Пишем роман. Замысел

pishem-romanРоман – не рассказ: потеть над ним писателю приходится долго. От замысла до финальной точки – не близкий свет. Но и после этого необходим не менее ответственный и скрупулёзный труд, чтобы привести в порядок текст, выправить, отредактировать. И если однажды мы решаем: “Всё, пишем роман”, то приступать к делу надо сразу ответственно. И начинать – с замысла, как и в случае с рассказом.

Замысел и зачем его формулировать

Предлагаю обратиться к книге Джона Труби “Анатомия истории”.

Что же такое замысел? Если очень коротко, то это – одна фраза, которая дает представление о том, с чего начинается история, чем закончится и кто главный герой.

Например, замысел “Преступления и наказания” Ф. Достоевского мог быть таким: “Бедный студент решает, что имеет право убить старуху-процентщицу, в чем впоследствии очень раскаивается”.

Нельзя жалеть времени на выстраивание замысла, т.к. он – важнейший элемент хорошего романа. Именно замысел ведет писателя от начала к финалу истории, влияет на решения, принимаемые в ходе выстраивания сюжета, выбора героев и пр.

Поэтому, во-первых, замысел не должен быть банальным, замусоленным, во-вторых, он должен полностью устраивать нас с самого начала, чтобы не пришлось менять, а то и переписывать всю историю.

Так, чтобы найти замысел сценария, автор предлагает использовать алгоритм нахождения той самой фразы, из которой “может родиться отличная история”. Этот алгоритм, на мой взгляд, вполне подходит и для того, чтобы найти замысел романа, который мы собираемся писать.

7 шагов к формулировке замысла

Рассмотрим 7 (из 10, предлагаемых автором) шагов, чтобы найти небанальный, интересный замысел будущей истории.

  1. Писать с расчетом, что этот сценарий изменит нашу жизнь.

Если история важна для нас, то она вполне может оказаться важной еще для кого-то. Не стоит пользоваться замыслом, созданным на основе ужой книги, чтобы не скатиться до шаблонов. Лучше узнать глубже самого себя и “полученное знание рассмотреть отстраненно, составить о себе самом целостное впечатление”.

Для этого предлагается выполнить упражнение.

  • Составить виш-лист: список тем, мест, героев – всего того, что хотели бы увидеть на страницах книги.
  • Составить список идей, которые приходят в голову, – замыслов. Пусть их будет много, главное, чтобы они записывались одним предложением (как у меня в примере с Достоевским). Это научит четко формулировать свои идеи.
  • Внимательно изучить оба списка, найти важные элементы, которые встречаются и там, и там. “Повторяться могут персонажи и типы персонажей, тон голоса, сквозящий в строчках диалога, типы сюжетов (жанры), тема, предмет или эпоха, к которым вы то и дело возвращаетесь”. Все это уже есть в нашем сознании и поможет сделать замысел – нетривиальным, истоию – живой.
  1. Оценить потенциал замысла.

Можно воспользоваться методикой “А что, если?..”, которая приведет и во вселенную произведения, и в сознание. Главное, не только постоянно задавать себе этот вопрос, но и дать волю фантазии.

  1. Разглядеть трудности и головоломки.

В идее сюжета всегда есть проблемные места. Важно научиться замечать “естественные” сложности, трудности сюжета еще на стадии замысла.

Они – дорожные знаки, указывающие путь к подлинной и уникальной истории.

В качестве примера возьму приведенный автором Джоном Труби фильм “Звездные войны” (сценарий Джорджа Лукаса). Трудности: автору надо ввести много персонажей, заставить их действовать долгое время и на огромных пространствах; историю надо сделать понятной и увлекательной; подумать, как будет меняться герой, который с самого начала – положительный.

  1. Найти конструирующий принцип истории.

Конструирующий принцип – связующая идея истории, нечто абстрактное. Его можно “вывести” из замысла, который более конкретен.

Конструирующий принцип – это крепеж, на котором держится вся история. Это внутренняя логика сюжета, благодаря которой его части органично связаны друг с другом…

Иногда это – символ или метафора (например, красная “А” в “Алой букве” или гора в “Волшебной горе”).

Иногда – базовое направление действия, которое разворачивается с развитием сюжета (путешествие, особая роль рассказчика, временные отрезки – день, ночь, четыре сезона и пр.). Например, в “Улисс”: замысел – “история про один день, проведенный героем в Дублине”; конструирующий замысел – “современная одиссея в большом городе в течение одного дня”.

  1. Найти главного героя.

Надо всегда рассказывать о лучшем из героев. Это не значит, что о самом приятном. “Лучший” – значит, самый обаятельный, провокационный и сложный, даже если он не самый симпатичный.

Задаем себе вопросы. Что я люблю в каждом и героев? Хочу ли я знать, что с героем случится дальше? Нравится ли мне образ его мыслей? Волнуют ли проблемы, с которым герой сталкивается?

Если герой не находится, надо брать другую идею. Если это – не главный герой, придется переделать замысел. Если в истории несколько героев и, значит, сюжетных линий, то для каждой линий будем искать лучшего героя.

  1. Сформулировать основной конфликт.

Для этого спрашиваем у себя: кто с кем соперничает и что у соперников на кону? Все конфликты так или иначе сходятся к какому-то главному противостоянию.

  1. Нащупать единую причинно-следственную связь между событиями сюжета.

Это надо сделать до того, как приступаем писать роман. Исправлять неувязки сюжета в написанном произведении гораздо сложнее, чем в самом начале пути.

Задаем себе вопрос: каково главное действие, совершаемое героем этой истории?

Пример. Замысел: мужчина влюбляется в женщину и борется со своим братом за винодельню. Тут две линии причинно-следственных связей. Превращаем этот двойной замысел в целостный: “любовь женщины помогает герою одолеть брата в борьбе за обладание винодельней”.

Пишем роман?

Это – начало создания романа. Но если в начале долгого пути не запастись надежными средствами, которые гарантированно ведут к финишу, можно долго плутать, сворачивать на неизвестные дороги и тропинки. И хорошо, если результат этих плутаний порадует. Но чаще оказывается иначе.

Я – не явный планировщик по натуре. Мне нравится свобода действий, возможность импровизации. И все же прекрасно понимаю, что каркас будущего романа, его замысел, цель, основные мотивации и характеристики персонажа надо представлять с самого начала.

Потому перед началом НаНоРайМо поработаю с этими пунктами будущего романа, а также подумаю о характеристиках персонажей, конфликтах, вселенной истории и о сюжете. Подготовлюсь, насколько успею.

И постараюсь успеть в блог выложить информацию, которая поможет поработать над будущим творением и тем, кто решил участвовать в Месяце писательства, т. е. вам (коль вы знаете пароль этой странички).

Рада такому вашему решению. Вместе и веселее, и сподручнее.

Будут вопросы по теме, задавайте в комментариях, постараюсь ответить.

2 comments

  1. Светланка, я пока даже не представляю ЧТО и КАК писать. Даже мыслей нет. Пусто. Может быть, появятся после осмысления статьи.

    • А я мучаюсь дилеммой: писать новый роман или закончить-таки старый? Писать новый не дает незаконченная работа. Писать старый — вроде как не совсем в тему с НаНоРайМо.
      Все же останавливаюсь на том, чтобы закончить начатое. Потому что новый даже продумываться не хочет, все время возвращаюсь к первой части (планирую ж 2 часть как продолжение).
      В любом случае, за эти дни надо определиться, т.к. потом на это не будет времени, надо будет писать, писать. Знаю по опыту.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *