Что определяет писателя: талант или способности?

pisatelСуществует ли талант? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Кто-то считает, что талантливы и гениальны люди от Бога. А иные склоняются к такой точке зрения: природа дает склонность к какому-либо виду творчества, в т.ч. и к писательству, и способности. Разовьет их человек до уровня, когда о нем заговорят, как о таланте, или нет – зависит от него.

Так или иначе, настоящие писатели – люди, которые отличаются от себе подобных. Чем? Каждый, кто задавал себе этот вопрос, соберет свой набор таких качеств. Мой список качеств писателя включает:

  • Не такой, как все. А главное, не желает быть таким, как все, «не хуже других». Он может иначе одеваться, говорить,  действовать. Правда, дело не столько во внешних проявлениях, их может вовсе не быть, а писатель будет походить на среднестатистического гражданина. Но стоит заговорить с ним, поймешь, что это – особый человек. Почему? Потому что писатель чувствует глубже, думает иначе.

По этому случаю вспомнился реальный эпизод из жизни нашего маленького городка. Проводился у нас республиканский праздник – День белорусской письменности. К приёму гостей готовились, в том числе, надо было принять «как подобает» и писателей. Высокопоставленный чиновник отдал приказ подчиненным: «И смотрите мне! Разместите и накормите этих «пришибленных» так, чтобы всем остались довольны».

Не будем обсуждать сейчас уровень культуры этого чиновника. Важнее другое: даже он понимал, что писатели – люди иные, не как все, и, пусть некорректным словом, но из общей массы их выделил.

  • Повенчанный с одиночеством. Одинокими себя ощущали (и наверняка ощущают) многие писатели. Даже если вокруг – множество людей.
  • Наивный. Вовсе не глупый, нет. Но по-детски наивный, часто – доверчивый.
  • Живет в воображаемом мире. Мечтателем писатель остается на всю жизнь. Часто мечтательность рождает и отстраненность. Это психологическое состояние присуще не только писателям, но и другим творческим людям. Именно оно помогает развить воображение, пойти за вопросом «А что, если…» к интересной истории.

В воображаемый мир могут отправлять разные причины: нереализованные желания, бегство от реальности, желание испытать то, что в реальной жизни испытать невозможно либо перевоплотиться в того, кем никогда не станешь, – так и появляются робин гуды.

С раннего детства в воображаемом мире жил Андерсен. Он очень любил театр, но родители были бедны и водили его туда не чаще раза в год. Потому мальчик срывал старые афиши и, используя имена персонажей и названия пьес, сочинял и сам себе разыгрывал свои истории. Иногда их Андерсен рассказывал одноклассникам или коллегам по мастерской, когда его отдали учиться ремеслу. Иногда его слушали, бывало – смеялись, и все говорили, что «парень немного не в себе».

Вальтер Скотт с детства любил играть в рыцарей. Уже немолодым человеком, знаменитым писателем, он сооружал игрушечные замки и проводил осады по всем правилам фортификации. Одна из таких игр, особенно любимая им «Осада Мальты», была положена в основу одноименного романа. Кто знает, может, и в Айвенго и в Квентина Дорварда, прежде чем написать, писатель тоже играл.

Пытался представить себя средневековым рыцарем Марк Твен. Он нашел, что это неудобно: нет карманов, очень трудно в таком одеянии есть, спать, да и просто сходить в туалет. Зато появился первый набросок к путешествию его янки на поиски заколдованного замка.

  • Стремится высказаться. Неважно даже, услышит его толпа или один человек. Или вовсе не услышат, или – только столетия спустя. Писателю важно высказаться, изложить свои мысли письменно.
  • Умеет интересно рассказывать истории. Если мы читаем произведение и будто сами оказываемся в том мире, слышим звуки, чувствуем запахи, ощущаем прикосновения – значит, писатель смог рассказать нам историю ярко, образно, доходчиво. Как правило, такие творения читаются на одном дыхании.

Конечно, можно постепенно и научиться слаженно говорить, писать. Но, на мой взгляд, все же что-то неуловимое дано писателю (тот самый дар), чего не дано простому ремесленнику. Потому лучшие истории и через столетия читаются с интересом.

  • Любит слово, любит писать. Увы, пока история только рассказывается, она существует недолго. Только то, что записано, может сохраниться и жить. Т.к. секретарей на всех писателей не напасешься, а многие к тому же любят творить в одиночестве, важно, чтобы писатель любил писать.

Так талант или способности выделяют писателя среди простых смертных? Думаю, и то, и другое. Например, два последних пункта можно отнести не столько к психологическим качествам, сколько к природному писательскому дару.

Но, на мой взгляд, важнее понять другое. Талант, если его не развивать, может так и не проявиться. А есть люди далеко не талантливые, но чувствуют, что «что-то этакое» им дано и обладают огромным желанием стать писателями. Своей целеустремленностью, трудом они способны развить необходимые качества и стать известными писателями.

pisatelstvoP.S. Существуют разные практики развития писательских способностей. На мой взгляд, одна из действующих – много и регулярно писать. Месяц писательства, организованный НаНоРайМо, – прекрасная возможность для этого. Кто с нами готов писать весь ноябрь?

Tags:

42 comments

  1. Светланка, вот и попробуем много и регулярно писать. А из твоего списка, в отношении себя убрала два пункта: не такой, как все и повенчанный с одиночеством.

  2. «Палка, палка, огуречик — вот и вышел человечек» Мы все в чём-то одинаковые, в чём-то не такие, как все. Я, скорее, поняла этот пунктик, как не от мира сего…

    • Правильно поняла. А я о том, что и ты несколько — не от мира сего. От мира сего не тратят часы времени на писание и шлифовку текстов. И не сидят бабушки вечерами над курсами. Они носки вяжут, семечки грызут и базары базарят. А тебе не 17 лет, а ты в писания бросилась. И после этого ты считаешь себя «от мира сего»? Не-е-ет, ты из нашего роду-племени.

  3. Уговорила! Я чертовка с пером в одном месте. Я имею ввиду руки. Знаешь, в последнее время не только на клавиатуре начала писать, но и на бумаге. По велению души. Видимо, устала от стандартных шрифтов. Рукотворчества захотелось. Я пишу красиво, каллиграфия на высоте — учитель начальных классов, этим всё сказано.

    • Мне тоже нравится писать от руки, больше, чем на компьютере. Хотя до каллиграфии моим рукам далеко (на почерк, правда, не жалуюсь). Но потом же некому набирать на компьютере! Приходится самой. И чаще — без рукотворных черновиков.

      • Как-то услышала от Донцовой по телевизору в какой-то программе, что она все свои творения пишет от руки. Показывала, не помню — листы или тетради, исписанные мелким убористым почерком.

        • Через руку приходят особые мысли. Тело нам писать помогает. И мозг иначе настраивается. Весь организм в работе.
          Но в НаНоРаймо времени на то, чтобы писать от руки, затем вносить текст в компьютер, нет. Потому я пишу от руки планы и наброски — а уж текст сразу набираю.

  4. Я плохо подготовилась к марафону. Вернее, совсем не готовилась. Только в последние дни, когда ты напомнила, что-то продумала, прикинула. И то не полностью.

    • Я тоже нынче подошла к нему практически не готовой. Тоже в последние дни. Но все равно пройду до конца — сколько смогу, столько и напишу. Иногда во время пути открывается второе дыхание. В нашем случае это тоже может произойтии. В любом случае, писать хоть понемногу каждый день лучше, чем ждать НаНо еще год. В этот месяц, вместе со всеми, подходить к столу легче, чем в иные. Наверное, эгрегор срабатывает — столько людей пишет!

  5. Всегда говорю: «Если есть желание, найдутся и возможности». А я в постоянном цейтноте. И пока не могу найти возможности работать больше. То к дочери еду, ей помочь нужно с малышом, ещё не оправилась толком после родов, то дома стадо слоников бегает. Их кормить нужно. Уже не дождусь, когда каникулы закончатся.

    • О, ты в очередной раз — бабушка? Поздравляю!
      Каникулы закончились. Глядишь, наверстаешь упущенное — ты у нас трудяга еще та.
      Я пока тоже безнадежно отстаю, ни в одном году такого не было. Пятый день — и все пять в отстающих. Но главное, пишу. Сколько могу.

  6. Девочки, о чём разговор, конечно же, талант, как без него… Вы даже комментарии пишите талантливо, я так не умею. Но без развития талант может и не проявиться, поэтому вдохновения вам и творческих успехов.

    • Спасибо, Елена! Вам тоже — успехов. Мне кажется, вы к себе несправедливы. Вон, простые рецепты как «вкусно» способны расписать — пальчики оближешь!
      Блог ведете, есть желание, есть способности — главное. Талант, думаю, все же можно развить из этого.

  7. Интересный анализ писательского творчества. Мне такой поход никогда в голову не приходил. Может быть потому, что работая с детьми, я привыкла: каждый из них талантлив. Но взрослые — перфекционисты, и это здорово мешает развивать талант.

    • Возможно, Галина. А может, взрослые и не все перфекционисты. Но факт, что приняли как данность негативные установки, сценарии. И только тот, кто сможет освободиться от их пут, снова найдет в себе свободного ребенка, а значит, творца.

  8. Без таланта наверное сложно, человек может упорством и трудом добиться чего-то, но все же талантливые люди с легкостью обойдут такого трудолюбивого человека, потому что будут прилагать меньше усилий для создания произведений.
    А чтобы стать еще и популярным и не разочаровать свою аудиторию, нужен однозначно талант и авторский подход. Думаю, развить это в течение жизни сложно, результат не будет оправдывать усилий, будут завышенные ожидания, потому что упорный труд. Человек сильно старается, а его никто не замечает.

    • Если выбрать не свой путь, дело, которое не нравится изначально — так и будет, как вы написали, Елена.А если чувствуешь способности и полон желания? Мне кажется, тогда вполне можно способности развить до таланта.
      Мне вообще трудно представить, как можно развивать себя в той сфере, которая не нравится. Это же — мучение!

      • Я немного о другом, что трудолюбивому все будет даваться сложнее, а талантливому намного быстрее и потому его быстрее заметят. Дело не в нравится или нравится, а в пути, который преодолеет каждый, талантливый получит быстрее, чем трудолюбивый. Потому все говорят, с талантом бесполезно тягаться.

        • Елена, я о том же. Только не сравнивала бы талантливого и трудолюбивого. Люди все — талантливы, просто каждый в своей сфере. И тот, кому что-то не дается, какие бы труды ни прилагал, должен подумать: в своей ли он нише? Если нет — лучше найти своё, а не тягаться с талантливым в этой сфере, да еще и трудолюбивым. А то и времени много уйдет, и удовлетворения морального не дождешься. 🙂

  9. Пожалуй, из всего списка, ко мне не очень подходит только один — умеет интересно рассказывать истории. Иногда мне кажется, что и пишу не так уж интересно. Но потребность высказаться так высока, а любовь к слову и письму так неистребима, что всё равно, интересно или нет. 😀 Пишу и всё тут.
    Да, соглашусь, что большая часть писателей не от мира сего именно в плане чувствительности. Они внешне не всегда выглядят, как психи, но внутри у них однозначно кипит гораздо более насыщенная жизнь, чем у не-писателей. 😉

    • Ну, Светочка, ты опять к себе несправедлива. Пишешь ты интересно, а если еще и потребность высказываться сильна, и любовь к слову неистребима — значит, ты как раз в своей нише. Пиши — и все тут. Мастерство нарабатываем со временем, с опытом.
      …А говоришь, только один пункт. Уже несколько нашлись — в твоем комментарии!

      • А говоришь, только один пункт. Уже несколько нашлись — в твоем комментарии!

        Не! Я говорила, что один пункт НЕ подходит ко мне. Остальные — да, подходят. Но сомнения — это ж такое дело… Они неизбежно возникают. Особенно, когда по каким-то причинам перестаёшь писать на какое-то время — именно тогда они выползают с удвоенной силой и гадости нашептывают в уши… 😳

        • О, не заметила «не». — восприняла неверно информацию. Бывает. Так тебе, выходит, все пункты подходят. 🙂
          Вот насчет сомнений, особенно после перерывов в писательстве — согласна вполне. У меня, правда, появляется не столько сомнение, сколько неприятное, гнетущее ощущение, будто я обязана, но не выполняю чего-то важного в жизни.

          • У меня, правда, появляется не столько сомнение, сколько неприятное, гнетущее ощущение, будто я обязана, но не выполняю чего-то важного в жизни

            Понимаю. У меня ещё и так: сомнения говорят о том, что вряд ли я хороший писатель и потому «зачем писать», а внутреннее ощущение говорит о том, что если я не пишу, то я полный отстой. Как говорится, раздираемая внутренними противоречиями, некоторое время «буксую», потом отбрасываю всё — и внутреннее, и внешнее — и просто пишу. Правда, хватает этого «запала» ненадолго, потом неизбежно возникает опять сомнение и опять неудовлетворенность собой…

            • Вот так оно и бывает у творческих людей — периодами. А тем более, у Весов. 🙂 Главное, проходит, и остается желание писать. Пишем дальше!

  10. еще говорят, что таланты, данные нам Богом, нельзя использовать против него же, творя бесчинства, разврат и т.д.

    • …Иначе либо отнимутся таланты каким-то образом, либо отстрадает человек по полной. Причем не Бог наказывает — мы сами себя и наказываем. Вчерашние наши слова и дела сегодня откликаются.

  11. В чем мы все одинаковые, так это в том, что у каждого есть свой талант. Другое дело как он его использует зависит от него же самого.
    Известно еще с незапамятных времен — для того, чтобы в чем-то преуспеть есть только 2 способа: один — повторять действия много раз, и второй смотреть как это делает другой и повторять за ним.
    Рождаются ли гениями? Конечно! 🙂 мы все рождены гениями, но не все этим даром воспользовались.
    Кстати, писать от руки намного производительнее, чем стучать по клавиатуре. Производительнее не в смысле быстрее. Произведения из-под пера идут от души.
    Светлана, спасибо за интересную статью 🙂

    • Мне тоже кажется, что от руки писать производительнее. И не только потому, что «от уши», хотя и это — так (сужу по себе). Но еще этот способ хорош,когда не знаешь, с чего и как начать. От руки можно начать и со всякой билиберды, которая потом переходит в нормальный осмысленный текст. Вот уж когда распишусь, тогда и на клавиши перехожу.
      Насчет гениев — не знаю. Мне кажется, ими рождаются единицы. Но талантливы — точно все. Не все находят свое предназначение, это вы тоже верно заметили, Валерий.
      Рада, что статья понравилась.

  12. Привет Светлана! Интересная статья, никогда не думал что это настолько ярко отличает людей от обычных, которые далеки от этого вида творчества. Увидел в себе некоторые моменты, к примеру умею интересно рассказать историю, и люблю это, также люблю писать статьи, но еще рановато сказать что супер писатель, просто очень это люблю, писал бы километров текста))) Давно не был у вас на блоге!)

    • Ну, да, давно не общались, Василий!
      Что касается отличий — все относительно. Есть и обычные люди, о которых говорят «на своей волне».
      А насчет «километров текста» — вам бы в НаНоРайМо! Там как раз нужны километры текста. Есть люди, которые уже выдали по 50 тысяч и больше слов. Я пока только более-менее справляюсь с нормой, у меня километры не пишутся, я в этом плане — улитка: проползла, осмотрелась, поправила, дальше поползла.
      Так что подумайте: на следующий год можно вместе рвануть, а то и в этом году еще подключайтесь! 🙂

      • О, привет Светлана! Я вот только что приехал с Лосвегаса, и сразу зашел посмотреть к вам на блог… Был неделю там, очень классно было, также в пустыни ходили, в общем я потом напишу на своем блоге об этом. А насчет НаНоРайМо обязательно посмотрю, теперь просто очень усталый после дороги, может завтра или днем позже зайду еще. Спасибо затакой развернутый ответ!)

  13. Светлана, Вы склонны к меланхолии. Вам бы не прозу писать, а лирические стихи.
    А еще Вы часто ведете разговор о писательстве. Лучше об этом часто думать, но редко высказываться.
    И еще. Вы мне до чертиков нравитесь. В этом, может быть, сказывается схожесть наших характеров.
    И последнее. Мне хочется, чтобы Вас часто навещало вдохновение.
    Обнимаю.

    • Заставили улыбнуться, Анастасия: «склонны к меланхолии». Унылое настроение, к счастью, меня практически не посещает. Хотя бы потому, что я всегда чем-то занята, мой ум постоянно в работе — не до грусти-печали. Интересно просто, с чего вы такой вывод сделали? Кстати, стихи я иногда пишу — когда строки приходят сами и отбивают ритм в голове, хотя в последнее время такое бывает очень редко.
      Еще вопрос к вам: почему о писательстве лучше часто думать, но редко высказываться?
      Вы мне тоже нравитесь, Анастасия :), и спасибо за пожелания. Хороших вам учеников!

  14. Думаю у некоторых есть талант писать, рисовать, делать что — то иное. Именно талант — понимание по своему мира, всего того, что для некоторых людей обыденно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *