Эмпатия – инструмент общения и писательства

эмпатияЭмпатия – это эффективный инструмент общения,. Он помогает людям лучше понимать друг друга и добиваться успеха в жизни. Как любой инструмент, его важно уметь правильно применять. И в жизни, и в писательстве. 

Способность к эмпатии влияет на способность к успеху

В современной психологии слово «эмпатия» означает способность человека представлять себя на месте другого человека, интуитивно понимать и принимать его идеи, действия, чувства, переживать сходные эмоциональные состояния.

Эмпатию следует отличать от симпатии, сочувствия и переживания.

От симпатии эмпатия отличается тем, что сопровождается чувством чувством обеспокоенности за другого человека. Но это и не сочувствие, не сопереживание, когда мы говорим «я сочувствую», «я переживаю».

Эмпатия – это умение понять точку зрения другого человека и сказать: «Вы сейчас чувствуете то-то… желаете того-то…». Это способность, с помощью которой можно чувствовать эмоции других.

Ученые пока так и не пришли к единому мнению: приобретаются ли эмпатические реакции в ходе развития человека или они врожденные. Однако известно, что эмпатия проявляется уже у младенцев. Вспомним: как только один малыш заплачет, его дружно поддерживают своим плачем и другие малыши, которые находятся рядом.

Позже различные условия воспитания либо притупляют способность к эмпатии, либо благоприятствуют ее развитию. Развивают эмпатию теплые взаимоотношения родителей с детьми, сопереживание взрослых другим людям и желание помочь тем, кому трудно.

По мнению психологов, важную роль в формировании эмпатии играет эмоция печали. Например, детский плач побуждает мать обратить на ребенка внимание, успокоить его. Печаль о потере близкого человека учит понимать подобное состояние других людей.

Способность к эмпатии положительно сказывается  на разных эмоциональных способностях и социальных достижениях человека во «взрослой» жизни. Как правило, люди с высокой степенью эмпатии мягкие, доброжелательные общительные, эмоциональные. Они склонны меньше приписывать другим вину за неблагоприятные события, не требуют сильных наказаний за чужие проступки. Обычно такие люди многого достигают в жизни.

Те же, кто демонстрирует низкую степень эмпатии, как правило, замкнуты, недоброжелательны, более агрессивны. И менее успешны.

Эмпатия в общении

Проявить эмпатию по отношению к собеседнику во время общения – значит, посмотреть на ситуацию его глазами, «вслушаться» в его эмоциональное состояние, с помощью воображения представить его чувства и подумать, как он себя повел бы, будь он на месте собеседника. Мы отказываемся от критики собеседника, мы стараемся его понять и принять, а также «докопаться» до самой сути сообщения.

Все это создает благоприятную ситуацию, когда мы пытаемся выстроить диалог, принять совместные решения или разрешать проблемы.

Представим себе недовольного посетителя, с которым приходится  часто сталкиваться на работе. Он регулярно жалуется – на плохое качество работы фирмы, высокие цены на продукцию, невнимательное отношение сотрудников и прочее, и прочее… Как с ним «договориться»?

Прежде всего, важно постараться выслушать и понять этого посетителя, мысленно занять его место. Почему он недоволен? Он очень одинок в личной жизни, его не понимают на работе. Ему плохо. И это его нытье, быстрее всего, – попытка привлечь к себе и своим внутренним проблемам внимание.

Когда мы знаем проблему, мы, вероятнее всего, найдем путь ее решения.

empatiya-pisatelstvo

Эмпатия в писательстве

Эмпатия помогает нам не только в реальной жизни. Так, она помогает писателю в творчестве. Он способен понять, кто его целевая аудитория, что она хочет получить от произведения, которое ей предлагают прочесть.

Для этого можно составить «эмпатическую карту«. Даже если потом мы ее не будем использовать, необходимые сведения останутся в нашем сознании. Карта может состоять из следующих подразделов:

1. Думаю и чувствую. Какой мой читатель, какие вопросы, проблемы его тревожат? Какие у него болевые точки? Чего он боится? Что может послужить причиной, что он не купит нашу книгу? Ответы можно найти в местах, где люди жалуются (форумы, странички в соцсетях). Страхи и сомнения потенциальных читателей лучше развеять «правильной» рекламой, общением и пр.

2. Говорю и делаю. Как наш читатель ведет себя публично? Как говорит и действует? Какие вопросы задает, проблемы поднимает и как их решает? Как он ищет и выбирает книги, на что обращает особенное внимание? Эту информацию также можно найти на его страничках в соцсетях.

3. Вижу. Как живет наш читатель? Какие похожие на наши книги читает? Ответы находим, изучая не только его странички, но и материалы наших конкурентов, официальные обзоры.

4. Слышу. Как окружение нашего читателя влияет на него? Что говорят ему родные, коллеги, друзья, другие авторитетные люди? Какие СМИ он слушает, каким слухам доверяет, как реагирует на манипуляции? Слухи и мнения форумов, соцсетей, истории успехов и провалов, городские легенды и стереотипы — всё подобное нам в помощь.

5. Ценности и достижения. Как мы можем помочь читателю разрешить его вопрос, избавиться от сомнений? За какие возможности книги он готов платить? Какие ценности мы должны транслировать? Как нам лучше позиционировать произведение, книгу?

Систематизировав собранные данные, мы научимся лучше понимать свою ЦА. Особенно важны такие сведения, когда пишем книгу нон-фикшн. В конечном итоге, мы пишем, выпускаем книги для людей, значит, они должны отвечать их потребностям, разрешать их вопросы.

Однако писателю важно не только знать свою целевую аудиторию, но и персонажей своих художественных произведений. Их мы чувствуем тоже именно благодаря эмпатии. Без нее писатель вряд ли напишет эмоционально насыщенное произведение, которое тронет душу многих читателей. Скорее, получатся выхолощенные сюжеты, внутри которых действуют шаблонные, плоские персонажи.

Потом именно эмпатия помогает читателю понять героя книги, актеру – вжиться в образ, режиссеру – выстроить сюжетную линию спектакля или фильма…

И это еще не всё!

Если среди наших действующих лиц не найдется ни одного, кто способен чувствовать эмоции других персонажей, а действовать будут исключительно эгоистичные, замкнутые и агрессивные типы…

О-оп… Хотела написать, что не удастся создать что-то стоящее. А потом подумала: а что? Это отличная идея для произведения: представить мир, населенный именно такими персонажами! Нет тех, кто способен стать на чужую точку зрения, нет тех, кто способен понять, почему люди действуют так, а не иначе. Этакое общество закоренелых эгоистов.

Попробуем писать?

А также мне интересно: какую роль в вашей жизни и творчестве играет эмпатия?

13 comments

  1. Виктория:

    Не знала, что это так называется. Спасибо, просветили.

  2. Елена:

    Мне кажется, я всегда так и делаю, а новости смотреть я вообще не могу, сразу расстраиваюсь, переживаю.

  3. Владимир:

    Интересная статья. Но лично я не считаю эмпатию инструментом. Мне она действительно помогает найти общий язык с людьми, но я не могу использовать ее, когда хочу. Иногда могу прочувствовать другого человека, иногда — нет. Иногда могу понять малознакомого человека, а временами не получается распознать сигналы от кого-то близкого.

    • Не считаете инструментом потому, что не пользуетесь эмпатией как инструментом, Владимир. Сами говорите: «не могу использовать, когда хочу». То есть используете лишь по наитию, по интуиции. А попробуйте — сознательно! Возможно, сможете разрешить ситуацию, которую до этого разрешить не удавалось.

  4. Владимир:

    Думаю, даже если попробую – все равно не получится. Наверное нужно постоянно пробовать, тренироваться, тогда, может, и будет результат. А Вам часто удается прочувствовать другого?

    • Часто, Владимир. Муж, бывает, удивляется этому. Не просто прочувствовать, но и понять, как он может действовать.
      Но у женщин что-то типа интуиции больше развито, чем у мужчин, это ж общепризнанно. Так что не расстраивайтесь: вы сильнее в чем=то другом.

  5. Татьяна:

    Это не так просто — посмотреть на ситуацию глазами собеседника, «вслушаться» в его эмоциональное состояние, с помощью воображения представить его чувства. Но этому стоит поучиться. Научиться чувствовать другого человека — это дорогого стоит.

    • Да, Танечка, дорогого! Правда, делать это нужно не всегда, дабы не сгореть на огне чужих переживаний. Но это уже — вопрос для иного разговора.

  6. Арина:

    Изучая эннеаграмму, я поняла, что есть определенные типы людей, у которых с рождения высокая эмпатия. Они замечательно чувствуют других, и очень отзывчивы. Но очень часто они страдают от того,что ставят интересы другого человека превыше своих собственных. Во всем нужна «золотая середина»))

    • Светлана Локтыш:

      А мне как-то в эннеаграмме копаться не захотелось. Типы/подтипы людей и рассматривала, но, признаюсь, поверхностно. Их там так много. Изучение требует серьезного, вдумчивого подхода.
      Но, насколько мне известно, к этой теории многие ученые не очень серьезно относятся?
      С тем, что вы написали насчет золотой середины, — согласна. Крайности редко приносят толк.

    • Ольга:

      Да, Арина, вы всё верно написали… вы знаете, есть некоторые личности, которые прознав об этих качествах, попросту начинают пользоваться человеком-эмпатом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *