Уроки мамы. Формирование и социализация личности: влияние семьи

Семья

Формирование личности. Социализация личности. Именно семья является главным воспитателем ребенка. Не школа, не улица, не ровесники и не психологи. Они могут корректировать поведение ребенка, но по силе воздействия их влияние прямо пропорционально влиянию самых близких людей.

С раннего детства от мам и пап, бабушек и дедушек человек усваивает образцы поведения, установки, ценности, знания и навыки, с которыми позже приходит в общество. И от того, как он воспитан, социализирован, зависит, каким ребенок станет в будущем – уверенным в себе или инфантильным, добрым или злым, спокойным или агрессивным. 

 Кто влияет на ребенка?

Формирование личности, социализация личности – это и есть главные задачи родителей в воспитании ребенка. Главные и самые сложные! Может, потому, что редко кто из нас – профессионал. Даже у профессионалов случаются ошибки. Что уж говорить о такой сложной профессии, как мама и папа, которой нигде не обучают.

Но научиться этому искусству можно: если искренне хотеть этого и прикладывать усилия. Тогда общение с детьми будет приносить только радость.

От знакомых нередко приходится слышать: «улица (школа, друзья…) влияет на моего ребенка», «уж я его воспитываю-воспитываю, а он такой-рассякой…», «гены пальцем не раздавишь…» и прочее. Эти фразы – не попытка ли родителя снять с себя ответственность за результат своего воспитания, оправдать себя?!

Увы! – подобные рассуждения не разрешают сложную ситуацию, не позволяют отыскивать ошибки и исправлять их, а, наоборот, усугубляют дело. Только человек, который берет ответственность на себя, стремится скорректировать собственное поведение, готов прилагать к этому усилия, и может устранить «неполадки» вокруг себя.

Предлагаю для начала усвоить: именно психологическая деформация семьи оказывает мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка. К процессу воспитания улица, друзья, школа подключаются гораздо позже, а их влияние сильно корректируется тем багажом знаний и опыта, который ребенок вынес и выносит из семьи.

Семьи бывают разные…

формирование личностиВ психологии есть много различных типологий семьи, есть различные типы взаимоотношений в семье, влекущих определенное общение. Мы остановимся на одной типологии семьи, где за основу берется царящая в семье обстановка.

Всего психологи выделяют пять групп семей:

1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми.

Такая атмосфера благоприятна для всех членов семьи. Родители имеют возможность оказывать влияние на разные стороны жизни сына или дочери. Старшие прислушиваются к мнению детей в вопросах современной музыки, моды, увлечений. А дети ценят мнение родителей о взаимоотношениях с разными людьми, об иных важных житейских вопросах.

Формирование личности, социализация личности в такой семье проходит нормально. Те, кому посчастливилось воспитываться в таких семьях, как правило, становятся активными, креативными, дружелюбными и независимыми людьми.

2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера, но есть некая дистанция между взрослыми и детьми.

Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу своего развития и возможностей. В этих семьях бывают конфликты, однако они открыты и обычно разрешаются сразу. Родителям верят, им доверяют. Однако между взрослыми и детьми существует определенная дистанция, которая иной раз подчеркивается обращением к старшим в семье на  “Вы”.

В таких семьях дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными. Однако они редко заявляют о своей независимости, обычно не умеют или боятся “креативить”.

3. Семьи, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются.

 Обычно у ребят из таких семей есть все необходимое для жизни: одежда, аудио и видеотехника, в старшем возрасте может быть даже мотоцикл или машина. В доме им отведена отдельная комната с дорогой мебелью, расставленной по указке родителей. Как правило, старшие строго следят за удовлетворением всех материальных потребностей чада, а также за порядком и чистотой. Главное – чтобы все было “не хуже, чем у других!”.  

В результате, дети в таких семьях материально обеспечены лучше, чем их сверстники. Однако часто при этом родители пренебрегают увлечениями и интересами детей, игнорируют их духовные запросы, зато навязывают свои желания. Такое поведение мешает нормальному формированию личности, равно, как и ее социализации, и рано или поздно создает определенный барьер между взрослыми и детьми, ведет к конфликтным ситуациям. За разрешением своих проблем в подростковом возрасте дети нередко отправляются на улицу, к сверстникам.

4. Семьи, где ребенке не доверяют, зачастую – корректируют его поведение через рукоприкладство.

В таких семьях всегда существует конфликт между повзрослевшими детьми и родителями. Иногда он носит скрытый характер и только периодически прорывается наружу. А бывает, конфликт перерастает в открытый и постоянный.

Если маленькие дети вынуждены терпеть такое отношение к себе, то у подростков из таких семей постепенно появляется стойкая враждебность к родителям, недоверие ко взрослым вообще. Возникают и трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром. Ребенок может замкнуться в себе, а может стать агрессивным и “неуправляемым”.

5. Семьи, где царит антисоциальная атмосфера.

Пожалуй, дети, которые проживают в таких семьях, – самые несчастные. Часто обстановка здесь критическая: пьет один, а то и  оба родителя. Разнузданность, грубость, злость “воспитывают” неокрепшую душу, ребенку не хватает необходимых материальных вещей, не реализуются его духовные запросы..

Для развития и социализации личности влияние такой семьи очень пагубно: оно является причиной многих преступлений подростков, а потом и взрослых людей.

Понимание родителями, к какому типу относится их семья, приводит к пониманию того, к чему могут привести те или иные взаимоотношения между взрослыми и детьми. Подумаем: каким мы видим своего ребенка в будущем? И изберем правильную тактику взаимоотношений и общения с детьми, чтобы сформировать здоровую личность и помочь ее социализации.

Если же конфликт поколений – в самом разгаре, если срочно нужно что-то менять в отношении с ребенком, возможно, статья «Как преодолеть вечный конфликт отцов и детей» поможет разобраться в ситуации. Удачи!

Tags:

7 comments

  1. Наталья:

    А если мать одна воспитывает детей? Как их воспитать в любви?

  2. Ольга:

    Ответ для предыдущего поста прост — дать любовь. Нет любви — нет ничего, в каком бы составе ни была семья. И очень хорошо, если родители приступят к коррекции, Но, к сожалению, те, кому особенно необходимы ваши очень полезные статьи, не читают и вообще не задумываются, о том , что семья главный воспитатель!

  3. Наталья, эта тема — как раз в планах. Напишу о ней в ближайшее время.
    Согласна, Ольга: есть те, кто не читает, а надо бы. Но в свое время мне очень нужна была такая информация — я ее по крупицам вылавливала, т.к. хотела стать хорошей мамой для своих сыновей. Вдруг сегодня кто-то что-то полезное выловит в моем блоге?! Пусть это будут единицы — уже кому-то помогли. Хотя бы задуматься…
    Спасибо за отзывы!

  4. Детей нужно любить, понимать и принимать такими какие они есть

  5. Наталия:

    Очень полезный материал про формирование личности, социализацию личности и влияние семьи.
    У вас очень интересный сайт, много полезного материала.
    Я передаю вам Кубок Признания. Забрать вы его можете на моем сайте. Успехов вам!

  6. Татьяна:

    Как здорово всё описано, думаю каждому родителю полезно будет почитать эту статью. Я вот теперь понимаю некоторые моменты лучше, а раньше только догадывалась.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *