Общение со случайным собеседником

Общение со случайным собеседником – это довольно частое явление в нашей жизни. Об «эффекте случайного попутчика», его положительных и отрицательных сторонах и о правилах общения со случайными собеседниками.

случайный собеседник

Заметим только: мы будем говорить не о вынужденном общении с продавцом в магазине, кондуктором в автобусе, диспетчером жилищно-коммунальной службы или медсестрой в больнице. Речь пойдет об общении со случайным собеседником, с которым мы добровольно идем на контакт.

Это может быть попутчик в поезде, покупатель в очереди перед прилавком магазина, сосед по больничной палате или бедолага в очереди на прием к чиновнику. Да мало ли еще кто!

 Почему мы добровольно общаемся со случайным попутчиком?

Наверное, многие замечали: иногда своим близким, друзьям так не «раскроешь душу», как таким вот случайным собеседникам. И неважны здесь статусы, звания и образование: домохозяйка и учитель, строитель и врач, водитель и инженер находят точки соприкосновения. Причем, чем более открыт ты с собеседником, тем больше узнаешь о перипетиях его судьбы.

Причины такого общения у каждого свои. Попробуем обобщить наиболее часто встречающиеся.

1. Некоторые люди просто боятся общаться: «вдруг что-то не так скажу», «вдруг человек обидится», вдруг, вдруг…

2. Рассказ о себе, о своих проблемах случайному собеседнику – это своеобразная попытка самоанализа. Что называется, проговариваем вслух ситуацию.

3. Иногда таким образом вырываются наружу накопившиеся тайны и недосказанности. Не все люди одинаковые: одни стремится разрешить проблему сразу и навсегда, иные – носят в себе обиды, негативные чувства, желания и недовольства.

4. Есть те, кому просто хочется поговорить «о том, о сем», «за жисть». Что зря время терять, если можно и про политику, и про экономику страны, про неурядицы в семье, инопланетян и – чужое мнение услышать, да и свое высказать.

5. Кому-то просто хочется выглядеть в глазах случайных собеседников «хорошим». И они могут часами рассказывать о себе, своих достижениях и успехах, о независящих от них потерях в жизни и стремлении мужественно их преодолевать. Правда в таком случае щедро приукрашивается вымыслом. Обычно подобным образом ведут себя люди с заниженной самооценкой. Или ловеласы. Хотя… ловеласы ведь – тоже люди с заниженной самооценкой.

Психологи говорят, что во время таких контактов со случайными собеседниками срабатывает «эффект случайного попутчика». Люди прекрасно понимают, как ничтожно мала вероятность наличия общих знакомых, при помощи которых сработало бы «сарафанное радио». А как нас воспримет посторонний человек – значения не имеет, ведь встреча с ним вряд ли повторится.

 «Плюсы» и «минусы» «эффекта случайного попутчика»

Подумавши, набросала на бумагу несколько положительных и отрицательных сторон общения со случайным собеседником.

К «плюсам» отнесла:

— возможность «репетировать» и отрабатывать общение с людьми интровертам, для которых бывает трудно начать даже простой разговор;

— иногда во время «проговаривания проблем» мы находим их решение;

— когда выговоришься, зачастую становится легче на душе. Это своеобразная терапия;

— можно быть исключительно искренним и не бояться случайный собеседник осудит — скорее, он и сам постарается «облегчить душу»;

— иной раз собеседник поможет советом, а если мы им не воспользуемся, позже не упрекнет: «Я же тебе говорил…»;

 — если разговор в удовольствие, он может стать приятным времяпровождением и обогатить новыми знаниями и информацией.

 Несомненно, у любого явления есть и оборотная сторона «медали». В колонку «минусы» записала:

— можно увлечься «суперменом» или «умницей-красавицей», которые на деле вовсе такими не являются, а то и вовсе стать мишенью «дон-жуана» либо мошенника;

— риск новой встречи и общих знакомых хоть и очень низок, но ведь Земля-то круглая!

 Правила общения со случайным собеседником

1. Не следует быть слишком навязчивым, иначе случайный собеседник воспримет наше желание общаться, как попытку проникнуть на его «территорию».

2. Общение лучше всего начинать с улыбки. Зачастую она устанавливает контакт за несколько мгновений.

3. Разговор начать можно с ненавязчивого комплимента, шутки. Можно поинтересоваться, который час, удобно ли сидеть. В купе поезда попутчика можно угостить конфетами и чаем, помочь разместить багаж, заговорить о погоде.  Первая реакция, ответ покажут, настроен ли человек общаться или хочет помолчать.

4. Не стоит и самим заводить разговор через силу. Общение, не приносящее радость, вряд ли будет полезным. Начинать разговор лучше в позитивном расположении духа.

5. Если мы заметили, что кто-то готов пообщаться, но не знает, как начать разговор, придем на помощь.

6. Чувство юмора – прекрасная «палочка-выручалочка» в любом общении! На работе и дома у нас не всегда находится время для легкой болтовни, потому используем для этого такого рода общение.

7. Важно не только самому «выговариваться», но и настроиться на слушание своего собеседника, при этом жестами и простыми словами показывать свою заинтересованность в его истории.

Как сделать общение с людьми легким и приятным, подскажут и советы из материала «Чтобы общение не стало мучением».

Наверняка у каждого из вас, уважаемые гости, есть и свои правила и секреты общения со случайными собеседниками, свои мысли по поводу «эффекта случайного попутчика«. Пишите, делитесь, подсказывайте! 

Светлана ЛОКТЫШ.

Нет меток для этого поста.

3 comments

  1. СВЯТОСЛАВ:

    Общение со случайным собеседником, действительно, иногда приносит и радость, и расслабление. Главное, сильно не увлекаться. Ведь и в самом деле есть определенные риски, связанные с таким общением. Ане зря говорят: «Язык мой — враг мой».

  2. Обычно я легко общаюсь и иду на контакт. Но в последнее время замечаю- мне больше по душе — тишина. Очень люблю помолчать. Могу одна пойти погулять и мне при этом очень хорошо и спокойно. Наверное сказывается информационный перегруз и я интуитивно стараюсь выдерживать баланс

    • Ух, куда вы зашли, Арина. Я уже и забыла, о чем писала в самом начале блоггерского пути.
      Я тоже очень люблю тишину и даже одиночество. Возможно, вы правы: виноват информационный перегруз, а также перегруз в общении. А еще мне очень не нравится общаться по телефону. Раньше было намного проще в этом плане. Сейчас моя работа связана в т.ч. с телефоном, и иногда мне хочется его отключить и не подключать долго-долго.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *