    Если он (автор) на одной ноге в написании книг по заработку, то его заработок — это продажи от написания книг, но не заработок о котором он пишет.
    В приведенном вами примере из книги Марины Время — деньги бросается в глаза. Кому как 🙂 Это выражение сказано не психологом, а бизнесменом и это так для него и есть. Измеряем деньгами то, что этим нельзя измерять? А чем меряется время на языке бизнесмена? А в чем оно вообще измеряется? Нельзя заимствовать выражения из несовместимого по теме топика. Не понятно при чем тут любовь на которую тоже якобы нужно время? Неужели? Я люблю, а значит я живу… я живу, а значит я люблю.
    Плата за газон рабенку- это не плата, а привитие любви к труду, который должен оплачиваться. Ребенок наравне со взрослыми должен зарабатывать деньги — и это для него своего рода работа. Подстричь газон может и рабочий и ему за это платят. Почему не платить ребенку?
    В этом еще надо разобраться — у нас в стране все домашние дела делаются нами самими. У них делают эту работу наемные рабочие. Почему в таком случае ребенку не надо платить за его работу? Надо и это хорошо.
    Долг родителей — обеспечить своих детей необходимым и правильно применять к ним законы деньг. Стипендия, если хотите — замечательный стимул для хорошей учебы. Очень важно в каких руках окажется этот стимул. Вот это уже забота родителей.
    Самый лучший способ привития правильного обращения с деньгами у детей — это личный пример. Никакие нравоучения и слова не действуют так, как личный поступок. Ребенок — это маленькая обезьянка — как ей покажешь, так она и бедет делать. И будет считать, что это сделано правильно.
    Спасибо за анонс книги 🙂

    • Ларри, с «толковым» человеком можно общаться и до старости — прибавится мудрости. Родители, муж, друзья, если работа — профессионал, если отношения — может, психолог, коуч… Иной раз пока просто расскажешь кому-то о проблеме — вслух проговоришь, уже найдешь решение.
      Я обычно тоже не ищу активно свободные уши. Ограниченный круг — муж, дети, родители, по работе — профи, и книги. Но в две-три головы — легче.
      Насчет «время — деньги». Может, и сказано бизнесменом. Но не слишком мудрые родители повторяют это касательно отношений. Об этом М. Мелия и пишет. И, я считаю, пишет правильно. Не судите о книге — по отзыву. Я не могу здесь охватить и законспектировать все. Моя задача — дать представление.
      Насчет оплаты детского труда за каждую малость — соглашусь с Мариной.
      А вот насчет личного примера — на все сто% — с вами: личные поступки родителей — самые действенные методы воспитания.
      Извините, коротко: 21.00, и я обещала, что закрою в это время компьютер.
      Всего доброго!

  8. Светлана, сначала хотела оставить комментарий по поводу статьи, но зацепил меня Ваш диалог с Х64. А точнее фраза «Я не просил меня рожать…». Для меня всегда было не понятно негативная реакция родителей на эту фразу. Когда ребенок говорит эту фразу он прав на 100%. Родители хотят иметь детей, они говорят: «Мы хотим ребенка». У них родился ребенок, они исполнили свое желание, а потом ведут себя так как-будто они исполнили желание сына или дочери. И этой фразой «Я не просил меня рожать…» ребенок и пытается донести, что родившись на свет, он исполнил не свое желание, а желание родителей.
    А на счет денег Вы правы много не нужного нам в детстве вбивали в голову, и не только родители. Теперь приходиться убирать этот мусор из головы и заменять его правильными программами. Слава Богу я это рано поняла и учила сына уже совсем другим взглядам, надеюсь, что правильным.

    • Спасибо, Наталья, за комментарий. Неважно, что зацепило — важно, что не остались безразличной.
      На эту тему, «Я не просил меня рожать…» пишу статью (дубль-2). Так что вдаваться в подробности сейчас не буду. Скажу только, что, на мой взгляд, ребенок говорит эту фразу не от самой лучшей жизни.

  9. Сергей:

    Спасибо за совет надо обязательно прочитать данную книгу.

  10. Любопытная книжка! И тема тоже. Я о деньгах:) Мне кажется, у каждого свой подход. Мы все разные. Даже астрологи говорят, что звезды предполагают у каждого человека индивидуальные взаимоотношения с богатством. У меня, например, получается по звездам так, что чем больше я о деньгах думаю, тем больше они уходят. И чем больше думаю о духовном — тем больше приходят. Когда узнала это — поразилась, насколько совпадает это с моей реальной жизнью. А у других — иначе. Но вот одно общее: деньги — это тоже энергия. И относиться надо к ним, как к энергии, быть проводником, но не бессмысленным растратчиком, и не глухим накопителем (проводить туда, куда они необходимы и пользу принесут), и не закрываться от потока. Тогда будут, и поток будет расширяться:)

    • Наверное, все, о чем слишком много думаем, уходит из жизни, Алиша. У других — так же, как у вас.
      Когда рассказываю сыновьям, почему так происходит, привожу пример с девушкой, которая без конца думает о тебе, звонит среди дня и ночи. Как удавка на шее — потому и отделаться хочется.
      Вот это «не закрываться от потока» — как раз очень трудное. По крайней мере, в моем случае. Пока раздумываю да сомневаюсь…
      Но — учусь. На то и жизнь, чтобы учиться.

  11. Светлана, можно статью на блог себе забрать — с указанием первоисточника, конечно же?

    • Честно говоря, Дима, не знаю, насколько это хорошо или плохо для моего и вашего блогов. Может, лучше ссылками обменяться на какие-то статьи?
      Во всяком случае, спасибо, что спросили. Говорят, бывает такое, что не спрашивают.

  12. Прочитала статью очень внимательно, действительно проблема нашего общества — это отвержение денег, словно мы их вовсе не достойны. Низкая самооценка, готовы работать за гроши. Не можем воспитать в себе финансовую культуру и точно такой же неполный багаж передаем детям. Нам долгое время внушали, что быть богатым плохо и сейчас многие так думают. Но богатство — это лишь умение человека ценить себя, требовать больше за свой труд, умение правильно вкладывать деньги, любить свою работу, а не ходить на нее как на каторгу. Мы даем шанс лени съесть нас, а потом удивляемся, почему просиживаем время зря.

  13. Очень важно любить свою работу, и тогда достойная зарплата в конце концов придет, может быть, и не сразу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *