От главного героя до упоминаемых персонажей

geroi-personajiПерсонажи способны привести автора к победе или поражению в глазах читателей. Они могут стать яркими, запоминающимися или плоскими, шаблонными. Они бывают очень важными для повествования и не очень – в зависимости от того, какую роль играют, являются ли главными героями или всего-то упоминаемыми персонажами.

В литературно-художественном произведении существует целая система персонажей, о которых мы говорили ЗДЕСЬ.

Персонаж (фр. personnage, от лат. persona – особа, лицо, маска) – вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении. Словом «persona» древние римляне обозначали маску, которую надевал актер, а позднее — изображенное в художественном произведении лицо.

Сегодня рассмотрим такие категории персонажей:

  • главные (герои литературного произведения);
  • второстепенные (персонажи второго плана);
  • эпизодические (персонажи третьего плана);
  • внесценические (упоминаемые персонажи).

Главный герой

Обладает самостоятельным характером. Он может быть один, их может быть несколько. Но даже если в вашем, например, рассказе 2-3 главных героя, один из них должен оказаться «главнее» остальных. Главный герой находится в центре сюжета, с ним связана основная сюжетная линия.

В больших произведениях, романах, может быть несколько сюжетных линий и, соответственно, несколько главных героев. Но когда они пересекаются на сюжетных «перекрестках», среди всех главных героев опять-таки найдется тот, кто «главнее» всех остальных.

Персонажи второго плана

Они также активно участвуют в сюжете, имеют собственные характеры. И хотя им уделяется меньше авторского внимания, такие персонажи не менее важны для произведения, чем герой. Потому что они – то ближайшее окружение, которое «делает» нашего героя, влияет на его поведение и, соответственно, судьбу. Это родственники, любимые, друзья и враги, коллеги, знакомые. В произведении их основная задача раскрывать образы главных героев.

geroi-personajiСвязанные с персонажами второго плана сюжетные линии – длинные и могут тянуться даже через всю книгу. Все они не обрываются, а завершаются: мы знаем, что случается с персонажами: кто гибнет, кто рожает ребенка, кто уезжает в другую страну…

Михаил Ахманов в книге «Литературный талант» пишет:

Если говорить о романе, то на пятидесяти его страницах такой персонаж должен упоминаться два-три раза. И не просто упоминаться, он должен что-то сказать, что-то сделать…

Не знаю, откуда Михаил Сергеевич срисовал такие цифры, но нет оснований не верить автору более 50 книг, суммарный тираж которых составляет свыше 2 млн экземпляров.

Персонажи третьего плана

Или эпизодические. Такие персонажи обычно не имеют своего характера. Встречаемся с ними не так часто, как с персонажами второго плана. Сюжетные линии, связанные с эпизодическими персонажами, короткие и оборванные. Читатель не знает, что будет происходить сними дальше. Снова сошлемся на опыт М. Ахманова:

Персонажи третьего плана появляются на некоторых страницах, участвуют в одном-двух эпизодах и бесследно исчезают…

Просто так вводить персонажей в действие не имеет смысла. Так что эпизодические персонажи должны отыграть назначенную им роль. Как правило, их главная задача — в нужный момент подтолкнуть сюжетное действие, иногда даже повернуть сюжет. они создают фон, на котором живет и действует герой. Например, направить в иное русло мысли героя и таким образом повлиять на сюжет. Персонажи третьего плана также призваны оттенять нужные черты героев и второстепенных персонажей.

Упоминаемые персонажи

Или внесценические. Непосредственно с ними читатель не сталкивается в произведении, они не действуют в сценах. Но их имена упоминаются в разговорах, проскальзывают в описаниях.

Кто эти персонажи? Могут быть люди из прошлого героя и других персонажей или известные персоны. Помните? «Что скажет Марья Алексевна?..» у Грибоедова. Сама княгиня на страницах «Горе от ума» не действует, но читатель знает, что ее мнения все боятся.

Выходит, упоминаемые персонажи тоже очень важны. Они создают своего рода фон в наших творениях, атмосферу. Кроме того, с их помощью можем показать время, в которое живет герой или, например, дать характеристику героя, показав, что ценит он в упоминаемом персонаже.

personaji

Внесценический образ может выполнять роль главного, как, например, в пьесе Булгакова «Последние дни (Пушкин)». По воспоминаниям Б.С. Булгаковой, В.В. Вересаев «сначала… был ошеломлен, что М.А. решил пьесу писать без Пушкина (иначе будет вульгарной), но, подумав, согласился». В «абсурдистских» пьесах Э. Ионеско «Стулья» и С. Беккета «В ожидании Годо» образы тщетно ожидаемых созданы в диалоге присутствующих на сцене.

Поведем итоги

Образ главного героя важно разрабатывать особенно тщательно. Однако не менее важно уделить достаточно внимания всем персонажам. Уж коль вводим их в произведение, значит, они для чего-то нужны, значит, автор должен знать как можно больше о каждом.

Как разрабатывать образы? Это уже более сложный вопрос, с которым подробнее разбираемся на курсах писательского мастерства.

В тему: 

P.S. Кстати, сегодня – День печати. С чем и поздравляю себя и всех, кто отмечает этот праздник как профессиональный. Вдохновения и легких перьев всем нам!

Была ли полезна или интересна вам эта публикация? 🙂

Не стесняйтесь, ставьте лайки и делитесь информацией с друзьями в соцсетях. Спасибо. 🙂

18 comments

  1. Хорошая статья! Своевременная. 😀
    Есть повод проанализировать свои тексты с этой точки зрения. У меня вот всегда с «теоретической» частью писательства возникают какие-то нестыковки. Вот что значит — интуитивный писатель. 😀

    • Тема тоже благодаря тебе появилась. В набросках текста о причудах героя ссылаюсь на персонажей разных планов — а этой темы у меня в блоге нет. Пришлось прежде устранить пробел.
      Что касается «теоретической части», думаю, она помогает, если есть кому помочь. Т.е. если у человека есть огромное желание писать или научиться писать, но не знает, с чего начать, — и, главное, при этом он действует. Независимо от того, есть в голове теоретические выкладки или пока их нет. Главное, не застревать на одной теории. 🙂 К счастью, тебя последняя фраза не касается, это я так, рассуждаю. 🙂
      А вот меня вполне может касаться. У меня, наверное, больше «теоретический» склад ума: я бы ковырялась с такой теорией, изучала ее бесконечно. Иногда стоит труда заставить себя перейти от теории к практике. 🙂

  2. Совсем забыла — с профессиональным праздником тебя, Светочка! Забавно, но я никогда не отмечала этот праздник и всегда удивлялась, когда меня кто-то поздравлял. Видимо, в душе я всё-таки не «печатник», а «филолог». 😀

    • Это да: каждый человек прежде должен себя кем-то сам прочувствовать. И все же ты работала в редакции, блоговедение — тоже разветвление журналистики. Так что с чистой душой тебя можно поздравлять.
      Я-то очень давно чувствую себя журналистом, тем более, и в дипломе черным по белому написано: «Журналист (печатные СМИ)». Потому не удивляюсь, если поздравляют, и сама себя не прочь поздравить, т.к. профессию выбрала по душе, чему бесконечно рада.

  3. Света, с праздником тебя! Пусть все, что задумала сбудется. Мне не так давно предложили рассказы редактировать, думаю браться или нет. Смешно, я и вдруг редактор художественного произведения. наверное так почитать будут давать ради оценки. Однако буду бегать к тебе на сайт, подсказки искать

    • Ты уточни, Олег, кем тебе предлагают быть: редактором или бета-ридером. Разные задачи ставят эти статусы. В любом случае, думаю, это окажется хорошим опытом для тебя. В первом случае, правда, придется неслабо потрудиться. И рада буду, если найдешь полезное для себя на моем сайте. 🙂

  4. Я так думаю, что человек, который это предложил сам до конца еще не определился с понятиями. Но поживем увидим. Спасибо Света за подсказку, надо погуглить: кто такой бета-ридер

  5. Светуль, с прошедшим праздником тебя! Пусть работается хорошо и плодотворно!
    У меня тут повесть вырисовывается. И героев — воз и маленькая тележка. Есть и безмолвные персонажи. Мне статья пригодилась. Вернусь к ней ещё не раз.

    • Здорово, Наталочка, что тебе статья пригодилась, а еще — что на произведение побольше замахнулась. Кто знает, может, именно повести-романы окажутся твоими жанрами. Будешь у нас, как Донцова, многопишущей и популярной, и мы будем у тебя многому учиться (без шуток).

      • Я тебя умоляю! Донцову не переплюнуть.
        А если серьёзно, то не хватает знаний. Нужно учиться, читать больше теорию или, хотя бы, слушать, смотреть. Ты поняла, о чём я.

        • Поняла. Учиться надо всем и постоянно — затем мы здесь, на земле. Так что учимся дальше!
          А Донцову можно и не переплевывать, можно просто писать. 🙂

  6. Хм, писала коммент, ещё вчера кажется, а его сейчас не вижу… Светуль, проверь в спам не свалился ли? 😳

  7. Если сюжет интересный и затягивающий, то все персонажи важны, даже упоминаемые. Все образы нужно тщательно продумывать.

    • Конечно, Александр, даже упоминаемые персонажи вводятся не просто так — каждый выполняет свою функцию. Просо разные образы требуют разной проработки. Главный герой и упоминаемый персонаж имеют разные «весовые категории».:)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *