Чтобы фотографировать, надо… фотографировать! О практике

fotopraktikaС некоторых пор лишилась фотоаппарата. Скучаю. Снимаю камерой телефона, но подумываю о покупке нового цифрового фотоаппарата. Знаю: чтобы хорошо фотографировать, нужна постоянная практика. Поговорим и об основных правилах фотографа. 

О важности фотопрактики

Вспоминаю свои ощущения, когда впервые пришлось фотографировать людей. Я торопилась, суетилась, дрожащими руками нажимала кнопочки редакционного фотоаппарата, стараясь не забыть, какие функции они выполняют. О том, какие получатся кадры, думать было некогда, хотя именно это было важно: фотографии шли в ближайший номер газеты.

Так, благодаря реалиям нашего времени, когда районный журналист сам пишет и сам иллюстрирует свой печатный материал, я познакомилась с фотоаппаратом.

Фотопрактика привела к тому, что со временем я стала смелее нажимать на кнопочки, одновременно выстраивать кадр, а также подмечать некоторые секреты качественной фотографии. И сделала главный вывод: именно фотопрактика повышает наше мастерство, придает уверенность. Иначе говоря, чтобы научиться хорошо фотографировать – надо… фотографировать. Много!

Это – не открытие Америки: в любом деле теоретические знания превращаются в мертвый груз, если их не применять на практике. Ну, что толку от того, что я знаю нотную грамоту, если не играю на скрипке? Со временем знания выветриваются, а извлечь чарующие звуки музыки не получается, если ежедневно не водишь смычком по струнам, причем не делаешь этого осмысленно.

В фотоделе то же самое: можно прочесть много книг и статей в интернете, посетить много мастер-классов и полюбоваться на тысячи шедевров, но самому не запечатлеть ни одного интересного момента, не создать ни одной качественной фотографии. Из-за отсутствия фотопрактики, из-за того, что фотоаппарат брали в руки раз в полгода.

Но только представим! Наш фотоаппарат путешествует с нами везде, мы приглядываемся к тому, что происходит вокруг нас, тщательно выбираем объекты для съемок? осознаём каждый спуск затвора и делаем, например, симпатичные фотозарисовки. К тому же в свободное время мы обучаемся фотосъемке с помощью книг и интернета – благо, такая возможность есть, сравниваем множество похожих снимков и подмечаем, чем они отличаются и как можно было улучшить отправленные в корзину рабочего стола компьютера (как выручает нас все-таки век «цифры»!).

Рано или поздно мы почувствуем вкус качественной фотографии! Сотворить именно такую, качественную, на первых порах поможет освоение основных правил фотографа и основных правил фотографирования.

  • Итак, запомним! Знания – это хорошо. Но мастерство не приходит без фотопрактики. Чем больше времени мы проводим со своей фотокамерой, тем больше опыта набираемся. А чем больше опыта, тем выше качество наших фотографий. Именно фотопрактика повысит наше фотомастерство

Основные правила фотографа

Говорят, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Солдаты и генералы, тут, конечно, ни при чем, речь сейчас не о них, а о фотографах. Но смысл понятен: в каждом человеке должно присутствовать стремление расти, становиться лучше.

Грош-цена тому фотографу-любителю, который не стремится усовершенствовать свои навыки, пополнить свои знания. Вырастет ли он когда-либо из солдата в генерала любителя в профессионала? Зависит от него самого. А начинать нужно, конечно, с… начала, то бишь, с усвоения истины, что мастерство повышает фотопрактика, а также с освоения основных правил фотографа и фотографирования.

Ну, с основными правилами фотографирования мы познакомимся в следующий раз. А пока попробую вычленить из переработанной информации, из собственного скромного опыта основные правила фотографа:

1. Все время носить с собой фотокамеру!
Иной раз видишь – хвать, а фотокамеру не захватил. Такие фотомгновения исчезают бесследно: как бы о них не жалели, их не вернешь, не повторишь, если не схватили сразу. В другой раз получится другой кадр, а тот, возможно, самый лучший, – упущен.

fotopraktica

2. Запасаться флеш-картой достаточно большого объема, от 512 мБайт.
Одна моя добрая знакомая отправилась в Англию: сопровождала детей в туристической поездке. Время от времени через sms-ки делилась впечатлениями, по большей части, положительными. Но иногда и не совсем: например, очень сожалелат, что ее флеш-карта оказалась почти заполненнной уже в первые дни пребывания за границей – когда проезжали через Францию и Германию. А предстояло увидеть  еще столько всего в Англии!

3. Брать на съемку дополнительные аккумуляторы, батарейки и зарядные устройства.
Бывало у меня такое, когда в самый важный момент фотоаппарат указывал: «зарядите батарейки». Потому всегда стараюсь заряжать фотоаппарат и брать дополнительные аккумуляторы перед тем, как куда-то отправиться.

4. Делать только говорящие фотографии!
Никому не интересно читать текст, в котором много слов и мало смысла. Так и с фотографией: у нее должна быть тема, она должна что-то рассказывать. Конечно, каждый увидит в ней какую-то свою историю. Но главное, чтобы БЫЛО ЧТО видеть!

5. Выделять главное в кадре!
Лишние вещи, элементы в кадре не нужны, поэтому лучше убирать из него посторонних людей, еду за столом, мусор и прочее. Иначе это будет отвлекать внимание того, кто смотрит на фото, от главного, помешает донести основную мысль.

6. Не бояться экспериментировать, выбирать различные точки съемки, разноплановые ракурсы.
В общем, не бояться быть «плохим» фотографом. В поисках наилучших ракурсов фотографы могут использовать десятки кадров. Дорогу осилит идущий! В данном случае, – снимающий. Можно поэкспериментировать и поснимать не только с земли, но и с N-ного этажа, опускаясь на корточки и с крыши, с близкого расстояния и с дальнего.

7. Делать дубли понравившихся сюжетов, важных кадров.
Конечно, это не всегда получается: иногда картинка меняется быстро. Но при возможности лучше подстраховывать себя, тогда позже будет возможность выбрать наиболее удачные кадры – без закрытых глаз, неприятных поз и ненужных бликов.

8. Все фотографии содержать в порядке!
Важно удалять ненужные копии кадра, незачем засорять память фотоаппарата, компьютера и собственную. Иначе среди этого мусора потом будет сложно найти нужную фотографию.
С этой же целью, а также с целью не тратить время в поисках имени человека на фото, даты и места снимка следует подписывать их сразу, аккуратно складывать в отдельные тематические папки.

9. Не допускать колебаний камеры во время съемки.
Мне пока ни разу не приходилось снимать со штатива, хотя я знаю, что в таком случае снимки получаются резче. Обычно я стараюсь отыскать точку опоры для руки.

10. Быть критичным (но не чрезмерно!) к себе и к своим снимкам.
Как бы кто-то нас не нахваливал, себя не обманешь. Обычно чувствуешь, какие фото удались лучше, какие – хуже.

И еще одно, негласное, правило фотографа: если приходится фотографировать одновременно с другими фотографами, нельзя лезть им под руки, вторгаться на их территорию съемки. Даже если соседская точка съемки нам кажется самой удачной, нужно подождать, пока фотограф добровольно покинет ее. Обычно фотографы делятся с товарищами, которые находятся рядом, своими находками, привлекая их внимание.

Если к делу подойти «с толком, с чувством, с расстановкой», со временем у нас появятся и свои маленькие секреты, и свой стиль. И пусть наши фото не станут настолько качественными, как они получаются у профессионалов, но на них будет приятно смотреть нам самим, их будет не стыдно показать людям.
А там – как Бог даст: самые настойчивые, может, из солдат и в генералы махнут…

Ещё прочесть по теме:

Как сделать качественную фотографию

Какой жанр фотографии выбрать?

Как выбрать объект съёмки

P.S. Нравится ли вам фотографировать, дорогие друзья? Каких правил придерживаетесь?

Tags:

9 comments

  1. Мой муж когда-то серьезно увлекался фотографией и даже закончил с отличием «Заочный Университет искусств» -факультет фотографии. Принимала экзамены комиссия из ВГИКА и оценила его работы. Но это было в прошлом веке :), когда еще были пленочные фотоаппараты. Хорошо помню, как он дома ( по ночам) печатал снимки. А я была наблюдателем этого действа. Несколько лет он этим увлекался, а потом охладел.
    А вот я — любитель ( и то, не слишком хороший)

    • Я тоже любитель. Просто в редакции приходилось много фотографировать. А еще — мне это нравится. Одно из моих многочисленных увлечений.
      Кстати, печатала и я снимки пленочные еще — с теткой. Тоже по ночам, при свете красной лампы.

  2. andi:

    Вспоминаю дядь Витю. Говорил, что настоящий фотограф отличается от раздолбая тем, что всегда с собой носит фотоаппарат (:

  3. Я фотографией не увлекаюсь и фотографироваться не люблю, но с огромным удовольствием смотрю фото, особенно те, которые сделаны качественно, в них есть сюжет, как вы сказали, и глубокий смысл.

  4. Себя могу назвать фотолюбителем со стажем. Много фотографировала мама в студенческие годы, она же подарила первую «Смену», затем отдала свой «Зенит». Тогда это было волшебство. А сейчас с «цифрой» — все волшебники и профи )) Жми на кнопочку — и все получится. Снимаю много, иногда даже с режимами экспериментирую, но с возрастом все меньше фотографий нравится. А удалять- рука не поднимается ))

    • Я понемногу чищу архивы. Раньше тоже рука не поднималась. Теперь понимаю, что много мусора (тысячи фото скопилось!), который никогда никому не понадобится. Благо, пленки нет, можно щелкать много — и выбирать лучшее. Другое дело. нужен фотоаппарат. Подумываю о покупке.

  5. Я люблю фотографировать! И надеюсь, что у меня это немного получается, хотя казалось бы — ну чего там? Всего-то «кнопочку нажать». Пока недавно не просматривала то, что снято мужем и сыном. Ну как там можно снимать?? Хотелось прям закричать ))) Так что верю в себя и совершенствуюсь ))

    • Конечно, Ирэна, кнопочку нажать — это очень мало. Тысячи фотографий — и не цепляют. А бывает, один-единственный кадр зацепит за живое, помнишь его долго. Вот ради его, одного, даже стоит учиться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Optimized by SEO Ultimate