Я б в писатели пошел… Что для этого надо?

pisatelstvo «Как стать писателем? Что для этого надо?» Каждый пишущий, я уверена, не раз задавал себе эти вопросы. Многие тут же стыдливо загоняли мечту на задворки: как же, «литинституты  мы не заканчивали». Но не все, закончившие Литинститут, стали писателями. Как не все писатели получили диплом о том, что постигали писательское ремесло в специализированных заведениях.

О литературном таланте

Всякий раз, когда бываю свидетелем споров о том, как становятся писателями, отмечаю: в первую очередь люди говорят о наличии литературного таланта. Представляется он в виде набора разных способностей, которых у одних – больше, у других – меньше:

  • непреодолимое желание писать;
  • писать интересно и легко;
  • логично и грамотно излагать мысли;
  • обладать большим словарным запасом;
  • иметь в голове множество интересных идей;
  • уметь увлекательно рассказывать истории…

Не буду спорить: не всякого человека тянет брать ручку либо включать компьютер и складывать слова в тексты не потому, что «надо!», а потому, что хочется. Эта тяга к письму – частичка волшебного дара. Еще одна частичка проявляется, когда пишущий понимает: развитие в выбранной области дается проще, легче, чем большинству других людей.

Но будь все так легко и просто, хороших писателей было бы в разы больше. А так – пишут тысячи и тысячи людей, а в веках остаются немногие имена. Значит, не только в литературном таланте дело. В чем еще? Что надо, чтобы назвать себя писателем?

Без читателя нет писателя

«Писатель – тот, у которого есть читатель. А в остальном – просто автор, бумагомарака», – так безапеляционно заявила одна из писательниц, когда прочла наше объявление о курсе писательского мастерства.

Выбросим из сказанного оценочные характеристики. Однако сложно не согласиться с тем, что пока написанное никто не видит, даже самому себя сложно назвать писателем.

Как бы ни утверждали некоторые пишущие, будто «все равно», прочтет ли кто-нибудь когда-нибудь их творения, лично я за свою жизнь не встретила ни одного такого: на поверку выходило, что обратная связь из внешнего мира им интересна и необходима. Рано или поздно, все пишущие, которых я знаю, искали читателей для своих творений. Даже если это были самые близкие люди.

Другое дело, почему авторы не всегда показывают свои произведения другим людям?

Они либо ленятся дорабатывать написанное (а интуитивно чувствуют, что тексты, предназначенные для читателей, должны удовлетворять определенным требованиям), либо  боятся критики – не уверены в своих силах.

Между тем, объективная критика – еще одна важная составляющая, которая помогает стать писателем. Я серьезно!

Собственный текст, его ошибки, опечатки и недочеты, автор видит плохо. У журналистов по этому поводу есть профессиональное выражение – «замыливается глаз».

Посторонний незаинтересованный взгляд способен выловить хибы в построении сюжета, заметить нарушение логики в изложении мыслей, выловить даже самых мелких «блох» из текста.

Близкие люди на роль таких критиков (или первых читателей, бета-читателей) не подходят в силу их субъективности и чаще всего – неподготовленности. Как найти таких читателей, можно прочесть здесь:

О трудолюбии

Не случайно выношу это качество как одно из важнейших условий становления писателя. Не раз приходилось слышать, что «писать легко», «и я так могу».

Доля правды в этих высказываниях есть. Писать легко! – тяжело писать хорошо, так, чтобы твои произведения читались в удовольствие. Писать может каждый: бери ручку — и вперед. Но писать не просто буквы, а членораздельные, да еще интересные тексты – увы, способны далеко не все.

Самые одаренные, а то и талантливые, но ленивые люди могут так и не стать писателями. Такое знакомое явление: непризнанный гений! Человек, который мнит себя талантом, при этом ждет годами вдохновения – и ничего не дарит миру.

В то же время, обладающий гораздо меньшими литературными способностями, но трудолюбивый человек не только заключит не один договор с издательствами, но усилиями создаст себе шанс оставить след на земле в виде нужных человечеству книг. Его задача – регулярно, ежедневно писать. Выработать такую важную привычку.

О писательском ремесле

В любом деле прежде, чем достигнуть высот, надо овладеть ремеслом. Писательство также предполагает, что автор владеет тонкостями ремесла, которое позволяет производить на читателя нужное впечатление.

Лучшая история способна погибнуть, если попадет к бездарному рассказчику. И, наоборот, иногда простенькие, даже банальные идеи оживали в руках талантливых писателей.

В самом деле: разлады происходили и происходят во многих семьях, но семья Анны Карениной выбилась из разряда «многих» благодаря великому рассказчику Льву Толстому. Противненьких людей, готовых услужить тому, кто сильнее, пруд пруди, а внимание на явление хамелеонства обратили благодаря Антону Павловичу…

Как интересно подать историю? Как ее начать, продолжить и чем закончить? Какие средства способны сделать рассказ – увлекательным, текст – легким, язык – понятным, ярким, грамотным?..

Новичкам в писательстве сложно сходу ответить на эти вопросы. Долгие годы можно идти к постижению тайн писательского ремесла методом проб и ошибок, чтения и собственного опыта. Даже самым талантливым авторам приходится проводить за учебой немало времени, хотя бы в форме регулярного чтения.

Более короткий путь к освоению профессии писателя – через обучение: на курсах, pishem-rasskazсеминарах, в кружках и группах по интересам.

Азы писательского мастерства можно освоить и в онлайн-курсе писательского мастерства для новичков «Три рассказа за тридцать дней», второй поток которого стартует 1 апреля.

Отличие курса от себе подобных:

  • дает возможность профессионально отредактировать и откорректировать текст,
  • учит правильно реагировать на критику творения, созданного трудом, потом и напряжением душевных сил;
  • ежедневные занятия на протяжении месяца помогают выработать привычку ежедневного письма.

Подробнее о курсе писательского мастерства прочтете здесь:

Итак, как стать писателем, что для этого надо?

Просто обладать литературным талантом – недостаточно.

Каждый автор, независимо от степени талантливости, должен неустанно трудиться –регулярно писать, адекватно реагировать на критику и обучаться писательскому ремеслу.

Как вы думаете, дорогие читатели: что еще надо, чтобы стать писателем?

Tags: ,

32 comments

  1. Светлана, про труд — абсолютно верно! Нужно писать постоянно, вырабатывать навык письма. Это не так просто, как кажется. Иногда и волевые усилия приходится делать над собой. Но всё это меркнет, когда на твою работу начинают поступать отклики. Это так важно, иметь обратную связь с читателями.

    • Да, Натальюшка, обратная связь — важна, особенно качественная. Потому что некачественная способна принести даже вред. Что касается волевых усилий, они необходимы в любом деле, особенно пока это дело не стало ежедневной привычкой — как умыться с утра или почистить зубы. Вот когда возникает внутренняя необходимость, тогда все идет как по маслу. 🙂

  2. Светланка, внутренняя необходимость поселилась в голове. Уже не первый рассказ, практически слово в слово, выстраивается в голове. И герои прорисовываются там же, и сюжеты, и декорации. Остаётся только записать.

    • Вот и здорово! Рада, что ты так стартанула. А что касается работоспособности и трудолюбия, этого у тебя не отнять, Наталья. Возможно, после нового марафона сможешь вообще собственный электронный сборник издать. Смотря какие цели выставишь перед собой. А я желаю тебе удачи!

  3. Здравствуйте, Светлана. У Вас в отличии от меня на блоге прорыв. Я всего лишь заказ большой делал и могу похвастать «маленьким» интервью, скромным опытом публикаций в интернет-журнале и…и все. Раньше не понимал, что значит писать, хотя, конечно догадывался, но не ожидал, что так трудно. Критику принимаю любую. но только тогда. когда говорят мне лично, а не на потеху обществу. К сожалению не раз уже сталкивался с холиварами в Сети. Несмотря на это писать не брошу, потому что мне есть чем поделиться и думаю, что то, чем делюсь будет кому-то полезно. Может быть вдохнет в кого-то надежду. Одним словом вновь начал испытывать чувство собственной нужности. Давно такого не было.

    • Олег, вы мне льстите. Прорыва нет, просто стараюсь в месяц запускать не менее 7 постов.
      Я догадалась, что вы в делах по уши. Это здорово, если есть «большие заказы» и достижения. И не маленькие, не скромничайте. Для кого-то это — мечта: быть опубликованным в интернет-журнале. Поздравляю!
      Конечно, если у нас есть желание чем-то делиться — надо делиться. Обязательно найдется наш читатель, которому информация необходима. Я рада за вас — за осознание и ощущение своей нужности. Чувство великолепное!

  4. Светлана, позволю себе добавить ещё один пункт в перечень причин почему написанное никому не показывают. Просто это может быть слишком личное. Скажете, — а для чего тогда писать? А для себя. У меня вон пара тетрадок лежит, что-то типа фэнтези, но в них личные события адаптированы под сюжет… С одной стороны было и писать, и что-то придумывать интересно, а с другой — показывать никому не хочется. Хотя иногда перечитать любопытно. Давно это было, тогда ещё компьютеров не знали у нас…
    Теперь вот уже некий сюжет в голове крутится лет 10 наверное, обрастая событиями, характерами и т.д. Но ни на бумагу, ни в файл компьютерный это не воплощается — всё время останавливает мысль: «А кому это нужно?». Мне самому интересно, ну и ладно. Так и играю в уме в этот сюжет.
    Кроме того, чтобы это всё изложить, надо потрудиться немало. Труд… Согласен.

    • Александр, добрый день. А знаете, зачастую, именно такие вот вещи, которые «только мне и интересны», оказываются востребованы читателями. 😉 Так что, если есть желание — можно и выложить мысли на бумагу. 🙂

      • Одно дело мысли, а совершенно другое их изложение на бумаге. Мысли могут хаотично скакать от одного к другому, менять всё на лету… А на бумаге надо излагать всё доступно и понятно… Как-то логически связано…
        Не так это просто, да и времени займёт уйму. Это уже работа, а не свободный полёт…

        • Можно и свободный полет, Александр! Например, именно так пишутся утренние странички. Цель — не написать красиво, а выплеснуть на бумагу то, что внутри. Здесь — об этом подробнее:
          https://panisvetlana.ru/utrennie-stranicy-ili-kak-rozhdayutsya-idei
          Позже такие записанные мысли бывают весьма полезны. И похожим образом пишется литература «потока сознания».

          • Александр Каратаев:

            Моя утренняя страничка всегда одна и та же. Какого чёрта я вчера так поздно лёг и как бы не опоздать на работу… 🙂

            • Светлана Локтыш:

              Весело. 🙂 Когда-то и у меня похожее было. Я рада, что муж помог мне более-менее выровнять график: лучше себя стала чувствовать.

    • Несомненно, Александр, личные дневники пишутся не для обнародования. Но мы ведь говорим о писательстве, писателях. И если хотим таковыми стать, то у нас должны быть читатели.
      «…Личные события адаптированы под сюжет» — любую книгу возьми, в ней всегда найдется что-то «от автора». Что проживаем — от того отталкиваемся, по ходу добавляя нафантазированное. А полностью выдуманная книга покажется фальшивой, ненатуральной. И все равно отразит внутренний мир автора!
      Каждый сам принимает решение, писать — не писать, на публику- не на публику. Мне только кажется, что вам хочется писать, в т.ч. на публику, хочется попробовать свои силы. Но вы пока не даете себе на это права: «…Останавливает мысль: «А кому это нужно?». И пока не дадите себе права писать — не найдется и тот, кому это нужно. Все начинается с нас.
      Давайте в наш апрельский марафон! Может, вместе веселее будет преодолевать сомнения. https://panisvetlana.ru/startuet-kursa-tri-rasskaza-za-tridcat-dnej-2

      • Светлана, это далеко не личные дневники. То есть не повесть о каких-то моих похождениях. Да, там присутствовали личные события, но они были настолько гипертрофированы, что смахивают скорее на выдумку… 🙂
        Хотя согласен с Вами, что в любом произведении от автора что-то есть.
        Хочу-ли писать на публику? Не знаю пока. Один раз попытался, даже какое-то приложение для писателей скачал, там можно было отдельно характеры персонажей прописывать, описания каких-либо предметов, мест, событий… да много чего. И потом это всё использовать в сюжете. Но возни получилось столько предварительной, что не написав ничего я бросил это дело. Нет-нет и возникает идея всё-же сделать эту работу, но пока я к ней ещё не готов. Да и времени нет.
        А Вы говорите — конкурс… 3 рассказа за 30 дней… Мой сюжет — это две полноценные книги, по крайней мере по моим замыслам.
        Как-то совпало, что желание взяться за этот труд возникает всё чаще, а тут ещё и Ваша статья…
        Буду морально готов — возьмусь.

        • Думаю, придете. Если возникло такое желание, это не случайно.
          Что касается сюжета, которого на две книги хватит, — это, конечно, здорово. Но можно за него так и не взяться: большие объемы пугают, особенно в первый раз. Из-за этого и прокрастинируют многие авторы.
          «А Вы говорите — конкурс…»
          Нет, я не говорю о конкурсе — я говорю о писательском марафоне длиной в 30 дней, где и пишешь, и осваиваешь теорию, и правишь собственные тексты.
          Три рассказа за 30 дней написать — это ничуть не менее важная задача на первых порах, чем накропать два тома романа. Потому что справившись с маленькой задачей, понимаешь, что хватит сил и на большее. Тем более, что месячный марафон — не такая уж и легкая задача, как кажется с первого взгляда. В первом туре многие пришли «поиграть» — и также ушли, не дойдя до середины марафона: оказалось, сложно, и не совсем игра. Это серьезная учеба. И написать хороший рассказ порой не легче, чем роман. Это просто иная форма, но она заслуживает не меньшего уважения, чем любая большая.
          Вообще, я считаю, что лучше написать 3 рассказа, чем ни одного романа. А вы?

          • Светлана, я как бы и не совсем новичёк. Это на публику ничего не писал. Но есть два, на мой взгляд очень даже неплохих, рассказа, которые написаны были на одном дыхании и за очень короткий срок. День, два… Но каждый из них был подарен определённым людям и публиковать я их уже не могу по этическим соображениям.
            Это я к тому, что понимаю немного в этом жанре.
            Насчёт лучше-ли три рассказа, чем ни одного романа — спорить не буду. Может и лучше. Но писать надо тогда, когда сам к этому стремишься и не можешь не писать. Если можешь не писать, то не пиши. Думаю, это правильно.
            У меня нет стеснения по поводу как меня кто-то оценит. Мне важно, чтобы я сам оценил свой труд. И пока я не буду им удовлетворён… Ну и так далее… Как я уже говорил, морально пока не готов. Может созрею, а может и перегорю. Если первое, то что-то напишу.

            • Светлана Локтыш:

              А я до сих пор себя новичком чувствую. Изучаю жанр рассказа серьезно — и не уверена, что понимаю и знаю много. Это ощущение дает мне мотивацию учиться и практиковаться, не останавливаться на достигнутом.
              Вы правы: каждый сам для себя решает, писать или не писать. Мы с девочками с этого дня — марафоним. Пишем то есть, каждый день. Собрались самые упертые, кому писать — как дышать. Необходимо. Пожелайте нам успехов, а вас — с днем шуток и шутников!

    • Александр, а я бы с удовольствием почитала Ваш сюжет. Он уже выношен, выстрадан.
      А трудиться придётся много. Это точно. многих именно это останавливает.

      • Еще вынашивается и страдается 🙂 Концовки нормальной нет. Я в него играю, как в компьютерную игру. Стоп, переиграть и т.д…
        Я уже сам не понимаю — это ещё сюжет какой-то или уже игра в уме?

        • Александр, так начните записывать. Это не так просто, как кажется. Мысли постоянно уводят в сторону от главного.
          Игра в уме или игры разума?

          • А ведь Наталья права: надо записывать. Пока нет текста — нет ни сюжета, ни произведения. Ничего нет. 🙂

          • Ума — палата, а вот насчёт разума большие сомнения. Иногда сомневаюсь — есть ли он у меня вообще… 🙂
            Но я уже потихоньку подхожу к тому, чтобы начать. В смысле — записывать… 🙂

            • Александр, все мы — и умные, и разумные, не сомневайтесь. Бог дает нам все для этого. Другое дело, насколько мы готовы пользоваться тем, что нам дают.
              Наталья, конечно. Я и сама стараюсь все записывать.:)

  5. Забавно. Вот я как из тех, кому по большому счёту всё равно — читают мои произведения или нет. Хотя, безусловно, реакция друзей и тех, кто читал меня, мне интересна. Это сложно объяснить. Просто не зависимо от того, будет реакция или нет, я писать буду всё равно. Обратная связь в моем случае — всего лишь приятное дополнение процесса, без которого я не смогу жить.
    А по сути, конечно, многим кажется писательство чем-то неважным, несущественным, несерьёзным. Потому и начинающим авторам нередко приходится внутри себя сначала ломать какие-то стереотипы, а потом уже и близким, друзьям показывать, что труд писателя такой же, как и любой другой…

    • Да-да, иногда сложно доказать даже самым родным, что писательство — труд, и он стоит уважения. Мне в этом плане повезло: с самого начала поддерживали мама и сестра, теперь еще и муж. Дети тоже относятся с уважением, хотя и читают совсем другие книги. Иногда что-то из моего прочтут, покритикуют — я рада: раз критикуют, значит, цепляет. Они читают что-то из разряда книг, написанных по играм. Но для меня главное — читают. Возможно, когда-то придут и к тому, что пишу я.
      А пока, ты права, Светочка, просто пишу. Или не пишу. Как хочется — иду за потребностью Души. А обратная связь — бонус за труд.

      • А у меня получилось это просто. Я в блоге опубликовала свою первую сказку. И честно написала, что это первый блин. Отзывы пошли сразу. Как ни странно, положительные.

        • Чего ж тут странного, Наталья! Кому-то понравилось, кто-то решил сделать автору приятное… 🙂 В личных блогах, я заметила, негативные (условно!) отзывы как-то не очень приветствуются. Чаще и смысла нет писать — не напечатают (я не о флуде сейчас). Так что блогеры особо не заморачиваются.

  6. Светлана, мастерство — багаж полезный. Только, действительно, нужно еще и желание писать. Возможно, еще и вдохновение, которое не бывает по заказу, в любое время. По своим блого-заметкам замечал не раз, что некоторые из них пишутся легко и быстро, не требуя последующих правок (есть ощущение, что все на месте, добавить нечего). Другие же, как ни «вымучивай», толку не будет. Чтобы словарный запас расширять, постоянно и много читать нужно, а в современном безумном мире порою не достает времени даже на сон )

    • Константин, а нынче модно считать, что вдохновение вполне можно вызвать регулярностью.
      Марафон наш, например, в т.ч. вырабатывает привычку писать каждый день. Могу по себе сказать: идей стало в разы больше! Их, правда, воплощать не всегда получается сразу: кроме творчества, есть и другие дела. Но пишу больше.
      Что касается того, что читать некогда, мне кажется, 10-15 минут пред сном, но ежедневно, всегда найти можно. Говорят же: кто чего-то хочет — ищет возможности, кто не хочет — ищет отговорки. Вы с этим не согласны?

  7. Оксана:

    Мне все же кажется, что ремесло не так важно, как наличие таланта. Есть талант — будет писатель. А если нет, то и ремесло не поможет.
    И писатель ли тот, кто пишет в стол? Я отвечаю, да. Потому что есть примеры в истории, когда писали люди в стол, а потом, после смерти, их книги стали бестселлерами. Писатель! Пишет — уже писатель. Другое дело, войдет в историю, или писатель для себя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Optimized by SEO Ultimate