Писательские страхи: как не утонуть в потоках информации

informaciya-knigiЭтот писательский страх может иметь под собой реальную основу, особенно если автор неопытен и берется писать большое произведение, а также роман исторический или другого жанра, который требует глубокого погружения и серьезного исследования. Как быть в таком случае?

У опытных писателей со временем вырабатываются свои привычки, в том числе и тех, что касаются работы с большими объемами сведений. Иногда, чтобы написать большое произведение, необходимо исследовать десятки, а то и сотни источников информации.

Неопытному же автору на каком-то этапе может показаться, что он блуждает по лабиринту, из которого не видно выхода. В таком случае многие бросают начатый проект.

Что можно сделать в таком случае?

Структурировать текст. Иначе говоря, необходимо вспомнить избитое правило, что огромного слона можно съесть маленькими кусочками. Оно вполне применимо здесь.

Всё просто: на этапе планирования произведения разбиваем огромный текст на главы, а затем работаем с каждой из частей отдельно.

У меня есть общее представление о книге, и я более глубоко изучаю то, что необходимо для главы, которую в этот момент пишу. Для всей книги необходимо так много информации, что я вряд ли сумел бы всю ее держать в голове.

Журналист и писатель Джайлз Минтон.

Структурировать собранную информацию. Приводить в порядок важно не только текст. Причем информацию структурируем в нескольких направлениях.

Первое: составлять списки источников информации, которые необходимо изучить. Из них выделяем:

  • источники, необходимые, чтобы понимать ситуации. Главное, чтобы такие они были конкретизированы: изучаем не весь период барокко во всех странах, а, например, позднее барокко в России. Иначе можно в самом деле утонуть в потоке информации;
  • источники, необходимые, чтобы изучить детали. Детали помогают поддерживать эмоциональную связь с происходящим в сюжете. Но тут важно не переборщить и не погрузиться с головой в чтение, а выбирать именно то, что относится к делу.

Второе: лучше накапливать информацию в разных папках для разных глав. Благо, компьютеры дают такие возможности. Можно также собирать сведения по качеству информации, тогда завести папки «Образы персонажей», «Мир произведения», «Идеи» и др.

Третье: анализировать и разделять собранную информацию на ту, которая  в самом деле необходима в произведении, и ту, что, может, пригодится, а может, – нет. Задайте себе вопросы: «Как именно я могу применить эту информацию в своём романе? Как она будет двигать сюжет или как высветит образ героя». Если ответа нет или он неясен, скорее всего, лучше расстаться с лишними сведениями.

Такая информация отнимает внимание, время и силы. Поэтому смело выбрасывайте ее. Можно завести папку «Всякое», «Хлам», «На всякий случай» либо с другим названием, куда и скидывать такие сведения. Позже, когда покончите с проектом, разберёте ее.

informaciya-knigi

Позаботьтесь о сохранности информации. Сегодня, как правило, она не хранится на бумажных носителях. Компьютеры, смартфоны и другие гаджеты помогают быстрее находить нужные сведения, копировать и править.

Но важно помнить, что для надежности надо сохранять копии (лучше несколько копий) документов на разных носителях. И не только написанного текста, но и собранной информации: на дисках, флешках, облачных облачных сервисах хранения персональных данных.

Изучайте программы для писателей. Есть приспособления и программы,  которые существенно оптимизируют и облегчают работу автора с информацией.

Я испробовала несколько писательских программ, из них в плане накопления и наглядного представления информации больше всего понравилась Scrivener (Скривенер). После месяца использования авторы программы предлагают заплатить $40 за версию Windows. Может, когда-нибудь и вернусь к ней, а пока мне проще всего работать в Ворде.

Обратиться за помощью к специалистам. Мы не можем знать всё, и даже если изучили много различных источников информации, после завершения работы над произведением с некоторыми моментами нелишне будет обратиться к экспертам.

Специалистов можно найти в интернете, а можно и в оффлайн-жизни. Одни соглашаются просмотреть работу или ее часть за плату, и не всегда деньгами. Иногда удается найти и тех, кто поможет подкорректировать отдельные моменты без оплаты: им важно, что к ним обратились, как к экспертам. А вам важно, чтобы читатель верил написанному. Так что стучитесь – и кто-нибудь да откроет вам дверь. 🙂

Подытоживая сказанное, замечу, что универсальных правил по тому, как работать с большими объемами информации, нет: каждый человек индивидуален и со временем сам выбирает для себя оптимальные варианты. Главное, чтобы вам было удобно работать с информацией и не отвлекало от главного – писать.

Творите в удовольствие!

В тему:

P.S. Какие способы, методы используете вы в работе с большими объемами информации? Делитесь в комментариях. И если материал полезен, делитесь им в соцсетях, пожалуйста.

9 comments

  1. andi:

    Светлана, доброго дня!
    С Наступающим!
    Текущий год завершился, насколько могу судить, весьма достойно. Это очень здо́рово! Желаю на следующий год осилить планку в 181 373 слова 😉
    И, конечно, исполнения желаний и богатырского здоровья!

    • Спасибо, Андрюша! Тебе тоже успехов, здоровья, семейного и личного благополучия.
      Что касается года, он был весьма насыщенным. И то, что не удалось сделать, во многом зависело именно от интенсивности перемен. Но впереди ещё есть время и есть порох в пороховницах. 🙂

  2. Да страшно бывает всем, но кто преодолеет страхи того ждёт успех. Думаю как-то так. С Новым Годом вас, пусть вам сопутствует успех на творческом пути.

  3. Это огромный труд! Думаю, все же книгу в этом плане написать тому, кто знаком с каким-то вопросом глубоко, например, это была его профессия.
    А если начать писать книгу с нуля, то какие-то детали могут привести к ляпсусам. Да, это очень ответственно!

    Но идущий осилит путь!

    • Laralaram, согласна, труд. Но книги пишут не только те, кто глубоко овладел профессией, и не только нон-фикшн. Художественные произведения тоже часто требуют обширных знаний и сведений, даже тех, что автор может близко не знать.
      Вот пишем роман, допустим, о себе даже. Но описываем же часть жизни и многих других персонажей. Откуда мы знаем, как работает следователь или что думал врач на операции? Или как правильно бармен заваривает кофе?
      В общем, писатель постарается собрать как можно больше верной информации. Вот с ней ему и предстоит управляться во время словотворчества. 🙂

  4. Заинтересовала программка, не встречала до этого даже подобного ничего. А какие ещё программы ты пробовала, Светлана? Может, сделаешь обзорный пост на тему программ для писателей? 😉

    • Постараюсь. Не обещаю, что скоро. Это же надо вернуться к программкам, вспомнить, что как.
      Думала, ярлыки остались на рабочем столе — заглянула, нет, выбросила. Но я постараюсь, Светочка, вернуться к этой теме, раз она востребована.
      Насчет Скривенера — попробуй, правда, достойная программа.

      • Да, про Скривенер я погуглила, заинтересовал. Но пока не до него — надо вернуться в писательский строй, а у меня с декабря провал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *