Как развивать творческое мышление

nestandartho-misliti

Творческое, нестандартное мышление является ключом к успеху, пожалуй, во всех областях жизни. Оно открывает широкие возможности для самореализации. Как развивать творческое мышление?

Хобби держит мозг в тонусе

…Старший сын вернулся из армии и пока отдыхает дома. Наблюдаю, как он мечется от компьютеру к гитаре  это два его увлечения, две больших любви. Как только что-то не получается с новой программой, сын берет в руки гитару. А вскоре у него появляется нужное решение, и он возвращается к компьютеру. Со вдохновением, воодушевлением. А мне радостно: в детстве мы сумели разглядеть в моем мальчике именно то, что ему по душе, помочь развить творческие способности, данные от природы. 

Как важно поддержать в ребенке то, что в него уже заложила матушка-природа! Но часто бывает так: ребенку нравится рисовать — а его отправляют в музыкальную школу или в спортивную секцию. Или он спортивен и энергичен, а его заставляют часами заучивать нудные гаммы… На мой взгляд, если родители не знают, как искать и развивать творческие способности ребенка, то важно хотя бы не мешать: дать право сыну или дочери ходить на кружки, которые они выберут сами, бросать их и искать другие. Со временем обязательно найдется то, что по душе!

Я придерживаюсь мнения, что каждый человек уникален и талантлив, что мнение об особой породе творческих людей — всего лишь миф. Это доказывают едва ли не все исследования творческих способностей, которые проводились в течение последних 50 лет. И не только детям, но и взрослым полезно искать занятия, которые им понравятся. Никогда не поздно начать петь, рисовать, играть в футбол, летать или шить.

Хобби, увлечения — любое творческое занятие! — держат мозг в тонусе, а чередование различных видов деятельности, переключая внимание, позволяет найти ответы в самых неожиданных местах. Исследования показывают,что более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались и другими видами искусства — живописью, театром или танцем.

Куда двигаться, развивая креативность

Однако наши увлечения, хобби – не единственное, что может помочь развить креативность и нестандартное мышление. Специалисты предлагают множество методик и специальных приемов. В основном, они сводятся к одному из четырех направлений.

1. Систематизация алгоритмов решения. В этом направлении наиболее популярной методикой является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Она основана на теории Генриха Альтшуллера. Он заявил, что неэффективно ждать музу. Проанализировав более 400 тысяч изобретений в разных областях, ученый пришел к выводу, что 90% задач можно решить по одному из 40 алгоритмов, важно лишь правильно определить тип задачи.

2. Систематизация творческого процесса. Эта модель делит процесс рождения идеи на несколько шагов: сбор доступных данных (что имеем?), постановка задачи (что нужно сделать?), соотнесение данных и задачи (есть ли возможность сделать?) и генерация нескольких решений (как это можно сделать?). Из известных методик – «Шесть шляп» Эдварда де Боно.

3. Активизация креативности в нестандартных ситуациях. Сторонники этой модели считают: чем более слаженно работают правое и левое полушария, тем легче и быстрее человек генерирует новые идеи. Творческие способности активизируются, если человек занимается соответствующей деятельностью (рисует, музицирует и т.д.) либо действует в иной среде, в нестандартной ситуации, в форс-мажорных обстоятельствах. Таким образом развиваются способности переключаться от творчества к логике, и наоборот.

4. Развитие креативности у групп людей.  Генерировать решения проблем слаженной командой, при этом в равной степени задействовать каждого участника – основные задачи направления. Эта модель использует три вышеописанные методики развития творческих способностей. Используются также различные импровизации, когда команда учится «потоковому творчеству» (способности постоянно фонтанировать идеями). Модель перспективна для коллективов, в которых работают большие «креативные» отделы.

nestandartnoe-mishlenie

Методики и техники, развивающие творческое мышление

Рассмотрим подробнее наиболее популярные методики и техники, которые развивают креативность (их я подсмотрела на просторах интернета).

1. Шесть шляп (Эдвард де Боно). Помогает упорядочить творческий процесс. Мысленно надеваем одну из шести цветных шляп: белая – значит, беспристрастно анализируем цифры и факты; чёрная – ищем негатив; желтая шляпа позволяет искать позитивные стороны проблемы. Надев зелёную, генерируем новые идеи, а красную – позволяем себе эмоциональные реакции. В синей подведем итоги.

2. Ментальные карты (Тони Бьюзен). Метод основан на том, что креативность тесно связана с памятью: укрепляя память, мы развиваем творческие способности. В процессе создания ментальной карты иной раз приходят оригинальные, неожиданные решения поставленных задач. В центре листа пишем ключевое понятие. Рисуем «ветви» и записываем на них ассоциации, которые приходят в голову, или оформляем их в виде рисунков, вырезок из журналов, символов.

3. Мозговой штурм (автор метода Алекс Осборн). Каждый участник выдвигает любые, даже самые безумные идеи. Затем участники дружно пытаются их развивать. После этого полученные решения анализируются. Мозговой штурм также можно проводить письменно (брейнрайтинг): идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, и каждый вносит свои соображения.

4. Синектика (Уильям Гордон). Основной источник креативности — в поиске аналогий. Выбираем объект и рисуем таблицу для его аналогий. Первый столбец: записываем все прямые аналогии. Второй столбец: записываем непрямые аналогии (например, отрицание признаков первого столбца). Сопоставляем цель, объект и непрямые аналогии. Пример: объект — карандаш, задача — расширение ассортимента. Прямая аналогия — объёмный карандаш, её отрицание — плоский карандаш. Результатом будет, например, карандаш-закладка.

5. Морфологический анализ (Фриц Цвикки). Объект или идею разделим на компоненты, выберем из них несколько существенных характеристик. Теперь попробуем изменить их и соединить снова. В результате получим что-то совершенно иное. Пример: нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Изменим классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.

6. Утренние страницы. Старый, известный, тем не менее, очень действенный метод. Утром, как только проснулись, берем блокнот, ручку и начинаем писать (именно от руки!). Пишем то, что приходит в голову, стараясь особо не думать. Норма утреннего письма — 3 тетрадные страницы, или 750 слов.

7. А что, если бы?.. (К. Станиславский). Знаменитый режиссер заставлял начинающих актёров задавать себе этот вопрос. Метод отлично развивает фантазию и является, по сути, спусковым механизмом творческого процесса. Например: «А что, если бы историю в книге рассказывали картинками?» Так появился комикс. Можно задавать себе даже странные вопросы. Например: «А что, если бы моим начальником был Гулливер?»

8. Дробление слова. Помогает избавляться от узкого, шаблонного мышления, включать фантазию. Очень простая техника родом из детства, но действенная: два любых слова соединяем в одно и пытаемся представить, как это выглядело бы в жизни. Например, ванна + унитаз = ваннитаз.

9. Метод Торренса. Метод основан на дудлах (однотипных каракулях), которые потом превращаем в рисунки. На листе бумаги чертим в ряд символы: круг, два круга… гвоздь, крест, квадрат и т. д.. Затем включаем фантазию и рисуем: круг может стать щитом, глазом кошки или 5-копеечной монетой, а квадрат — домом, столом или картиной…

10. Метод фокальных объектов. Хорош, когда мыслительный процесс движется по инерции. Суть: ищем связи между основной идеей и случайными объектами. Например, из произвольной страницы книги (сообщения по телевизору, из газеты и пр.) выхватываем взглядом 3–5 слов и пытаемся связать их с предметом, над которым думаем.

11. Две случайности. Техника отлично тренирует мозг. Возьмем толковый словарь, ткнем пальцем в любые страницы и выберем два случайных понятия. Сопоставим их, попытаемся найти что-то общее между ними, а затем придумаем какую-нибудь историю.

12. Непрямые стратегии (Брайан Ино и Питер Шмидт).  Метод выводит уставший мозг из творческого ступора. Суть метода: у нас есть 115 карточек, на которых написаны советы. Их можно сделать самим и или воспользоваться подсказками онлайн. Советы на карточках довольно странные: «Убери двусмысленности и преврати их в подробности», «Помассируй шею» или «Используй старую идею». Фокус в том, что здесь нет прямых инструкций к действию, и в каждом совете два человека могут увидеть разные решения проблемы.

13. Аналогии Гордона. Уильям Гордон считал, что кладезь творческих идей заключается в поиске аналогий. Он делил аналогии на 4 группы: прямая – ищем аналогию объекту в окружающем мире; символическая – ищем аналогию, которая в двух словах опишет суть объекта; фантастическая – придумываем аналогию, не ограничиваясь объективной реальностью; личная – мысленно встаем на место объекта и смотрим на ситуацию его глазами (например, как живётся ручке, которой мы пишем).

14. Безумный архитектор. Выберем 10 любых слов. Затем нарисуем дом. При этом представляем, что нам, как архитектору, заказали проект дома и заказчик предъявил десять обязательных требований, которые идут от выбранных слов. Например, «апельсин» — крыша дома будет оранжевой, «тарелка» — сделаем круглые окна в ванной и т.д. Во время рисования представляем, как бы это выглядело в реальной жизни.

15. 10+10. Выберем любое слово-существительное. Напишем 5 прилагательных, которые, на наш взгляд, ему больше всего подходят. Например, «карандаш» — красный, деревянный, гладкий, дорогой, любимый. А теперь попробуем написать еще 5 прилагательных, но которые совсем не подходят. Как правило, это сделать сложнее.

Регулярность и упорство — и каждый, в любом возрасте, может развить творческое мышление. Чего я с удовольствием и желаю всем, кто читает эту страничку!

Tags: ,

35 comments

  1. http://larisenok.com:

    как ему в армии то было?

  2. Nastya:

    Спасибо за статью:) Для себя выделила методику 10х10 за ее легкостью и мобильность. Теперь тренируюсь 😉

    • Конечно, все сразу вряд ли применишь. Вы правильно сделали, Настя, что выбрали то, что ближе вам. Со временем, может, еще что-то понравится. А мне давно нравится методика «Шесть шляп», мы ее применяем иногда на тренингах.

  3. Elena:

    творческий процесс дело не лекое

  4. Советы для женщин:

    Человек — это такая сущность, что без творчества может даже быть несчастным, потому что творчество как созидание приносит большую удовлетворенность. А детки все время хотят что-то делать творить и обязательно их надо в этом поощрять!

    • Вы правы: творчество приносит удовлетворение. Я знаю немало людей, которые скучают в этой жизни, а творчество для них — сфера закрытая. И они несчастны.

  5. Арина:

    Светлана, поздравляю с радостным событием — возвращением сына!!!Недавно спрашивала своего мужа насчет армии: » Было ли это для него полезно?»
    Ответил: «Еще как! Огромная разница — до — и после!»
    Мои взгляды на воспитание детей созвучны с вашими. Я тоже давала дочери право выбрать занятия по душе. Она загоралась- бросала- начинала что- то новое! Это были ее решения, и я их уважала)) Зато, потом она сказала мне :»Спасибо»))
    Прочитала вашу статью. Беру ее себе на заметку! Многие идеи очень интересные -даже захотелось потренироваться! А утренние страницы уже использую несколько месяцев)В среднем, так и получается- 3 листа.

    • А у меня с утренними страницами никак регулярность не установится. Хотя нравится это упражнение, и блокнот около кровати лежит месяца с 4 уже.
      Насчет занятий по душе. В детстве я ходила в разные кружки, пробовала рисовать, петь, танцевать, заниматься волейболом и ритмикой… Много еще чего. А потом бросила поиски, т.к. меня не поняли взрослые, мол, непостоянная какая-то.
      Только спустя годы я поняла, для чего мне все это было нужно и то, что неправы были взрослые, а не я. Со своими детьми мне не хотелось повторять эту ошибку.
      А сын об армии сказал так: один раз отслужить полезно, но во второй раз ни за что бы не пошел. Сейчас в армии служит второй сынуля, младший. Уже чувствуется выправка армейская. Да и характер, как-никак, закаляется — домой приходят не мальчики, но мужчины.

  6. forourmen:

    Интересные методики для развития творческих способностей. Если есть задатки и желание, то стоит развивать дальше, свои способности!

    • Задатки и способности есть у всех. Важно найти, какие именно. И творчески к делу подходить можно — к любому. Так что методики полезны всем, главное, определиться, что подходит именно вам.

  7. Незнакомка:

    Мне кажется, что человек, если он хотя бы чем то не занят в своей жизни, по сути и не живет… Без любого творчества жизнь наша скучна и бесцветна…

  8. Татьяна (lady-advance.com):

    Очень интересные методики. Правда, с утра написать несколько страниц скорее всего не получится… Хочется попробовать остальные, потому что заниматься любимым делом — самое высшее наслаждение: скучать некогда!А вот со со временем всегда проблема. Именно его всегда не хватает(

    • Утренние страницы занимают совсем мало времени. Другое дело, если это не ваш метод, Татьяна, т.е. не очень вам симпатичен.
      Со временем подружиться мне лично помогает планирование. Как только ничего не запланирую — так и день пролетает в суете.

  9. Нат.:

    Все так и есть, да и просто скучно, когда нет хобби…

  10. Лара:

    Конечно же, без любимого дела, жизнь скучна и пресна и у всех по разному — кто то любит прикладное искусство, кто то шить, или вязать обожает, а кто то занят просто любимым делом — без разницы чем, главное, что оно приносит ему удовольствие…

  11. Галина Шефер:

    Очень интересная статья! Особенно про шляпы мне понравилось! Не знала про такую методику. Заинтересовали!

  12. Ольга:

    Это хорошо, когда родители смогли в ребенке увидеть зачатки таланта и поспособствовать их развитию. Жаль это происходит далеко не в каждой семье.

    • Ну да, не в каждой. Но, говорят, зачем-то души детей выбирают именно этих родителей — какие-то уроки должны получить. Если это так, то жалеть не нужно: просто у каждого свой путь к достижению рая.
      Кстати, как вам такая теория?

  13. Anna:

    Спасибо за очень интересную и полезную статью. Для меня всё новое…нужно ещё разбираться…Очень важно дать ребёнку свободу выбора своего занятия по душе…Хотя это происходит с родителями крайне редко…С уважением, Анна.

    • Новое что, Анна? Креативность, творчество? Думаю, если вы — блогер, значит, уже это в вас есть. Каждый человек от природы талантлив.
      Что касается детей — да, гнобят их взрослые чаще, загоняют и непосредственность, и творческие жилки куда-то так глубоко, что иной взрослый так всю жизнь и проживет, не зная, каковы у него таланты и в чем предназначение.
      Спасибо за комментарий.

  14. Отличные методы, Светлана! Надо будет опробовать что-нибудь.
    Понравилась мне твоя идея «карандаш-закладка» — ведь действительно была бы нужная вещь. :)))

    • Светочка, пробовала ли? Получилось ли?..
      И что за карандаш-закладка? Давно статью писала — просмотрела сейчас, не нашла такого…

      • Это пункт 4 с трудночитаемым словом. 😀 😉 Там про карандаш-закладку.
        Пробовать не пробовала, хотя некоторые методы частично применяю. Например, пункт 10. Очень часто связываю не только «два слова», но и вообще объекты, события, цифры с предметом, о котором думаю. 🙂

        • Или со временем, которое в данный момент часы показывают? Помнится, я такую практику проделывала тоже. Давно.
          Да, поняла про карандаш. Тоже на ассоциациях построено. Если огульно смотреть, многие упражнения именно с ассоциациями связаны, не кажется тебе?

          • Ох, со временем, которое показывают часы, у меня вообще смешно. Постоянно отмечаю то 13:13, то 16:16, то ещё чего такое… 😀
            А в целом, да, Светуль. Мне кажется, тут многое на ассоциациях. Вот только я стала ловить себя на том, что мои ассоциации почему-то постоянно оказываются в одном круге тем… Как будто сознание не дает подсознанию права голоса. 🙂

            • Мой сынуля старший 2 месяца уже тоже, как заметил, что видит одинаковые или зеркальные цифры. 🙂 Думаем, что бы это значило.
              Насчет круга тем. Когда-то где-то прочла интересный совет, как из такой ситуации можно выбраться: взять и почитать книгу не из этого круга. Например, по кораблестроению. В общем, по теме, где ты совсем не в теме. Попробуй: авось сработает!

  15. Спасибо большое! Очень интересные техники. Стоит попробовать. Непременно.

  16. Светлана Локтыш:
    @Насчет круга тем. Когда-то где-то прочла интересный совет, как из такой ситуации можно выбраться: взять и почитать книгу не из этого круга. Например, по кораблестроению. В общем, по теме, где ты совсем не в теме. Попробуй: авось сработает!»
    Светочка, я хохотала! Потому что кораблестроение как раз тоже в тему про тоuj, о чем я думаю последнее время. 🙂 😀 😀 😀 Видимо, про балет надо почитать — оно точно не в тему. 😀

  17. Приветствую, Светлана. Очень понравился ваш сайт, его идея, тематика и содержание. Методики, о которых вы здесь рассказали, просто чудесны! Большинство из них для меня новы, и я удовольствием попробую их для себя. Творчество — это моя стихия.

  18. Метод «а что, если бы» дети очень любят. Все-таки их непосредственность и фантазию еще ничего не сдерживает.А нам, взрослым, надо уже стараться, усилия прикладывать))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *