Что помогает понять собеседника?

ponyat-sobesednikaПри длительном общении постепенно люди узнают друг друга всё лучше и начинают понимать партнёра глубже и объективнее. Что помогает понять собеседника? Опыт, знания… Что еще?

Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности.
Ф Ларошфуко

Опыт — сын ошибок трудных…

При длительном общении постепенно люди узнают друг друга всё лучше и начинают понимать партнёра глубже и объективнее. И хотя влияние первого впечатления настолько сильно, что продолжает действовать и тогда, когда люди общаются довольно долго, постепенно оно ослабевает.

Мы получаем много информации о человеке, его переживаниях и состояниях не только и не столько из вербальных (словесных) источников. При этом не всегда понимаем, как нам удалось извлечь ту или иную информацию.

Многие уверены, что помогает в общении опыт. Но так ли это?

Множество людей дожили до седин, а так и не научились понимать, что происходит с собеседником. Между тем, есть молодые люди, которые будто интуитивно чувствуют того, с кем общаются. А самые тонкие «антеннки», пожалуй у детей: они не только верно улавливают сигналы, которые посылают им взрослые, но и тут же подстраиваются под них.

Опыт же часто «подставляет» нас, вытягивая из подсознания устаревшие установки, догмы и субъективные предположения.

Получается, опыт не всегда становится лучшим помощником во время общения. А что тогда помогает?

Всегда ли выручают знания?

Психологические исследования показывают: информацию об эмоциональных состояниях человека, об отношении к окружающим, а также об отношении к себе несут почти все детали внешнего облика. Важны жесты, мимика, общий стиль поведения. манера одеваться, походка, привычные позы, пространственная ориентация по отношению к партнерам…

Основным источником информации о человеке является лицо. Не зря говорят: «на лице всё написано».

Угрюмое, смешное, одухотворённое, просветлённое… Все эмоции в первую очередь отражаются именно на лице. Известно семь основных эмоций: счастье, интерес, удивление, страдание, гнев, отвращение (или презрение), страх. Их мы считываем очень быстро и точно.

Важную роль при чтении информации «с лица» играет направление взгляда. Неприятно общаться с тем, кто часто отводит глаза, не смотрит на собеседника. Что прячет от нас человек? Но и слишком пристальный взгляд не назовешь комфортным: ощущаешь себя под следствием.

А что выражает направление взгляда?

Зарубежные психологи считают, что взгляд напрямую связан с процессом формирования высказывания. Когда человек только формулирует мысль, то чаще смотрит в сторону («в пространство»). Если мысль уже сформулирована, человек смотрит на собеседника. В разговоре о сложных вещах на собеседника смотрят меньше, но как только трудность преодолевается, длительность контакта глазами увеличивается.

Обычно тот, кто говорит, на партнера смотрит меньше: взглядывает только для того, чтобы проверить реакцию и заинтересованность собеседника. Слушающая сторона больше смотрит в сторону говорящего и «посылает » ему сигналы обратной связи.

Но бывают ситуации, когда лицо становится не слишком информативным: когда человек контролирует свою мимику. Например, во время соблюдения ритуалов, правил этикета, когда сознательно стараемся не показать собеседнику истинные чувства.

Тогда главным источником информации становится тело. Его контролировать сложнее, и оно становится «местом утечки информации» об истинных душевных состояниях.

Например, походка. Она узнаваема, индивидуальна и выдаёт эмоциональное состояние. «Тяжелая» походка, как правило, выдаёт гнев. Наибольшая длина шага тогда, когда человек горд. В страдании человек почти не размахивает руками, они «висят». В состоянии счастья человек будто «летит»: шаги у него легкие, частые.

Но, опять-таки, знания невербалики хоть и помогают, но могут подвести в нужный момент. Что же не подведёт?

Кстати, о невербальном поведении человека можно больше узнать здесь:

В помощниках — эмпатия

Помочь глубоко понять человека способна эмпатия — особое отношение к партнеру, особая направленность на него. Какими умудренными опытом и знаниями мы бы ни были, чтобы понять человека, нужно этого очень хотеть.

Важно именно хотеть понять, почему человек переживает, о чем думает, его точку зрения и образ мыслей.

Замечали? В отношениях с близкими людьми, с друзьями всё будто происходит само собой, без особых усилий и трудов. Это потому, что мы очень хотим понять другого, боимся обидеть или сделать что-то не так.

Эмпатия основана на стремлении и умении поставить себя на место другого, взглянуть на всё его глазами, прочувствовать его состояние, учесть всё это в своем поведении. Более подробно об эмпатии можно прочесть здесь:

P.S. Что, на ваш взгляд, больше всего помогает понять собеседника? Что способно сделать общение успешным?

В ОК услышала замечательную песню, и голос у исполнительницы прекрасный. Предлагаю и вам послушать:

Светлана Локтыш

Преподаватель. Журналист. Тренер. Консультант.

22 комментария к “Что помогает понять собеседника?

  1. Тема не вербального общения — классная штука, но тут нужно знать достаточно информации и конечно же практиковаться, только с практикой получаешь достойный результат) Прочитал книгу — интересно написано, сейчас по чуть практикую, так подглядываю за людьми:)

    1. Понятное дело, сначала — знания и практика. Затем уже результаты. Так в любом деле.
      «Поглядывать» за людьми — интересное занятие. Я это делаю много лет. 🙂

  2. Мне помогает понять собеседника, если я прислушиваюсь к тому что у меня внутри. Если чувствую отторжение, стараюсь быстрее расстаться с человеком.

  3. Здесь работает целый комплекс: и голос, и мимика, и поведение.. Ведь почти каждое наше движение говорит об эмоциональном состоянии. Просто надо быть внимательным к человеку.

  4. Давно интересуюсь психологией, но все времени не хватает полностью что нибудь изучить. Познавательная статья, спасибо!

  5. Удивительно, но при общении в интернете, даже не видя глаза человека и не слыша интонацию голоса, мы интуитивно чувствуем настроение, шутит человек или злобно говорит.
    А иногда с совсем чужими незнакомыми людьми бывает легче разговориться, чем с близкими. Например, когда в поезде едут, частенько делятся с попутчиком своими мыслями и внутренними переживаниями.

    1. Энергетика — штука тонкая, но уловимая. Потому и чувствуешь, в каком настроении и состоянии находился человек по ту сторону экрана.
      Кстати, я — из тех, кто не любит открывать душу первому встречному. Вообще, стараюсь прежде всего разбираться со сложными вопросами сама с собой или с людьми, которым доверяю.Но, да: многим проще раскрыться случайным попутчикам — это их право и дело. Я, как правило, в таких случаях становлюсь «свободными ушами» — если человек мне чем-то интересен.

  6. По моим наблюдениям, одно из важных умений в коммуникации — умение мониторить собственное состояние, точнее, как изменения в поведении другого человека отзываются а твоем восприятии? По-моему, детки именно так и делают (только без всех этих умных слов, конечно).
    А одно из главных условий успеха в общении — интерес к собеседнику. Лучше — если искренний. Но работает даже имитация (кстати, многие сперва имитируют, а потом втягиваются и начинают по-настоящему интересоваться своим собеседником).

    1. Согласна, Елена. Ведь мы ведем себя, исходя из нашего опыта, и мозг принимает самые верные решения. А вот что мы можем реально контролировать — это процесс восприятия той или иной информации.
      …Если понимаешь, что никто не встречается нам просто так, а всё — со смыслом, легче родить в своей душе интерес, тогда и имитация не нужна. Просто задать себе парочку вопросов: что я должна понять? какой урок может преподать этот человек? и т.д.

  7. Светлана, очень приятно было с вами познакомиться! Лично мне помогает лучше понять собеседника обычно интонация голоса, мимика, а также энергетика, которая исходит от человека.

    1. Елена, мне тоже приятно с вами познакомиться! Согласна, энергетика тоже очень чувствуется.

  8. Всегда завидовала психологам: они умеют слышать не только слова, но и мимику, жесты.

    1. Этому научиться несложно, Ирина, — было бы желание! и интернет в помощь. Необязательно даже психологом быть.

  9. Лично мне понять собеседника помогает целый комплекс — это и мимика, и голос со всеми его оттенками, и зрительный контакт, и эмпатия — куда ж без нее. 🙂 Именно поэтому мне подчас сложно общаться в чатах — типа скайпа или WatsApp — потому что нет ничего, кроме текста и смайликов. И уже не раз сталкивалась с тем, что происходит непонимание… Так что я за личное общение и общение в блогах. Оно как-то лучше удаётся. 😉 🙂

    1. Мне тоже, Светочка. Быстрее находишь близких по духу и по интересам людей в блогах, не говоря уже о личном общении. Чувствуешь их тоньше.
      Хотя скайп мне нравится — там видео. Он нас с сестрой выручает здорово: она в России — я в Беларуси, а тут, глядя друг на друга и кофе вместе попьём, и вопросы решим, и просто поболтаем, если время есть.

      1. Согласна, когда есть видео или хотя бы просто голос общение становится более настоящим и правдивым что ли… Хотя почему-то видеосвязь редко использую в скайпе… Вот так, чтобы кофе пить с кем-то… Не получается. 🙂

  10. Добрый день, Светлана. Мне кажется, понять собеседника помогает искренний интерес и участие в его делах. Очень приятно наблюдать благодарность в глазах человека только за одно то, что с ним поговорили.

    1. Это верно, Александр. Общение — явление недорогое, но бесценное.

  11. Светлана, желание человека идти на контакт, его открытость. Иногда, разговариваешь с кем нибудь и не чувствуешь человека. Он, вроде бы, отвечает, но так, что продолжать беседу не хочется.

    1. Иногда люди отвечают так, потому что элементарно не умеют общаться. И рады бы — а как это?.. И правильно Александр заметил: разговоришь иного — столько благодарности в ответ!
      Но бывает, что не стоит время тратить. Это чувствуется. Как в описанном вами случае, наверное.

      1. Иногда, даже жалко таких людей становится. Душа закрыта на замок. Радости в жизни нет. На место такого человека, себя поставить не могу. И понять его не могу. КАК можно лишать себя радости общения?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *