Наталья Литвишко: «Писателями становятся тогда, когда начинают серьезно работать с текстом»

На первом же тренинге писательского мастерства я выделила главную отличительную черту этого начинающего автора – невероятную трудоспособность, которую не смогли сломить ни отсутствие опыта, ни проблемы с техникой, ни боль, что доставляли трещины на руках. Сегодня такой студенткой вполне можно гордиться.

Учителю по образованию, писателю по призванию, ей давно самой есть чему учить начинающих авторов. Поэтому с удовольствием рассказываю о моей нынешней помощнице в тренингах Наталье Литвишко.

avtor

– Наталья, по диплому ты учитель начальных классов. Знаю, что потом в жизни случалось  менять профессию и специальности. Прямым или окольным путем шла к писательству, как считаешь?

– В школе я никогда не работала, сразу пошла в детский сад. В советское время упор был на то, что дошкольное учреждение должно хорошо готовить детей к школе. Так мой диплом и знание методики преподавания в начальной школе пригодились в детском саду. Продолжила учиться уже по профилю. Но жизнь закрутилась так, что из профессии ушла, стала предпринимателем. А заканчивала трудовую деятельность перед выходом на пенсию начальником отдела кадров в крупном ООО.

С детства рассказывала сказки не так, как они изложены в книгах. Обязательно добавляла что-то свое – то, чего мне не хватало для полноты картины. Первый стих, который сама не запомнила, сочинила в четыре года. Мне его родственники долго припоминали – этакий ультиматум личной свободы. Со школы писала стихи и сценарии к праздникам, играм КВН. Много песен переделывала для капустников в педучилище и институте. Везде, где трудилась, сочиняла поздравлялки для коллег. На заслуженном отдыхе блог себе завела «О деньгах и не только…» Начала писать туда, причем в разных жанрах. Однако не считала все это писательством – так, баловство.

Скорее всего, мания сочинительства, которая поселилась в душе еще в детстве, не получила должного развития. Встреча с тобой изменила отношение к собственным творениям. Постигая писательское мастерство под твоим чутким руководством, пришла к осознанному письму. Этот термин включает в себя два пункта: 1. Ты не просто пишешь, все, что в голову взбредет, а понимаешь, ради чего это делаешь. 2. Работаешь с текстом до тех пор, пока он не приобретет законченный вид и не станет читабельным.

– Знаю, что с помощью текстов ты пыталась зарабатывать в интернете. Насколько реально разбогатеть в виртуальном пространстве и каковы твои успехи?

– Зарабатывать в интернете можно. Например, за показ рекламы в блогах деньги платят. Но я не ставила рекламные блоки у себя. Мой блог, скорее, для души.

А вот на Дзен-канале «О жизни и любви» реклама встала автоматически. Оттуда капает копеечка. Не разбогатеешь, но на хлебушек хватает. А на масло уже с редактуры имею. Первых заказчиков через интернет нашла. А потом и сарафанное радио сработало.

Хотя бывают периоды, когда работы нет совсем. Я не умею продавать свои услуги. Нужно учиться этому. Хорошо, когда уже есть имя и раскрученный бренд.

– Мне до сих пор жалко, что ты забросила свой сайт. Какие планы у тебя в отношении его?

– Пока он на паузе. Хостинг и доменное имя проплачиваю. Есть даже несколько загруженных в черновики статей. Недостаток времени сказывается. Хочется охватить многое, а не получается.

– Это точно. Дети, внуки, огород, бытовые дела… Как ты вообще вписываешь в реальную жизнь блогерство, писательство?! Большую роль при этом играет самодисциплина?

– Дисциплина не про меня. Хотя понимаю, что без нее никуда. Я, скорее, «человек-надо». Если действительно что-то нужно сделать для кого-то или чего-то, буду делать «без питья и без еды» – чтобы увидеть конечную цель.

Я же еще и редактированием с твоей легкой руки занимаюсь. Работа с заказчиками отнимает много времени. Бывает, что от редактирования приходится уходить в рерайт, настолько коряво написано. Но это только если клиент не хочет или не может выправить текст сам и просит меня о такой услуге.

Случается, для собственного творчества не остается времени. Как-то три месяца не писала. Но за это время отрерайтила и отредактировала книгу. Издательство приняло ее практически без правок. Считаю это своей заслугой, хотя мое имя не будет фигурировать в числе создателей книги.

Отвлеклась от вопроса. При любой загруженности стараюсь писать не менее 300 слов в день. Это минимум. Максимума нет.

– А если нет вдохновения? Это же явление неуловимое. Часто ли посещает оно тебя, и как ты распознаешь его?

– Вдохновение, скорее, применимо к стихотворениям. Накатит – и нужно срочно записать. Еще оно нужно начинающим авторам, когда нет опыта, нет наработок и есть страх чистого листа. А когда у тебя несколько сотен написанных рассказов, и есть заначка с идеями, не стоит терять время в ожидании музы.

– Твое творчество в самом деле, еще и разнопланово, – стихи, рассказы, сказки. И ты сказала о нескольких сотнях написанных рассказов, значит, подсчитываешь результаты своего писательского труда. Каковы они на сегодня в целом?

– Рассказов хватит на несколько больших сборников, если рассортировать по темам. Полностью написаны две повести. Но пока не готова их публиковать, работа с текстами продолжается. Подсчетами в словах или знаках специально не занималась, но по повестям могу сказать: одна на три авторских листа, вторая – на два с половиной.

– После таких серьезных трудов с историями ты наверняка знаешь, что способно сделать историю интересной?

– Память читателей, сужу по себе, избирательна. В одном рассказе запомниться персонаж, а в другом – сюжет. Оптимальный вариант – писать так, чтобы запоминалось и то, и другое.nabroski

Я не люблю модное слово «эмпатия». Есть хорошее русское слово «сопереживание». И если герои вызвали сопереживание, то история будет интересна читателям.

Также большую роль играет язык изложения. Хорошо, если удалось найти свой авторский стиль. Ведь текст, по сути, – набор слов. Нужно точно подбирать их, чтобы читатель видел не только картинку, но и понимал, что осталось за кадром. Любой текст, вне зависимости от жанра, несет и скрытую смысловую нагрузку. Если автор умеет спрятать за словами подтекст – это, считаю, высший пилотаж в писательском мастерстве. И к этому нужно стремиться.

– На мой взгляд, автор становится писателем, когда начинает таковым ощущать себя внутренне. Появилось ли это ощущение у тебя?

– Писателем стала называться не так давно. Еще несколько месяцев назад считала себя учеником. Перелом произошел, когда известная российская писательница дала высокую оценку моей еще не законченной повести для детей.

– И какие, по-твоему, критерии помогают начинающему автору ощутить себя, пусть не великим, но все же писателем?

– Если понимаешь, что не можешь не писать, и знаешь – тебе есть что сказать читателю, пиши. А критерий у меня один: желание постигать писательское мастерство. Если ты мараешь бумагу или с утра до ночи стучишь по кнопкам клавиатуры, сочиняя нетленку, это еще не значит, что ты писатель. Жажда писательства обуревает многих. Даже термин придумали – графомания. Думаю, начинающие авторы  становятся писателями в тот момент, когда критично взглянув на собственное творение, приступают к серьезной работе с текстом.

– После авторской правки наступает момент, когда авторы показывают текст редактору. Твоего опыта уже хватило настолько, чтобы редактировать произведения для издательства «МИФ». Расскажи о том, как стала редактором такого известного издательства?

– Книга пока была одна. Отредактировала и отформатировала ее для заказчика с учетом требований издательства. Автора спросили, кто работал с текстом, и он дал мои координаты. Со мной пообщались через переписку, скинули тестовое задание. Я издательству подошла, несмотря на то, что у меня нет опыта работы литературным редактором в издательстве.

Но я испугалась. Не ответственности, а того, что придется изменять себе. Я привыкла быть хозяйкой, брать в работу тексты, которые находят отклик в душе или автор которых мне симпатичен. А там нужно стать частью команды и работать с материалом, который дали. Считаю, нельзя соглашаться на работу, если тебя что-то не устраивает.

– О твоем трудолюбии я могу судить не понаслышке, а по совместным писательским марафонам. Но подспорьем творцу служат не только трудолюбие, усидчивость, способности или какие-то иные личные качества, а также творческая обстановка, особая «кухня», инструменты. Можешь рассказать о том, как обычно работаешь ты?

Пишу в удовольствие. Правлю сразу. От того, как фраза встанет в текст, зависит очень много. Могут появиться дополнительные сюжетные линии, родиться новые персонажи, поменяться местами части текста или отдельные сцены.

N.Litvishko-pisatel

К «кухне» отношу скрупулезность, с которой проверяю факты. Если мне нужен какой-то конкретный период из прошлого, то и дни недели по календарю проверяю, и фотографии людей из того времени смотрю, и песни слушаю, которые тогда пели. А если пишу о войне, то обязательно читаю сводки СовИнформбюро, уточняю места боевых действий, по возможности, погоду, просматриваю кинохронику. Такая работа отнимает много времени, но оно того стоит. Приметы времени делают текст достоверным. Это важно.

Пишу довольно медленно. Моя проза вызревает постепенно. От идеи до готового произведения может пройти несколько месяцев. Возник образ или жизнь подсказала интересный сюжет – создаю новый файл. Иногда записываю только говорящее название, и уже понимаю, о чем будет идти речь. В другой раз подсказки дают несколько фраз из услышанного разговора, в третий – опишу человека, поразившего воображение… И кручу это в голове. Когда начнет что-то вырисовываться, берусь за работу. Писать могу параллельно несколько рассказов. Устала от одних героев или возник затык, переключаюсь на других.

Пишу в Ворде. Пользуюсь писательской программой уWriter6. Правда, до конца ее не освоила, но удобство оценила. Для больших произведений со множеством героев, персонажей, мест и сюжетных линий – вещь полезная. Работаю со словарями и с ресурсом Грамота.ру. Иногда пользуюсь сайтом проверки орфографии и уникальности текста Текст.ру.

– Наталья, ты не пропустила ни одного моего онлайн-тренинга по писательскому мастерству. Я стараюсь каждый раз что-то менять, совершенствовать курс. Но, понятное дело, часть информации  повторяется из раза в раз. Скажи, не бывает ли скучно и что дает тебе такое обучение?

– Нет, скучно не бывает. Уже как-то говорила, что творческому человеку важно найти «своего» учителя. Я же не слепая и не глухая: читаю, смотрю и слушаю других коучей. Мне есть с чем сравнивать. Азы писательского мастерства ты даешь лучше всех. Это не лесть, а констатация факта.

Есть и другой момент. Я смотрю, как ты выстраиваешь отношения с учениками, анализирую способы подачи материала, думаю, что можно улучшить в курсе. Это тоже рост над собой. А для меня важно не стоять на месте, а постоянно двигаться вперед.

– Наталья, спасибо тебе за содержательные ответы. Желаю тебе легкого пера и достойного вознаграждения за труды.

– И тебе спасибо. За то, что помогла расправить крылья и отправиться в полет.

Беседовала Светлана ЛОКТЫШ

Фото из архива героя

Еще интервью с писателями:

Светлана Локтыш

Преподаватель. Журналист. Тренер. Консультант.

10 комментариев к “Наталья Литвишко: «Писателями становятся тогда, когда начинают серьезно работать с текстом»

  1. » Правлю сразу. От того, как фраза встанет в текст, зависит очень много. Могут появиться дополнительные сюжетные линии, родиться новые персонажи, поменяться местами части текста или отдельные сцены.» Мне это близко. Я слышала множество советов типа: пишите, не перечитывайте, пока все не напишете и три месяца не отлежится. Я согласна с Наташей, если не править сразу, то потом окажется? что в тексте миллиард логических ошибок, и чтобы их исправить придется переписывать все произведение.

    1. Со временем вырабатывается свой стиль письма. Я тоже чаще всего правлю сразу. Почти все. Кроме утренних страниц и дневниковых записей. Правда, потом правишь снова и снова, но и первые правки бывают важны.
      А я жду, Олария, твоих ответов — в скайпе вопросы давно ждут тебя, видела? 🙂

    2. Абсолютно согласна. Бывает, уже в процессе написания черновика сразу понимаешь, что вот этот эпитет неудачный, а это вообше можно убрать. И вносишь правки сразу, потому что кажется, что вот оно, нужное слово, а вдруг потом забудешь.
      Вот потому и работа идет не так быстро, как хотелось бы, зато плодотворнее!

      1. Такие относительно «чистые» тексты потом, в самом деле править легче. то, что написано методом фрирайтинга часто требует кардинальной правки. Но… каждый выбирает по себе. В любом случае, работать с текстом после того, как произведение написано, надо.

  2. Наташа золотой помощник. Мне нравится в вашей команде серьёзный подход и уверенность в результате. Гордость распирает от того, что я с вами на ТЫ, девочки! Светлана, Наташа, спасибо за труд, обожаю обеих!

  3. Вот на кого нужно равняться! Молодец, Наталья, ты яркий пример высказывания «талант — это 1 процент способностей и 99 труда». Правда, автора высказывания не вспомню уже

  4. Писатель это талант. Талант, который умеет связывать простые и знакомые нам слова в текст, который становится для нас интересен) Не каждый на такое способен, далеко не каждый.

    1. Из тех, кому хочется писать, у кого есть к этому тяга, — может каждый, Александр. Просто одному надо приложить больше усилий, другому — меньше. Не зря же Бог дал такое желание — значит, дал и возможность его реализовать.
      А тем, кто писать не хочет, это просто не надо. 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *