Психология – для построения конфликта в сюжете

konflikt-syujetМногие из вас, друзья, кто заглядывает в блог «Пишем хорошо», наверняка приметили рубрику «Читаем вместе». В ней – мои отзывы на книги, полученные из издательства «Альпина Паблишер». На этот раз предлагаю поговорить о книге Уильяма Индика «Психология для сценаристов. Построение конфликта в сюжете», которую прислало издательство. 

Наверное, книга Уильяма Индика «Психология для сценаристов. Построение конфликта в сюжете» понравится не всем: она довольно серьезна, рассчитана на чтение вдумчивое, глубокое. Невозможно просто пробежаться по верхам. Четкой схемы, как выстраивать сюжет в конфликте здесь нет, хотя и говорится об этом в подзаголовке. Зато, как и заявлено в названии, в основе лежит психология, рассматриваются различные теории психоанализа.

А мне всегда нравилась психология. И, открыв книгу У. Индика, будто бы снова встретилась со старыми знакомыми: Зигмундом Фрейдом, Карлом Юнгом, Эриком Эриксоном, учения которых изучала в университете. В эту же компанию «пришли» Джозеф Кемпбелл, Альфред Адлер и Ролло Мэй. Каждый из них сделал свой весомый вклад в развитие сложной, но интересной и нужной науки, помог понять, как работает человеческий разум.

Фрейд, который перевернул с ног на голову представление о психике и поведении человека, считал, что большая часть человеческих эмоций и действий подчиняются инстинктам. Задача психоанализа, по его мнению, заключалась в том, чтобы помочь осознать скрытые мотивы нашего поведения. Эриксон говорит о «нормативном конфликте», т.е. о конфликте между стремлением личности быть собой и давлением окружения. Юнг создал стройную теорию об архетипах и коллективном бессознательном.

Кемпбелл использовал теорию психоанализа для выявления типичной структуры мифа и выделил несколько стадий путешествия мифологического героя. Адлер рассматривает комплекс неполноценности как мотивацию поведения героя. А революционная теория Мэя исследует самый сложный, невротический внутренний конфликт, экзистенциальный – когда человек не способен ответить на главные вопросы в жизни: «Кто я? Зачем живу? В чем смысл жизни?».

Казалось бы, какое отношение все это имеет к написанию сценария?

Самое прямое! Невозможно создать хорошее художественное произведение, если не знаешь жизни, не можешь понять, как может повести себя персонаж в той или иной ситуации. А персонажи – те же люди, только виртуальные. И живут в виртуальном мире, созданном автором. Они должны обладать той же логикой и теми же эмоциями, что реальные люди, у них будут те же бессознательные реакции.

В тему:

В общем, любой сценарист, режиссер обязан понять человеческий характер, мысли, душу. Иначе зритель скажет свое «фи» и забросает авторов «неправильного» кино или пьесы тапочками.

Автор «Психологии для сценаристов» вообще советует рассматривать психоанализ не как науку, а как искусство. И с этой точки зрения, считает, работа психоаналитика и режиссера – две стороны одной медали.

Вообще, в любой области, где общается человек с человеком, важно как можно лучше знать свою аудиторию. А потому книга будет полезна не только сценаристам и режиссерам, но и преподавателям, журналистам, писателям, тренерам, коучам.

Что касается оформления, оно, как всегда, на высшем уровне. Нравится и то, что после каждой главы есть краткое содержание, а также упражнения: если их выполнить, материал усвоится лучше. Текст книги изобилует примерами из фильмов.

Упражнения и техники

 1. Эдипов комплекс. Предполагает, что мальчик испытывает психосексуальную любовь к матери и зависть и агрессию по отношению к отцу.

Проанализируйте, как темы эдипова комплекса раскрываются в классических фильмах: «Милдред Пирс» (1945г.), «Белое каление» (1949), «Психоз» (1960), «Выпускник» (1967), «Китайский квартал (1974).

Затрагиваете ли вы тему отношений между родителями и детьми либо тему романтических отношений в своем сценарии (рассказе — С.Л.)? Если да, возможно, вам стоит добавить конфликт в эти отношения с помощью темы деспотии или чрезмерной опеки.

2. Вы пишете сценарий о герое-неудачнике или команде неудачников? Если да, какова мотивация ваших героев? Почему они хотят победить соперника? Подумайте, как связать мотивацию героя с его личными качествами, а не просто с абстрактным желанием победить.

На сегодня всё. Изучайте психологию и используйте ее для построения конфликта в сюжете!

И просьба: на интересные статьи в блоге «Пишем хорошо» давайте ссылки в соцсети. И ловите искреннее, огромное «спасибо» авторов блога за каждый лайк. 🙂

24 comments

  1. Татьяна:

    Интересно описали книгу, поищу и почитаю на досуге.
    Кстати о книгах, очень понравились мне 2 тома Юнга, давно я правда их читала, интересно он рассказывает о различных темпераментах.

  2. Shiawase:

    Ага, Алишик. Тем более, что Света Ильина не читает вообще сейчас. 😛 😀

  3. Я не поняла. Теория Мэя рассматривается тоже в этом издании? А то уж очень меня интересует, как можно решить экзистенциальный невротический конфликт…

    • Да, Светик, очень-очень кратко прошлись по Мэю (23 странички всего), но все же… Рассмотрена тема самосознания и его стадии, а также прошлись по архетипам века нарциссизма. Экзистенциональный конфликт в книге не решается, но говорится о том, как возможно его отразить в сценариях.

  4. Светлана! С Праздником Пасхи тебя и всю семью!!! Всех тебе благ, а главное здоровья крепкого сибирского и радости каждодневной!!! Светик, давно не была у тебя, были свои причины. Грипп у меня много времени отнял, чуть больше полтора месяца, сейчас прихватываю ночи, чтобы переделать и догнать. Это ж мой характер: все успеваю. А еще статьи готовлю, вопросов и просьб в обратную связь много, подкинули идеи. Вот буду претворять. А статью написать — сама знаешь, как попало не люблю писать. А еще огород 11 соток))) Все легко и просто.

    • Спасибо, Надюша. Весна, что ж ты хочешь. Да и грипп серьезно выбивает из колеи. Хорошо, что выздоровела. Ничего, ты все успеешь, со всем справишься.
      Я тоже хватаюсь за многое. И часов в дне маловато.
      И тебя с твоей семейкой поздравляю с Пасхой!

  5. У меня есть эта книжка, но как-то она совсем не произвела на меня впечатление, слишком уж узконаправленная, как-будто бы у автора один большой комплекс…

    • Так книга и есть узконаправленная — из названия это видно. Рассчитана на сценаристов, показывает, как использовать различные психологические подходы при написании сценария. На мой взгляд, название соответствует содержанию.
      А насчет «одного большого» комплекса — какой именно? Что-то я не приметила такого.

  6. andi:

    Светлана, доброго дня!
    Прошу прощения, на той неделе не вышло ознакомиться, поэтому делаю это в первый день недели новой.

    • Светлана Локтыш:

      Наверное, Андрюша, есть дела поважнее, понимаю. На нет и суда нет. Успехов тебе!

  7. Наталья:

    Светлана, вот так и выпадают лучшие люди из наших рядов! Не читают, некогда… Обыдно, да?

  8. Олег:

    Ну все статья готова. Размещена на моем блоге. Ссылки даны.

    • Олег, благодарю. В последние дни несколько выбилась из блогерской жизни, некогда даже в комментарии заглядывать. Потому только что побывала в твоем блоге и ответила. Хорошая статья получилась, в самом деле несколько восторженная. Значит, автор того достоин. 🙂

      • Не знаю насчет восторженная, я увидел в книге пользу для меня, мне она понравилась, значит я так и напишу, как чую. Вроде бы постарался быть не предвзятым, недостатки, что есть указал.

        • Мне кажется, без недостатков и не может быть книги. Хотя бы даже потому, что у каждого человека — свое восприятие. И то, что кому-то — достоинство, другому — недостаток, и наоборот. Главное, есть польза, а ведь книги нон-фикшн и пишутся для того, чтобы быть полезными.

          • Согласен. Я уже за нее вчера хапнул на ФБ «ласкового обращения». Постарался быть сдержанным и просто ушел спать. Иногда жалею, что это Сеть, не живое общение насколько все было бы проще.

  9. Оксана:

    Писать — не пишу. А вот психология всегда нравилась, так что понимаю вас.

  10. Инна:

    Мне тоже всегда нравилась психология. И хотя далека от нее по роду образования, но время от времени интересуюсь. В жизни многие советы психологов помогают здорово. А книги — отражение жизни, так что психология в литературе может многое объяснить. Те же конфликты: почему возникают, как чаще разрешаются и почему. Сюжет без конфликта неинтересен, так скучная писаловка.

    • Я с вами полностью согласна, Инна: сюжет без конфликта — не сюжет, а литература — художественное отображение жизни. Во всяком случае, мне более близок реализм. Да и фантастика и пр. жанры так или иначе отражают реальную жизнь и состояние авторов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *