Конструктивная критика: 14 важных правил

criticaПсихологам давно известен факт, что похвала способствует быстрейшему и лучшему обучению человека, его совершенствованию. Но бывает и так, что приходится критиковать негативное поведение, слова или действия другого человека. Как это сделать правильно? Какую критика у можно назвать конструктивной? Существуют ли правила такой критики? И как самим реагировать на критику?

7 правил конструктивной критики

Чтобы наши критические замечания дошли до ума и сердца того, кого мы критикуем, стоит потрудиться над выполнением определенных требований.

Правила конструктивной критики:

  • 1. Критикуем действия, но не личные качества! 

Вспомним Новосельцева из кинофильма «Служебный роман» (режиссер – Рязанов), когда на вечеринке он высказал начальнице все, что о ней думал. Так вот его «мымра» – это оценка личных качеств человека, а этого делать нельзя. Если уж так не терпелось высказаться, вместо «мымры» лучше было сказать: «У вас отсутствует интерес к подчиненным как к людям».

  • 2. Не оцениваем огулом действия человека как «хорошие» или «плохие».

Нужно точно и конкретно указывать, что было сделано или сказано не так, и подсказывать, как лучше исправить ситуацию, решить проблему. Чем точнее мы опишем неправильные действия, тем понятнее будет, что следует  изменить. К тому же это покажет, что мы действительно заинтересованы помочь кому-то стать чуточку лучше, и не вызовет оборонительной реакции.

Например, друг спрашивает: «Понравилось ли тебе мое выступление?».  Можно, конечно, ответить: «Да ты просто оглушил меня своим ревом!». Реакцию друга предположить несложно. Но можно сказать то же самое по-другому: «Ты знаешь, если бы в некоторых местах (и указать эти места!) голос звучал потише, мне было бы проще разобрать слова песни». Такая критика не обидит, но поможет следующее выступление сделать бодее эффективным и красивым.

  • 3. Делаем позитивное вступление перед негативными замечаниями.

Например, сначала похвалить за сильные стороны, и только затем указать на конкретные недостатки.

Так, в случае с другом прежде, чем критиковать, можно отметить, что была выбрана песня с удачной мелодией, выступлению соответствовали костюмы и т.д. Главное, чтобы сказанное соответствовало истине и мы хвалили искренне. Поверхностная или неискренняя похвала, за которой следует сокрушительная критика, вряд ли будет воспринята так, как дОлжно.

  • 4. Соединяя похвалу с критикой, избегаем между ними союза «но».

Иначе человек может просто не услышать похвалы, да и к критике отнестись критически (извините за тавтологию).

  • 5. Даем рекомендации. 

Так как конструктивная критика призвана помогать человеку, уместно дать ему советы, рекомендации, которые приведут к позитивным изменениям. Например, в ответе другу можно добавить: «Я иногда записываю свой голос на видео и прослушиваю – сразу становится понятно, что не так. Попробуй».

  • 6. Делаем замечание наедине.

Хвалить лучше публично, а вот критику собеседник услышит только в приватной беседе. Например, в кабинете, можно попросить собеседника выйти  на лестницу или сходить в кафе выпить чашку кофе.

7. Отказываемся от демонстрации фальшивых позитивных намерений.

Важно стремиться искренне помочь человеку. Возможно, кто-то когда-то отплатит нам тем же. Не зря говорят: относись к человеку так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Для конструктивной критики это тоже актуально.

7 правил реагирования на конструктивную критику

Существуют не только правила конструктивной критики, но и правила реагирования на любую критику. Хотим мы того или нет, но когда нас критикуют, изначальная реакция чаще всего бывает болезненная.

Снизить порог «болезненности» помогут определенные принципы, или правила восприятия критики.

  • 1. Поощряем конструктивную критику.

Важно стараться найти в ней как можно больше подсказок, которые помогут совершенствоваться.

  • 2. Выслушивать критику, не перебивая партнера.
  • 3. Не принимать все сказанное на свой счет.

Например, если преподаватель  критикует способности некоторых студентов воспринимать информацию, не нужно воспринимать это обобщение как личное оскорбление.

  • 4. Воспринимаем критику как форму помощи.

Пусть даже несколько специфическую. Не все, кто берется нас критиковать, обладают навыками успешного общения. Иные вроде бы и по делу говорят, а как-то зло, или слишком эмоционально, или не заботясь о подборе выражений – в общем, не слишком этично.

  • 5. Отделяем эмоции от содержания.

Стараемся абстрагироваться от критического тона, эмоций говорящего и реагировать только на информацию, которую несут замечания. Отделять эмоции от содержания трудно, обычно в первую очередь мы воспринимаем именно тон и эмоции. Но – возможно!

  • 6. Понимаем несовершенство мира и нас самих.

Откажемся от психологического стереотипа, заставляющего нас считать: все, что мы делаем, правильно и не нуждается в совершенствовании. Нет предела совершенству!

  • 7. Благодарим критикующего.

Благодарить всегда есть за что: за ценные подсказки и советы, ведь он  тратит свое время и усилия на прояснение ситуации, к тому же отношение к нам и нашим действиям высказывает открыто, а не за спиной.

Если вас критикуют часто и много, предлагаю узнать, кто и почему это делает, из материала Несправедливая критика. Как себя вести?.

Tags:

11 comments

  1. Мария:

    Правильно критиковать и достойно принимать критику — своеобразное искусство. Конструктивная критика, конечно, нужна для развития, ведь не даром говорят, что со стороны лучше видно.

    • Светлана Локтыш:

      Вы правы, Мария. Как говорят журналисты, «глаз замыливается» на собственные творения или когда много приходится чем-то заниматься. Так что и в самом деле конструктивная критика да здравствует!

  2. Елена:

    Я к критике отношусь нормально и даже благодарю человека за нее. Главное, что бы это не стало нормой критиковать по любому поводу.

    • О том, почему некоторые люди критикуют по любому поводу, Леночка, — в материале «Несправедливая критика. Как себя вести?» (ссылка есть в тексте). Мы не переделаем таких людей, зато можем понять причины их поведения и научиться правильно реагировать.

    • Марина:

      Елена, а так всегда было? Я болезненно отношусь к критике, хотя и воспринимаю ее не как личное оскорбление, а как повод подумать над ошибками. И тоже благодарю. Однако настроение часа на два портится))

  3. Владимир:

    Согласен с каждым словом. Но (только сейчас заметил, как часто я говорю «но», когда пытаюсь кого-то критиковать, надо следить за собой) к сожалению, большая половина конструктивной критики не будет иметь успеха, так как «Отделять эмоции от содержания трудно, обычно в первую очередь мы воспринимаем именно тон и эмоции». Многие люди, которые благодарят за критику, на самом деле после каждого замечания мысленно обзывают критикующего нехорошими словами.
    Я это знаю, но все равно критикую. По крайней мере близких людей. Желание улучшить их работу и жизнь сильнее, чем желание быть приятным и всем нравится.

    • Я тоже иногда критикую даже если не просят. Все ж мы люди! Но потом жалею, потому что меня все равно не слышат, а неприятность остается и у меня, у критикуемого. Стараюсь мудреть, избегать этого. Потому что и сама не люблю, когда меня шмонают без спроса: я и сама знаю о недостатках!
      А вот советам, подсказкам, как исправить — всегда рада и благодарна за них. Это тоже своеобразная критика, но она как раз отсоединена от эмоций.

      • Владимир:

        Светлана, тут снова две стороны медали. Кто-то посчитает Ваши слова советом, а кто-то обозлиться даже больше, чем на неприкрытую критику.
        Вот еще что. Не знаю уж, посчитаете Вы это критикой или советом. Не думали установить себе плагин, который позволяет подписываться на комментарии? Вы всегда отвечаете на мои комментарии, но я не всегда помню, где именно их оставлял, потому ищу по блогу, мне ж всегда интересно, произвели мои слова на автора какое-нибудь впечатление или нет. Думаю, я не один такой.

        • Владимир, надумала. Осталось узнать, ЧТО это за плагин. Знаете — подскажите, буду благодарна.
          Ваши комментарии производят впечатление, а отвечать стараюсь всем блоггерам.
          Насчет подсказок. Обычно по невербалике отлично видно, кто из добрых побуждений тебе что-то советует, а кто — чтобы уколоть, показать превосходство и т.д. Согласитесь, даже в тоне комментариев, как правило, мы это «слышим».

  4. Владимир:

    Вот этот плагин: Subscribe To Comments. Очень простой и очень популярный. Думаю, разберетесь без проблем.
    А насчет комментариев. Да, можно иногда понять, чего на само деле тебе желает комментатор. Но это если кто-то зайдет случайно с поиска. Блоггеры-то все хитренькие, редко тратят время на негативные комментарии 🙂

    • Спасибо, Владимир. Не знаю, как разобралась с плагином, но вроде как что-то установилось и настроилось.
      А почему «хитренькие»? Просто, как мне пояснили на Ли.ру, в интернет приходят за позитивом — негатива и в реальной жизни хватает. Может, оно и так. Что касается блогосферы — вы же вот подсказку мне хорошую сделали — тоже своеобразная критика с установкой на изменение к лучшему. И я вам весьма благодарна. Потому что чувствовалось: из желания помочь — но не навредить и не покрасоваться. Это всегда чувствуется — по стилю написания, по выбранным для этого словам, интонации…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *