Писательский марафон: половина пути. Что прячется под словом «лень»

pisat-lenВчера-сегодня – пик писательского марафона в рамках НаНоРайМо: осилили половину пути. На вчера в копилке участника должны быть 25 тысяч написанных слов (у меня 26 650), а сегодня  – 26 666. И хочется порассуждать о том, что обычно мы прячем под словом «лень». 

Несмотря на то, что иду чуть-чуть впереди (это – со страха: пару дней пришлось нагонять), писать сложно. Дело даже не в количестве знаков: их можно выдать много. Дело в том, что я пишу рассказы, и конкретного плана на них у меня не было и нет. А мне без плана сложно: нужно видеть свет в конце тоннеля. В результате, могу весь день ходить и размышлять о том, какой бы сюжет придумать. Идей много, мысли по поводу тоже имеются, а вот как их подать удобоваримо – с этим бывают пролёты.

В результате писать иногда сажусь только вечером, превозмогая собственную лень. Так что когда дойду до финиша, смогу себя считать настоящим победителем – над собственной ленью.

К лени с некоторых пор я отношусь не так уж и плохо. Есть люди, которые вообще считают её двигателем прогресса и творчества (по этому поводу стоит прочесть книгу Эндрю Смарта «О пользе лени» – отзыв о ней ЗДЕСЬ). Но лень эта – специфическая: расслабленное состояние необходимо, чтобы заработало подсознание.

В данном случае предлагаю порассуждать о лени деструктивной. Например, почему тем, кому вообще-то писать нравится, – может не хотеться писать (рисовать, моделировать… Можно подставить любой вид деятельности)? Что прячется за такой ленью?

Пожалуй, первый ответ у меня уже готов (смотри выше), осталось внести его в «пунктики»:

1. Нет видения того, о чём собираемся писать.

Не знаю, как кого, а меня этот пункт всегда тормозит. Не получается сесть и писать лишь бы набрать количество слов. Надо знать, ЧТО писать.

Писательский марафон, кстати, все время (даже ночью) держит мозг в тонусе, заставляет  поднапрячься. Именно поэтому я второй год участвую в марафоне. Знаю точно: даже если с утра не знаю, о чем писать, к вечеру хоть что-то, но выдам: «социальные» обязательства же добровольно на себя взвалила.

2. Идея не настолько хороша, чтобы «захватить» нас.

Тогда надо подумать, развивать ли её дальше. Если скучно нам – заскучает и читатель. Энергетика – штука тонкая: читатель не поймёт, может быть, что «не так», если вылизать текст, но насиловать себя и читать дальше скукотищу не будет. Особенно если произведение большое.

У меня многие идеи лежат пока в загашнике. Выбросить совсем что-то не даёт: чувствую, что в этом что-то есть. Но не до конца вызрело внутри. Вот и даю отлежаться, дозреть и идее, и мне самой.

3. Идея кажется недостаточно оригинальной. 

Вот именно – кажется!

Было время, этот пунктик меня очень сильно угнетал – когда во время учёбы в университете изучала искусство и литературу Древней Греции и Древнего Рима. Оказалось, что все сюжеты, все направления, да что там — все самые оригинальные мысли были уже высказаны и записаны еще тогда! И это не учитывая обстоятельства, что до появления и развития этих государств были другие государства и бездна умнейших людей в каждый период времени.

В общем, по молодости у меня опустились руки: что и как писать, если всё уже сказано и запечатлено на разных носителях?! Какой смысл?!

Сегодня я вижу этот смысл: если Бог даёт нам желание высказаться тем или иным способом, через разные виды искусства, – значит, грех не высказываться. Кто-то услышит идею, высказанную царём Соломоном, кто-то ту же идею воспримет через произведения Александра Пушкина, Василия Быкова или Роберта Рождественского. А кому-то понадобятся экспрессивные песни Владимира Высоцкого, малоизвестные произведения Юрия Аракчеева и неоднозначные – Павла Санаева или скромные стихи и рассказы Светланы Локтыш и … (подставьте собственное имя).

Это я к чему: нет оригинальных идей – всё уже сказано до нас. Но можно найти интересное, именно авторское, воплощение идеи и есть наш личный уникальный опыт, который кому-то может пригодиться, понравиться, натолкнуть на нужные мысли. Даже если это будет только один, вернее, два человека: вы + единственный читатель. Найдите этого читателя!

4. Есть сомнения, что книга будет хорошей и стоящей. 

«Хорошая» или нет – это оценки. Наши, человеков. Природа, Вселенная оценок не даёт: оно есть, оно существует – всё. В ожидании «хорошего» можно вообще ничего не написать: по пути к творческому Олимпу замучает внутренний критик.

Лучше не ставить себе задачи писать «хорошую» книгу: предлагаю писать книгу, какая получится. Главное – чтобы процесс приносил удовлетворение. А постепенно будут отрабатываться необходимые навыки, шлифоваться писательское мастерство.

5. Куда-то испарилось вдохновение…

Заметила: очень сильно «испаряют» вдохновение и гонят прочь Музу бестолковые занятия: когда юзаем по форумам, смотрим однообразные сериалы, лайкаем в соцсетях или часами болтаем и ноем.

Муза – дама капризная, просто так не приходит. Позже мы вернёмся к разговору о том, что она любит. А пока могу заметить: если желаем, чтобы она пришла, надо брать ручку и бумагу (либо ноутбук) – и писать. Хоть что-нибудь. Например, 15 минут, не останавливаясь «что вижу, то пою». Муза прибежит как миленькая!

6. Ленимся писать – потому что нет поддержки.

Это еще одна серьёзная причина лени и прокрастинации – отсутствие поддержки извне (как ее найти, читаем ЗДЕСЬ). И первый же человек, который может нас поддержать – это… мы сами! Позаботимся же о себе: придумаем вкусные плюшки на протяжении всего пути следования к писательской цели.

Можно также рассказать родным, друзьям, знакомым об увлечении писательством, о том, что мы собрались постигнуть или постигаем основы писательского мастерства. Уверена: обязательно найдется кто-то, кто поддержит.

Кстати! А если покритикуют, да еще злобно – не будем расстраиваться, лучше подумаем, не комплимент ли это для нас, такая несправедливая критика?! Очень и очень возможно…

7. Под ленью может прятаться страх плохих отзывов.

Этот пункт вытекает из предыдущего. Всегда и обязательно найдутся люди, которые по разным причинам будут критиковать наше творение, а заодно и нас самих – например, обозвав графоманом. Мир так устроен. Потому лучше принять всё как есть сразу: доля отзывов будет негативных, плохих и даже очень плохих. Нам могут даже посоветовать лучше заглядывать в кастрюли (типа, пользы будет больше).

Ну и что? Создательница Гарри Поттера тоже смотрела-смотрела в кастрюли – да и выдала однажды такой роман-сказку, что затмила мно-о-огие бестселлеры. Между прочим, Джоан Роулинг (на то время только получившей развод с мужем и оставшейся без работы домохозяйке) первый издатель, который согласился (на всякий случай) напечатать «Гарри Поттера», рекомендовал найти постоянную работу: мол, на писательство жить не сможешь. А вона как дело-то обернулось: уже написано семь книг, а 7 декабря 2016 года издательство «Азбука-Аттикус» обещает выпустить еще одну, переведенную на русский язык, – «Гарри Поттер и проклятое дитя». И живёт британка Роулинг припеваючи исключительно на средства, заработанные своим писательским мастерством.

А мы что? Может, глубоко внутри нас спит своя «джоан роулинг». Но её надо же хотя бы попытаться разбудить! При полном игноре плохих отзывов…pisatelstvo-vdohnovenie

8. А если назовут ненормальным?

Всё относительно в этом мире. С моей точки зрения, ненормально заглядывать в бутылку,  бесцельно болтаться по виртуальным просторам и просиживать, э-э-э… юбки-брюки у экранов-телевидения. И что – меньше таких «ненормальных», а по сути, зависимых становится? Нет.

Ну, и пусть я буду ненормальной с их точки зрения. В самом деле, немного находится людей, которые среди ночи вскакивают, хватают ручку и в свете экрана мобильника записывают «важную идею» (которая в свете дня может оказаться полным бредом :)). Или придумывают, фантазируют, как дети, или рифмуют строки и ловят ускользающий ритм.

  • Благодарю судьбу за всё, что мне отмеряно:
  • За каждый миг, за каждый шаг, за каждый вздох,
  • За то, что было, что прожито и потеряно,
  • За то, что будет, что ещё подарит Бог… (Из нового)

И уж точно «нормальные» в чьём-то представлении не занимаются ерундой, участвуя в писательских марафонах и радуясь тому, что половина пути пройдена, 8 рассказов написаны и еще несколько – в планах. А я радуюсь этому!

В общем, бояться, что нас назовут «ненормальными» – значит, бояться показать своё лицо и раскрыть своё истинное «Я». Жаль, что это поняла поздновато, столько времени упустила, эх!..

9. А если не закончу начатое?..

А если я хочу на Луну?… (как говаривал племянник-спортсмен, будучи в возрасте малыша: «А я не хуцю на Нуну…»). В общем, каждому своё.

Если серьёзно, то чтобы начать и закончить, существует дедлайн – в данном случае, в рамках писательского марафона. Моя цель: 50 тысяч слов и минимум 10 рассказов за ноябрь-2016 (как я писала уже, статьи в блоге, комментарии, странички и прочие мелочи в расчёт не идут). А если не справлюсь…

Если не справлюсь, всё равно буду считать себя победителем: начала этот путь к освоению, развитию и осознанию писательства, а значит, однажды обязательно начну и закончу всё, что планирую.

P.S. Ух ты – 1 400 слов! Их бы – в сегодняшнюю марафонскую «отработку»… А низ-з-зя… Так вот и сражаемся с деструктивной ленью. А вы – как?

Tags: ,

15 comments

  1. Светлана, вы во многом правы, я согласна с пунктами 1 и 5 — надо знать точно о чем писать и конечно, нужно вдохновение. Но в отличие от вас, я пишу небольшие статьи в своем блоге и из опубликованных у меня только 2 статьи в журнале. Так что, до вас мне далеко, да и не всем дано сотворить большое произведение. Насчет лени — согласна, что в каких-то случаях она является «двигателем прогресса».

    • Надежда Семёновна, Вы, быстрее всего, в чем-то другом так преуспеваете, что мне — далеко до вас. Это нормально и хорошо: мы разные, и тем интересны друг другу.
      Кстати, две статьи в журнале — это достижение, о котором мечтают многие.

  2. Это действительно так, но я когда начинала писать книгу, сначала была в растерянности, «с чего же всетаки начать», думала я , но в в конечном результате книга получилась. Первый прочитал сын, одобрил.

    • Людмила, и как вы начинали — с чего? Как вы находили начало?
      Кстати, хорошая тема: как начать произведение так, чтобы захватить внимание читателя с самого начала.
      Где можно прочесть вашу книгу?

  3. Светлана, поздравляю с половиной пути! Осталось немного — дойти до конца. Я верю, что у Вас всё получится!
    А я не справляюсь со своей ленью. Я вместе с ней сажусь к компьютеру. На комментарии отпишусь, сама покомментирую. И всё! Муза не приходит. Заблудилась, видимо, где-то.

    • Наталья, может, тоже просто не видите, о чем писать? Планы составлять не пробовали? Ну, т.е. искать некую мотивацию или способы, благодаря которым писать хочется. Музу просто ждать (даже если с комментариями 🙂 ) — бесполезно: не явится. Надо просто начинать писать — придет как миленькая! Пусть себе и в середине текста, еще и на голову сядет, и ножки свесит. У меня так бывает.
      Спасибо за веру в меня.

      • Идей море по плану. Получается, потому что Светлана мотивация присутствует — меня просто прет и дел помимо написания статей — куча. Приходится планом пользоваться. А без плана никак. Я порой услышу фразу и она у меня уже в статью закладывается. Вот та ки идет сбор информации.

        • Я тоже, Надежда, стараюсь идеи сразу записывать. Иначе убегают безвозвратно. Идей много, но не напишешь все сразу. Ощущение, что им отлежаться, вызреть надо — прямо как зеленым бананам.

    • С ленью дружишь Наталочка??? Гони ты ее подальше от себя. И придумывай статьи новые и продолжай денежную рубрику — она бесконечная.

  4. Да, победа над ленью — это действительно серьезнейший шаг. Почему-то почитала вас и вспомнила свои метания из стороны в сторону. Ну, наверное, сомнения всегда будут. Надо просто делать — или как написал один мой друг: «сделай шаг и дорога сама появится» и ведь он полностью прав. Хотя вот можно начинать писать без виденья, а потом думать и думать и начнут идти идеи. Как говорят: аппетит приходит во время еды))).

    • Наверное, как у кого. Я по крайней мере должна представлять, о чем буду писать и цель моих усилий. Тогда могу начать писать, остальное понять по ходу.
      Потому в моих блокнотах — море идей. Время от времени просматриваю, за что-то цепляюсь — тогда и могу писать.
      В утренних страницах попробовала просто сесть — и писать. Кстати, сработало! Сначала пишешь: «Писать не знаю, о чем… нечего писать, пусто в голове… что бы написать…» Потом что-то начинает приходить, потом — больше, больше… Но сейчас таких вопросов не возникает: страничек по утрам не хватает, чтобы я высказала то, с чем просыпаюсь. Часто пишу не 3, а 4.
      То есть, надо просто что-то делать. И правильно ваш друг сказал, мне понравилось: «сделай шаг и дорога сама появится».

  5. andi:

    Светлана, доброго дня!
    А что значит «недостаточно оригинальная»? Это же как шахматы. Есть дебют — да, все возможные варианты начала уже придуманы. Есть эндшпиль — и окончание произведений тоже придуманы.
    Но самое главное: связать начало и конец можно мириадами способов. Это миттельшпиль, то-есть сама игра. Книги любят за это прежде всего. Могут попенять на невыразительное начало. Множество споров вызывает спорная концовка. Но, если спорят, значит дочитали до неё. Стало быть, преодолели слабую выразительность вступления, а потом что-то зацепило, и не отпускало до самого финала.
    С Роулинг (не ругательство!) всё несколько иначе. Но это тема отдельной статьи. Интересно другое. Начиная с «Даров Смерти» она ещё и продюсер.
    Писательство «у них» вообще интересная штука. Майкл Крайтон продавал права на экранизацию «Парка Юрского периода» до выхода книги. Стивен Кинг получает деньги сразу за выход произведения, при этом, права остаются у него, а издательства знают, что получат прибыль. И Крайтон, и Кинг, периодически были продюсерами постановок своих книг. Тут уже разговор плавно перетёк на денежную составляющую, но что сейчас даёт денег столь же много, как и кинобизнес? Если только игры, но и там авторы представлены достойно.
    В общем, можно творить замечательные миры и бояться, что «кто-то осудит». Осудят, конечно. Но разве это важно, если тиражи книги постоянно допечатываются? Одно дело если не нравится всем. Но совсем другое, когда малая часть людей гадят только потому, что такова их суть. Это люди пустые, и смысла обращать на них внимания нет.

    • О, Андрюша, как много я узнала нового о киноиндустрии и писательстве «там» и о всяких труднопроизносимых штуках в шахматах! Вообще, какой-то суперовский комментарий получился — я бы тебе приз за него дала.
      Насчет людей… Да, всегда найдутся те, кто осудит — хотя бы из злости и зависти. Вернее, чаще всего по этим причинам. Потому что счастливые — не осуждают. Могут помочь, но тихо, незаметно, кулуарно. И с чем с радостью соглашусь — нет смысла обращать на них внимания.

  6. Светочка, здравствуй! 🙂
    Какая ты умничка! Идешь с опережением — вообще здорово.
    Насчет деструктивной лени, у меня периодически случаются они все сразу вместе (за исключением, пожалуй, одного — «назовут ненрмальной»)… И бороться с ними у меня получается только одним методом — просто брать себя за шкирку и писать-писать-писать, чтобы мозг даже не успевал «включаться» на страхи и лень, а был занят исключительно созданием новых текстов. 🙂

    • В последнее время я тоже использую именно этот действенный способ, Светланка: писать, писать, писать… Интересно то, что чем больше пишешь — тем меньше навещает лень, все возрастает вкус от писательства. За что мне и нравится НаНоРайМо. Очень надеюсь, что задаст старт регулярному письму — это моя сверхцель.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *