Имидж — искусство управлять впечатлением

imidjВыражение Э. Гофмана: «Имидж — это искусство управлять впечатлением» — коротко и четко характеризует сложное явление. Характеризует, но не отвечает на многочисленные вопросы: из чего складывается имидж? каким образом он влияет на общение? можно ли управлять имиджем и — как?


Образ, самопрезентация и общение

Имидж – понятие сложное, собирательное. Мы уже говорили ранее, что имидж рассчитан на то, чтобы создать благоприятное первое впечатление. Формируясь в пределах 20–40 секунд, оно оказывает огромное психологическое воздействие на последующее восприятие человека человеком. И многое тут зависит от внешнего вида. Но первое впечатление все же далеко не самое главное.

Слово «имидж» произошло от английского image — «образ». Мы все создаем какие-то образы в глазах других людей. И, конечно же, нам хочется, чтобы образы были привлекательными.

Хорошо, если кто-то от природы обладает даром нравиться окружающим и умело им распоряжается: умен, элегантен, имеет тонкие манеры, обаятелен, позитивен. С такими людьми приятно общаться, у них обычно широкий круг друзей, знакомых, им легче пробиться в жизни.

Но везунчиков единицы, остальным же требуется постоянная работа над собой, чтобы научиться искусству самопрезентации. А как же иначе, если мы хотим достичь успехов в трудовой деятельности, карьере и познать радость позитивного общения с людьми?! Создание имиджа требует усилий.

По одежке встречают – по уму провожают

Психологи утверждают, что в восьми случаях из десяти (если не больше!) наше первоначальное впечатление о других людях складывается по их внешним данным. Не зря же говорят: по одежке встречают…

Но – вспомним принцессу Диану: ее далеко не яркий от природы внешний вид не помешал ей приобрести народную любовь.

Приложив усилия, каждый из нас может стать более обаятельным, освоить искусство управлять впечатлением. Ведь обаяние приобретается не только за счет улучшения внешних данных: важно желание общаться, душевная расположенность к людям, желание помогать им, быть человеком творческим, неординарным. Важно также правильно выбирать модели своего поведения, уметь ориентироваться в ситуации, знать, с кем и как разговаривать.

Что такое обаяние?

К.С. Станиславский в своем труде «Работа актёра над собой» писал:

«Знаете ли Вы таких актёров, которым стоит только появиться на сцене, и зрители их уже любят? За что? За красоту? Но очень часто её нет. За голос? И он нередко отсутствует. За талант? Он не всегда заслуживает восхищения. За что же? За то неуловимое свойство, которое мы называем обаянием».

Специалисты предлагают три варианта ответа на этот вопрос, что же такое обаяние.

  1. Личное притяжение, которое испытывает человек к человеку. Иначе говоря, подсознательное тяготение к человеку, своеобразное влечение к нему.
    2. Устойчивая симпатия, проявляемая к конкретному человеку. Речь идёт об устойчивом эмоционально окрашенном отношении к конкретному человеку.
    3. Умение «светиться людям», т.е. излучать тепло. Это уникальное природное дарование или Божий дар.

Обаяние женщин предопределяет характер поведения мужчин. Пушкинист П. Щеголев о Наталье Пушкиной (Гончаровой) сказал, что она была так красива, что могла позволить себе роскошь не иметь других достоинств. И такое обаяние сподвигает мужчин на благородные поступки.

Но и мужчинам присуще обаяние и придает им особый шарм. Благородные мужчины, как правило, стимулируют женщин на возвышенные поступки.

 Имидж поддается «дрессировке»

Быть обаятельным – это своего рода мужество, т.к. нужна непрерывная работа над собой. Но чтобы работать над собой – необходимы знания и умения по имиджированию. Суть его составляет самопрезентация, которая требует специальной подготовки.

Для того, чтобы заниматься самопрезентацией, важно прежде всего уметь ориентироваться в основных составляющих этого процесса.

Ниже приводятся позиции самопрезентации технологии имиджирования:

  • «Я-концепция» – морально-психологическая подготовка;
  • фейсбилдинг – создание лица с учётом всех сопутствующих факторов;
  • кинесика – телесное информирование;
  • дизайн одежды – подбор одежды, использование аксессуаров;
  • владение словом – риторическая оснащённость;
  • коммуникативная механика – мастерство общения:
  • флюидное излучение – создание личностного «биоэнергетического поля».

И мелочей в этом деле нет. Остается определиться: самостоятельно выстраивать свой имидж или обратиться к специалистам.

Разобраться с любым явлением проще, если «разложить» его на составляющие. Из каких же качеств состоит имидж?

Психологи условно делят их на 3 группы:

  • качества, которые составляют набор природных дарований, обозначаемых понятием «умение нравиться людям». Сюда относят коммуникабельность — способность легко сходиться с людьми, эмпатичность — способность к сопереживанию, рефлексивность — способность понять другого человека, красноречивость — способность воздействовать словом;
  • характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. Это нравственные ценности, психическое здоровье и способность к межличностному общению;
  • качества, связанные с жизненным и профессиональным опытом личности. Сюда относится, например, интуиция – умение чувствовать ситуацию общения.

Таким образом, имидж – это облик человека, та его форма жизненного проявления, благодаря которой «на люди» выставляются лучшие личностные и деловые качества. Все эти качества и характеристики вполне поддаются развитию. Иначе говоря, искусство управлять впечатлением можно освоить – было бы желание! 

3 comments

  1. алексей:

    Очень необходимая тема.

  2. Ирина:

    И сё таки мы встречаем людей по одежке.А уж потом узнаем их ум.

    • И это вполне нормально. Главное, не ставить клеймо на человеке, который при первой встрече не произвел впечатление по каким-то причинам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *