Курсы по подготовке журналистов

курсы журналистовЖурналистика – это постоянное общение. А уж сколько его, этого общения, предстоит тем, кто решился осваивать основы журналистики! Именно этим мы занимаемся на курсах по подготовке журналистов, открывшихся при редакции газеты, где я сейчас работаю.

Итак, коротко поговорим сегодня о:

  • курсах журналистики 
  • функциях СМИ в обществе
  • жанрах журналистики

Работа журналиста и организация-проведение курсов отнимают много времени. Потому и позабыла-позабросила это свое детище – блог. Вот и пришла мысль: чтобы хоть иногда пополнять его текстами, не рассказать ли о курсах по подготовке журналистов… А потом, не открыть ли консультирование по написанию текстов в блоге…

Первое занятие проводила я, прошло оно в субботу. Шесть часов подряд, с двумя кофе-паузами. Судя по отзывам тех, кто осваивает азы журналистики, время пролетело быстро.

За эти шесть часов мы познакомились. Как? Теперь у каждого из нас есть свои «гербы», которые и помогли узнать друг о друге больше. Кроме того, задания, выполняемые в парах, в группах и индивидуально, тоже многое рассказали о моих «подопечных».

Пока у меня сложилось мнение, что группа подобралась интересная, большинство из участников курсов – люди серьезные, умные и весьма способные. Это прекрасно, т.к. курсы организовывались с целью подготовить для своей редакции парочку крепких журналистов, да и остальным помочь или изменить свою профессию, или разобраться, что журналистика – не для них и перестать о ней мечтать.

На занятии мы определились с «правилами игры» на время действия курсов. А этого времени обещает быть много – почти полтора года! Так что успеем подружиться, а даст Бог, кто-то и породнится.

Признаюсь, у нас есть весьма интересные правила. Например, «правило сладкой конфетки». Догадается ли кто-нибудь, что это значит?..

После того, как прописали правила нашего общения, мы принялись грызть гранит науки: постигать азы трудной, но весьма интересной профессии. На первом занятии мы не узнали, как писать тексты, зато рассмотрели, что такое журналистика, где ее место в обществе, определили знания и умения, которыми должен обладать идеальный журналист, рассмотрели особенности локальной журналистики. А в последней части тренинга разобрались с довольно сложной темой «Жанры журналистики».

В общем, поработали плодотворно, причем не только я как тренер, но и все десять моих «подопечных». И коллажи делали, и тексты разбирали «по косточкам», и дерево знаний рисовали, и «дорогу дня» исследовали… Много всего!  

Общение удалось, и учеба, надеюсь, тоже. По крайней мере, на вопрос: «Что бы вы изменили в проведенном занятии?», – никто не нашелся, что ответить. Мне как тренеру это не только приятно – это вселяет надежду, что мы пройдем весь путь в полном составе. 

анализируем тексты

работа-в-группах

делаем-коллаж-журналистика

коллаж-СМИ

коллаж-идеальный журналист

Ниже привожу короткий конспект первого занятия. В нем – только самое главное, от чего отталкиваемся. Это – направление, по которому пошагово будем идти. Со всеми вопросами, за подробными объяснениями можно обращаться по скайпу: svloktish

После ознакомления с темой, выполняем домашнее задание: найти интересный факт (новость) и написать короткую заметку или корреспонденцию.

КОНСПЕКТ

Функции СМИ в обществе

Основные функции, которые должны выполнять средства массовой информации (СМИ) в обществе:

1. Информировать население страны о наиважнейших событиях в политической, социаьной, экономической, экологической и др. сферах.

2. Изучать общественное мнение, максимально объективно излагать ее для людей. Быть форумом, где обсуждаются наиболее важные проблемы общественной жизни. 

3. Служить надежным каналом, который доводит до общего сведения мысли и настроения простых граждан – тех, кто не имеет достаточно влияния на жизнь общества и возможностей.

4. Функция общественного контролера: отслеживать действия властей – государственных органов, влиятельных личностей или граждан.

5. Проводить журналистские расследования, предупреждать общество о небезопасных действиях представителей власти, бизнеса, личностей, которые способны значительно нарушать имущественные, социально-политические и иные права граждан, вредить национальным интересам.

6. Отражать морально-этическое состояние общества. 

7. Познавательная функция. Публикации на темы экономики, политики, экологии, навучно-технического прогресса, истории и пр. Содействует объединению: где люди имеют более интенсивное общение, владеют большим объемом информации, там они ощущают себя единым социальным целым, лучше ориентируются, могут принимать более обоснованные и конструктивные решения.

8. Коммуникативная функция. Пресса – эффективное средство общения разных социальных кругов, национальностей, поколений, возрастов, рас, профессий и вероисповеданий. А это – серьезный фактор консолидации общества вокруг идеалов, представлений, целей. 

9. Развлекательная, рекреативная (функция отдыха) и гедонистическая (получаем удовольствие) функции.

Особенности локальной журналистики

Локальный – свойственный только определенному месту,который распространяется на небольшую область. У локальных СМИ есть свой постоянный читатель – местный житель. Для него локальная информация – приоритетная. 

Представление “Центр – “Провинция” влияет на образ мыслей, стиль журналистской деятельности. Из несамостоятельности политической вытекает несамостоятельность информационного пространства провинции. В информационную повестку страны регионы попадают тогда, когда у них случится что-либо из ряда вон выходящее, необычное.

Важно воспринимать провинцию не как подчиненное, второсортное пространство. Это самостоятельная единица, которая развивается в русле региональных интересов. В своем информационном пространстве локальные СМИ должны создавать собственную повестку дня. 

Новости из Центра должны быть точными и ясными. Лучшее из локальных СМИ должно попадать на страницы центральных СМИ и превращаться из локальных произведений в общенациональные. 

Жанры журналистики

Жанр в журналистике – особенная форма организации жизненного материала, которая представляет собой специфический набор структурно-композиционных примет.

Строгое разделение по жанрам существует только в теории. Для жанров журналистики характерно взаимопроникновение.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ

Хроника – факт без подробностей. Небольшие (порой из 1-2 фраз) сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками.

Информация (новость, заметка) – короткая информация. В ней сам факт и, возможно, некоторые подробности. Состоит из 10-30 строк, имеет заголовок. Может быть расширенная новость, в ней более широкое и подробное изложение фактов. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика, характеристика героев и пр. Состоит из 40-150 строк. Может иметь подзаголовок.

Корреспонденция. Рассматривается группа фактов.  Важны: примеры, комментарии, оперативность, конкретность темы, точный адрес.

Интервью – изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, готовится к интервью, владеет ситуацией. Указывается, с кем ведется беседа (ФИО, служебное или иное положение), тему разговора, как получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.).

Отчет – журналист рассказывает о том, что видел и слышал. Размер материала зависит от значимости события. Общий отчет содержит изложение фактов в хронологическом порядке, тематический – освещает 1-2 наиболее важных вопроса, отчет с комментариями – изложение основных событий и высказывание точек зрения.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Репортаж – наглядное представление о событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца (действующего лица). Сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Бывает: событийный, тематический, постановочный.

Статья – это обобщение и анализ фактов и явлений. Если в корреспонденции события рассматриваются от частного к общему, то в статье все происходит наоборот – от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов.

Обозрение – важнейшие события жизни города, завода, школы и т. п. за определенный период (сводки, итоги).

Рецензия.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Конкретный документальный факт отходит на второй план, главное – авторское впечатление от факта, события, авторское мнение. Это сложные жанры: требуют жизненного опыта и журналистского мастерства.

Зарисовка – обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.

Очерк. Факты преломляются в свете личности автора. Важен не факт сам по себе, а его восприятие и трактовка героем или автором. Факт переосмыслен в образ, близок к малым формам художественной литературы, конкретен, построен на фактическом материале. Цель очерка – дать образное представление о людях, показать их в действии, раскрыть существо явления. Очерк бывает сюжетным (портрет, проблема) и описательным (событийный, путевой).

Фельетон – литературный материал, проникнутый духом злободневной критики, с особыми приемами изложения. Обязательны: живость, легкость, образность, юмор, ирония, насмешка.

Памфлет – злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое обличение.

Можно также прочесть:

Какой жанр фотографии выбрать

Удачи всем, кто с нами!

P.S. Возможно, кто-то желает отправиться в путь с нами? Пишите мне на почту: svetlanaloktish@mail.ru. Условия консультирования те же, что описаны ЗДЕСЬ.

Tags:

31 comments

  1. Татьяна Саксон:

    Ух, как вам там должно быть интересно! Удачи всем начинающим журналистам и тебе, Светлана, как руководителю всего этого действа!

  2. Николай:

    многие жанры журналистики перекликаются с таковыми в вебрайтинге, но там есть свои особенности

    • А вебрайтинг, Николай, тоже своего рода журналистика. Особенности, конечно, есть. И в одном из занятий мы будем их рассматривать.
      Спасибо, что заходите, поддерживаете. А то я сама тут, кажется, бываю теперь реже своих читателей.

  3. Галина Жолдош:

    Вот это интересно!
    Как здорово, что при редакции открылись такие курсы. И людям интересно, и для редакции появляется возможность найти своих родных корреспондентов.
    Отличная идея.
    Когда-то в школе я была редактором школьной газеты. В свое время хотела стать журналистом, потом увлеклась психологией. А сейчас в некоторой степени даже реализовала свои мечты и пишу статьи на своем блоге. Теперь хочу написать книгу.

    • Надеюсь, настоящую, Галина? А то сейчас что-то типа брошюрок или развернутых и не слишком грамотных статей гордо величают книгами.
      Если настоящую — удачи вам! А школа — действительно хорошая затея.

  4. Андрей:

    Очень интересные курсы, буду с удовольствием читать новости о них. желаю успехов Вам в вашем нелегком деле.

  5. Лора:

    Интересное занятие!!! Я, когда стала вести свой блог, стала подумывать о журналистике)) Но правда информационная ее часть меня не очень прельщает. Не люблю я новости освещать, не мое это. а вот аналитический и художественно-публицистические жанры- пожалуй))) Люблю делать фоторепортажи, отчеты о путешествиях, нравится зарисовки и очерки))
    Спасибо за интересную статью) И успехов вам !!! т вашим ученикам!!!

  6. фиалка молчаливая:

    Светалана, я и не знала, что мы -коллеги. поздравляю вас с начинанием! надеюсь, вам будет интересно. я бы так не смогла. мне каежтся журналистике научится невозможно. масса девочек за время моей работы на местом тв приходили с факультетов журналистики и совершенно н к чемуне годные! курсы, конечн, это нечто иное, понимаю. дай бог вам..

    • Спасибо, фиалочка! Я тоже рада найти коллегу в блогопространстве.
      Вы правы: журналистике научиться невозможно, если изначально нет искорки. Можно освоить ремесленные штучки журналистики, но так и не стать хорошим журналистом.
      Однако некоторые и не знают, что в них есть эта искорка! Мне кажется, подобные курсы помогут им найти ее. А уж дальше — дело старания и трудолюбия. Кстати, в группе уже вырисовываются такие люди, с огоньком в глазах.
      Что касается факультета журналистики — считаю, тот, кто хочет что-то взять для себя, возьмет нужное. Но не всем же быть умными, талантами! И не всем — профи. Так для чего-то мир устроен. Сейчас в самом деле много пустышек, в т.ч. и в журналистике. Или — особенно в журналистике.

  7. фиалка молчаливая:

    возможно вы правы. помочь зажечь, это, наверное, самое главное. т.е. могут люди даже и не подозревать, что в них, где то в глубине зарыт талант, дар божий — писать, излагать. удачи вам, Светлана.

  8. Tatiana:

    Очень интересно. Я думаю будет очень полезные курсы журналистов. Хотелось бы мне поучаствовать, но только боюсь времени у меня очень мало.

  9. Тамара:

    Светлана! Как здорово вы придумали — освещать в блоге курсы журналистов. Это интересно. Обязательно пишите.

  10. Любовь:

    Удачи, Светлана! Знаю, что за нелегкое дело вы взялись. По второму образованию я — журналистка, полжизни в газете проработала. Кружки, курсы, школы тоже приходилось вести. Сейчас пишу на заказ в интернете, сайт кропаю…
    Жаль, что вы пока больше ничего не рассказываете о курсах. Может быть, дадите задание своим ученикам, и они будут делать хотя бы маленькие сообщения. Видите, как нас, заинтересованных, здесь много.

    • Любовь, очень рада знакомству с Вами! Несколько заинтересованных написали мне на почту. Дала задание: написать маленькую новостную заметку — о том, что происходит вокруг каждого из них. Для того, чтобы я могла понять, какая база у тех, кто хочет учиться журналистике, как он понимает, что такое новость и умеет ли видеть ее вокруг себя.
      Вроде бы и задание несложное, и объяснено в тексте, хоть и коротко, что такое заметка (или новость, как называют теперь этот жанр), но пока ни одной новости от написавших я не получила.
      Если кто-то думает, что просто читая тексты, можно научиться журналистике, — он ошибается! Глядя на то, как ловко жонглёр подкидывает вверх по 3-4 шарика, мы не научимся делать так же. Так почему решают, что просто читая можно научиться журналистике? Нужно брать ручку, лист бумаги и писать. И я не случайно написавшим дала именно такое задание: написать! На тех, кто этого не сделает, я и времени терять не буду. Хотя азы теории, конечно, могу выкладывать здесь, мне не сложно. Тем более, сейчас буду чуть свободнее — закончился первый семестр нашей Школы журналиста. Но — повторюсь! — теории мало. Нужно пробовать писать. Только по результатам трудов я смогу подсказать, правильно ли идут вперед те, кто решился пройти курсы.
      Думаю, Вам, Любовь, это уже не очень интересно, раз Вы по образованию — журналист. Но если кто-то еще пожелает — приглашаю! Адрес моего электронного ящика есть в Контактах.

      • Натали Барткова:

        Далеко не все журналисты могут справиться с таким простым, на первый взгляд, заданием..

        • Да ну, Натали! Не требуется же шедевр создать. Элементарное упражнение, во-первых, показывает, что человек действительно готов действовать, во-вторых, я увижу, какова база. И все! А журналисты, коли не справятся с написанием новостной заметки, — то журналисты ли это?..

  11. Любовь:

    Светлана, я имела в виду — может быть, ваши ученики в реале будут короткие сообщения делать о вашей школе, а вы будете здесь размещать. Всем — польза!

    • Есть у нас в Одноклассниках страничка — туда и пишут. Сейчас у нас каникулы.
      А свои материалы они пишут для местной районной газеты. И довольно успешно! Даже проблемные. Недавно вот «Интервью с алкоголиком» один из учеников прислал… А вообще, мы составили план материалов на эти два месяца практики, и ребята ему следуют.

  12. Натали Барткова:

    Почитала, посмотрела.. и вспомнила свою учебу в институте (окончила Самарский институт журналистики).. мы так же картинки и тексты на листе бумаги раскладывали. Это у нас «версткой номера» называлось.
    Успехов Вам и Вашим курсантам Школы журналиста.. С Новым 2014 г. !

    • Мы еще и коллеги, Натали! Спасибо за добрые пожелания.

      • Натали Барткова:

        Ну, не совсем..я не есть журналист в чистом виде.. работаю специалистом по связям с общественностью.. (как раз тот, кто работает и с журналистами, в том числе), у меня специализация — реклама, маркетинг и PR/

        • Знаю-знаю, Наталья, кто такой специалист по связям с общественностью. Смежные специальности, и изучали множество одних и тех же предметов. Так что если и не в «чистом виде» журналист, все же знакомы с нашей кухней. Ведь так?

  13. Татьяна:

    Молодец! Хорошее дело задумали.Успехов,хороших результатов,процветания!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *