Дифирамбы вместо помощи

tvorchestvoИнтересный вопрос задала одна из читательниц моей странички в Инстаграмм: почему люди поют дифирамбы вместо того, чтобы помочь? Она дала почитать начало своего первого романа знакомым и получила только один толковый ответ. Почему в самом деле так происходит?

Разговор хоть и пойдет о писательстве, но касается он любого вида творчества.

Причин, почему люди вместо объективных оценок и толковых советов часто дают позитивные, а то и мимишные отзывы в соцсетях, на мой взгляд, несколько.

Не тот формат

Зачем люди идут в соцсети? Общаться (мы не говорим сейчас о бизнесе и рекламе). Причем теневую сторону жизни напоказ выставлять не принято,  а общение в основном протекает в позитивном ключе. Проблем хватает и в жизни, потому в соцсетях всё, что портит жизнь и настроение, отправляется в бан.

Учёные утверждают, что у тяги к соцсетям не только психологическая подоплёка, но и физиологическая: организм выделяет дофамин и окситоцин – гормоны желания и удовольствия, которые вызывают у нас много приятных ощущений. Куда тут с ними до разбора полётов или критики!

Если общение переходит в директ, позитивчик плавно перетекает и туда.

Ожидание ответного отношения

Сегодня ты напишешь нечто, что может не понравиться человеку, – завтра он ответит тем же. Об этом авторы комментариев в соцсетях тоже не забывают. Кому нравится быть публично высмеянным или покритикованным?

Да и в личной переписке многие наши «социальные» друзья не решатся сказать начинающему автору правду. Они не знают, как тот на неё отреагирует. Вдруг разобидится, разозлится, поднимет шум?..

Нам ничего не стоит порадеть хорошему человеку и найти для него приятные слова. Он старался, писал, пусть и дальше старается. А мы поддержим, споём дифирамбы… чтобы потом услышать их же в ответ.Потому что в соцсетях ждут не правды – ждут социальных поглаживаний. И побольше, побольше…

Кто-то не в курсе…

Вполне возможно, что кто-то не особо сам разбирается в писательстве (или другом виде творчества), по поводу которого мы просим высказаться. Он даже может быть профессионалом в своем деле, например, с закрытыми глазами разбирать и собирать автомобили, но писательство – не его тема.

Человек может быть также всеядным – все романы, где много слов и они более-менее правильно расставлены, или все стихи, где рифмуются «любовь» и «кровь», «вода» и «земля» для него – верх мастерства. Дурной вкус никто не отменял.

Те, кто «не в курсе», наверняка тоже многое говорят по делу, но вряд ли в той сфере, в которой не разбираются. Так же, как мы не ответим, на том ли месте стоит мотор у «Ауди» и почему машина не едет. Я, например, способна буду только многозначительно постучать каблучком по шине и сделать умный вид. 🙂

Кто-то злорадствует

И это вполне может быть. Кому-то нравится, что другой человек выставляет себя в глупом или смешном виде. Ну-ну, тупи дальше, а я помогу, подпою тебе.

«Ворона каркнула во всё воронье горло – сыр выпал: с ним была плутовка такова.» Такие вот «плутовки» получают свои бонусы от подобных «подпеваний»: на фоне тех, кого захваливаем попусту, можно выглядеть самому «звездой». Хотя бы в собственных глазах.

А как же эксперты?

Разбирать чужое произведение, читать его «с чувством, с толком, с расстановкой» – это серьезная работа для специалиста, и она требует сил и времени, которые придется отрывать от семьи, друзей, хобби, другой работы.

И тут без обид. Попробуйте стать на место редактора, эксперта: готовы ли вы сами отдавать кому-то чужому свои время и силы? Просто так. Готовы ли поддерживать «души прекрасные порывы» интернетного знакомого, который еще неизвестно, напишет ли роман до конца и что вообще из этого выйдет?..

«Кто виноват?» и «Что делать?»

Два знаменитых вопроса русской литературы. На первый отвечать не будем: виноватых нет. Есть автор с его ожиданиями – и есть комментаторы, которые дают ответы, не соответствующие ожиданиям автора.

Что делать?

Отбросить ожидания. Хотите комплиментов от друзей? Другое дело, в соцсетях недостатка не будет. Идите – и берите! Напишите, что давно мечтали написать книгу, наконец, взялись реализовывать мечту. Расскажите о «творческих терзаниях и поисках – это так душевно, мило. Не будет отбоя от лайков и поддерживающих комментариев.

Но помощи, полезных советов и объективного «разбора полётов» лучше не ждать.

Не подсесть «на иглу» хвалебных отзывов. Хочу предупредить: чем крепче подсядете на такую «иглу», тем ниже окажется ваша планка восприятия собственного творчества.

Я не раз слышала от авторов, тексты которых приходилось анализировать, заносчивое: «Вот вы придираетесь, а в интернете/друзья/знакомые читали и хвалили…» И это были слова деградирующих авторов, которые так и не успели стать писателями.

Старайтесь сохранять максимально объективное отношение к чужому и своему творчеству, читайте не только современную литературу, но и классиков, совершенствуйте писательское мастерство и стиль. Учитесь.

Обращаться к экспертам. Кому надо, чтобы ваше произведение проанализировали/отредактировали или дали вам полезные советы? Вам. Значит, вы и ищите возможности общаться с экспертами, редакторами, договаривайтесь и платите за их время и энергию своими временем, энергией, деньгами и другими ресурсами.

S-RojdestvomЯ уверена, что договориться можно всегда. Эксперты помогут разобраться с особенностями их профессий, а редакторы внесут правки и дадут полезные советы, которые помогут совершенствовать произведение. Вникайте в правки, учитесь на них, задавайте вопросы и запоминайте: всё пригодится.

Что думаете вы по этому поводу? Какие еще причины мешают людям в соцсетях объективно писать о нашем творчестве?

Лёгких вам перьев и шустрых мышек, коллеги!

С Рождеством Христовым!  Божьего всем благословения и Любви!

Можно почитать:

«Хочу писать. С чего начать?»

19 comments

  1. Lara:

    Все верно, все причины названы и очень точно проанализированы.
    Даже дополнить не могу…
    Хотя нет, вот дополню: если автор хочет откровенных откликов, он долкжен это очень откровенно и убедительно сказать своим читателям, и быть готовым к тому, чтобы не обижаться.
    А еще ему надо иметь мужество, чтобы отличить простые завистливые комментарии от настоящей критики.

    • Спасибо, Лара, вы четко дополнили текст: в самом деле, надо иметь мужество, чтобы отделить от себя негативные эмоции и прислушаться к критике, выбрать из нее то, что может помочь сделать текст лучше.

  2. А может всё потому, что тот кто пишет эти дифирамбы просто не знает чем помочь, а сам хочет отвлечь от проблемы? Поддержать так сказать морально например. Хотя людей всяких хватает и их цели порой не ясны, но я бы так подумал о таких посланиях.

    • Разные цели, конечно, Александр. Главное, не поддаваться на лесть и стараться сохранять объективный взгляд — и на людей, и на свое творчество. И как можно больше писать.

  3. Ну если уж выставлено публично произведение начинающего автора, то надо быть готовым к критике и самокритично относится к хвалебным отзывам. Гениальное произведение получается в результате титанического труда и, как правило, проходит много времени, прежде, чем что-то ценное выходит из-под пере. А хвалебные отзывы тоже нужны, что бы не растерять уверенность в самом начале писательской карьеры.

    • Согласна, Алевтина: всё хорошо, что в меру. Что касается начинающих авторов, н мой взгляд, главное, писать. Критикуют — писать. Хвалят — писать. Игнорируют — снова писать. Не публикуют — всё равно писать… Только тогда будет результат, который порадует.

  4. Я заметила, что часто в инете люди оскорбляют друг друга. Многих это ранит, даже если человек знает, что это неправда.
    Думаю, многие, чтобы избежать негатива, и сами не пишут ничего негативного.
    Но если есть установка, мол, дайте критическую оценку произведения, то все же надо или не писать или писать свою правду.
    Но — увы — мы все такие разные. и отделить зерна от плевен очень непросто.

    Я писала стихи, но для себя… я знаю, я бы не обиделась бы на критику, потому что очень хотела бы научиться.

    • В том-то и дело, Larimar55, что все мы разные.
      Обижаются на то, в чем чувствуют свою слабость. Если мне говорят, что я дура, а я знаю, что я умная, то это меня эмоционально не заденет. Перестану общаться, реагировать — и всё. Но если сама в глубине души чувствую, что слабовата в знаниях, троечница в школе была и теперь… — тогда это может вызвать бурю эмоций. Потому так важно отслеживать эмоции — они расскажут, где у нас слабые места, над чем можно работать.
      Что касается стихов, пробуйте показывать публике. Пока вы пишете их в стол, критику или похвалу не услышите и не поймете, что совершенствовать. Успехов!

  5. В Интернете я не один год и пришёл к пониманию той простой истины, что тот кто выбрал путь быть профессиональным писателем ему не следует распыляться на Интернет. Есть литературные журналы, где всё подчинено правилам установленным профессиональным писательским сообществом. Интернет имеет свои, стихийно сложившиеся ПРАВИЛА, и эти ПРАВИЛА для настоящего писателя таят ту опасность, что лишают стимула к настоящему творчеству.

    • Позволю себе не согласиться с вами, Алексей. Времена меняются, хотим того или нет, но мы вынуждены тоже меняться. В наше время журналы — это замкнутые пространства, их читают только «посвященные». А если имя писателя не на слуху, если автор не медийный — его вроде как и нет как творца.
      В журналах публикация — это классно, это оценка творчества и признание профессионалами. Но хочется, чтобы о тебе знали не только такие же писатели, как ты, а читали люди. А люди сейчас больше в интернете, чем в библиотеках с печатными книгами или книжных магазинах.
      Что касается правил Интернета, они постепенно осваиваются. Жаль, конечно, что приходится распыляться. Однако и Интернет сегодня — это тоже наша жизнь.

  6. Конечно, критику воспринимать адекватно нелегко.
    Поэтому многие, избегая углов в общении, стараются не критиковать.
    Но — на мой взгляд — писателю нужна критика, верно, что дифирамбы ни к чему не приведут.
    Но где надо искать эту критику? Обычные участники соцсетей могут высказать, по крайней мере, лишь свое личное мнение. Да, это тоже важно, но более глубокий анализ даст лишь соратник по творчеству.
    Хотя, в конечном итоге, книги пишутся для людей, обычных людей…

    • Вы правы, книги пишутся для людей, хочется, чтобы они читали. А профессионалы подметят нестыковки, недоразвитие сюжета, невыразительные образы и помогут произведение улучшить. Выходит, хорошо бы ладить и с одними, и с другими.

  7. Не знаю, как оценить писательский талант, но вот рукодельные вещички оценить могу. и дать море советов, как надо бы сделать. Но! С другой стороны эти мои попытки помочь могут выйти мне боком, и автор работ скажет: раз ты такая умная — покажи свои идеальные изделия! А я просто вижу те изъяны, которые видеть не хочется, стараюсь помочь. И поэтому я лучше промолчу и подбодрю хорошим словом, чтобы не отбить у человека его старания к творчеству.

    • Всегда со стороны видны изъяны лучше, чем в своей работе. У журналистов на этот счет есть отличное выражение — «глаз замыливается», когда со своим текстом возишься долго. Так и с рукодельными вещами. Потому если люди адекватно реагируют на критику, можно и подсказать. Другое дело, что с адекватной самооценкой нас, человеков, не так много. 🙂

  8. Да, с дифирамбами всё понятно, а как быть с отсутствием обратной связи вообще? 😉 Вот, к примеру, отправил автор своё детище десяти «ридерам», а ответ получил только от двух. И то в духе «хорошо, мне понравилось». По мне, так лучше бы написали «фу, какую дрянь ты написал», чем промолчали…
    Кстати сказать, большинство авторов, с которыми я общалась, очень адекватно воспринимают критику. Ну или по крайней мере делают вид, что не обижаются. 😀
    И в писательском курсе, который ты проводила, как раз момент работы с редакторскими правками, на мой взгляд, был наиболее полезным. Потому что мы тренировались отбрасывать эмоции и думать над тем, что пойдёт на пользу тексту, в том числе доказывать, иногда, что авторский вариант вернее.
    А пока автор пишет и никому не показывает, он так и будет вариться в своем сиропе, пока не превратится в карамельку. 😀

    • Светланка, тут разные причины могут быть, почему люди не отвечают. Я, например, еще до середины не дочитала твою новую книгу. Прихожу домой поздно, начитаюсь-наредактируюсь на работе всяких «опусов» — читать дома уже и не хочется. Стараюсь хоть что-то написать сама.
      А кто-то, возможно, завидует. А кто-то — просто поленился почитать, но боится признаться…
      Люди нам ничего не должны. Мы можем только просить их помочь нам, почитать. И, кстати, есть еще и такие случаи — «просто забыл». Ты можешь напомнить. Такта тебе достает, а, как говорят белорусы, за спрос не бьют в нос.
      Насчет «адекватно воспринимают критику» я бы с тобой поспорила — немного таких. Сегодня как уж я ни старалась тактично разговаривать с одной дамочкой — а попала в бан. Тесты слабые, эмоций много, но — она же «кадровик с многолетним стажем», «курсы копирайтинга закончла» — и считает, что теперь «право имею» вести курсы по текстам. А кто-то ей высказал, что недостаточно компетентна. Ну, и понеслось в посте… А потом в комментах… Я, конечно, в этот стройный ряд голосов «осуждам» не вписалась — ну, и вслед, видимо, за первым несогласным отправилась в бан.
      И таких много. Я обычно не вступаю в перепалки, знаю, что бессмысленно. Но тут очень уж хотелось раскрутить барышню-чиновницу, которая много рассказывает о духовном развитии, на то, чтобы выговорилась. Это было сделать не сложно. Ни юмора, ни иронии — ничего человек не понял. Оказалось, что развиваться ей сто лет не надо, стихи — «это не тексты», признает только те голоса, которые ей подпевают. 🙂
      Кстати, вопрос к тебе как к более опытнму инстаграммщику: как отправляют в бан в Инсте? Я просто заметила, что из моей ленты исчезли все комментарии и всё, что ее касалось. И чем это грозит?

      • Насчет «адекватно воспринимают критику» я бы с тобой поспорила — немного таких.

        Значит, мне просто везло пока. 😀

        Кстати, вопрос к тебе как к более опытнму инстаграммщику: как отправляют в бан в Инсте?

        Ой, Светочка, нашла опытного! 😀 Понятия не имею про бан в Инстаграме. Но чисто теоретически, если она тебя у себя добавила в бан, то это только ваши «отношения» прекратились. А с другими ты можешь общаться и дальше, как прежде. На практике даже не сталкивалась с таким, так что не знаю.

    • Насчет писательского курса — сама помнишь, как иногда автору сложно признавать правки. Через это все проходят. Именно эмоции мешают, и важно уметь их и работу разделять. Вообще, такое умение в жизни полезно, в любой деятельности. Но лучше всё же работать с текстами в таких замкнутых группах, а не критиковать на весь мир. Потому, кстати, если захочешь более подробное мнение о книге, звони, поговорим. Есть у меня уже замечания. Не для этих произведений, возможно, но на будущее тебе может пригодиться. Дочитаю книгу — поговорим. Также с интересом выслушаю твое настоящее мнение о своем новом сборнике стихов. Вышлю чуть позже — опять что-то у меня со скайпом. Раздружилась с ним совсем нынче. 🙂

      • Конечно, начинающим авторам сложно относиться к правкам и критике, но именно поэтому в писательском курсе это было лучше и легче. И главное — после него уже легче воспринимать от мира критику. 😉
        Замечания буду рада услышать, хотя и сама знаю какие-то «косяки». Просто уже не было сил исправлять, дорабатывать. Нужно было типа цель осуществить, вот только теперь уже жалею об этом…

        Вышлю чуть позже — опять что-то у меня со скайпом.

        Высылай лучше на е-майл. Я его почти каждый день проверяю, а в скайпе бываю редко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *