Что мы рассказываем о себе росчерком пера
Современные исследования в теории и на практике подтвердили гипотезу, что почерк отражает эмоции человека. Анализируя более 70 признаков почерка, эксперты устанавливают свойства и состояния личности. Они точно знают: рукой человека руководят мозг и центральная нервная система, которые через росчерк пера рассказывают о нас очень многое.
Экспертиза или исследование?
Почерк тонко реагирует на мысли в голове человека, на переживаемые чувства: их мы будто «проигрываем на пальцах», и это неосознанное напряжение мышц отражается на письме. Через него эксперты узнают и о нашем типе личности, и о темпераменте, переданном генетически. Гнев, страх, депрессия или волнение, радость, эйфория – для каждого из этих состояний есть своя группа признаков.
Именно по этим признакам судебные эксперты и графологи считывают нужную информацию. Но не стоит путать почерковедческую экспертизу и графологическое исследование.
Первую принято считать важнейшим источником доказательств. Экспертизу используют, чтобы отстаивать нарушенные права во время наследственных, жилищных, долговых споров, бракоразводных процессов, связанных с фальсификацией медицинских карт, нотариально удостоверенных документов или фальшивых векселей и пр. Эксперт должен определить не только, какова личность автора рукописи, но и то, не фальшива ли подпись. Такие исследования проводят только профессионалы высокого уровня.
Графологическое исследование оценивает деловые и личностные качества человека по присущей ему манере письма. У него, как видим, иная цель, другие задачи по сравнению с судебной экспертизой. Изучение личности по почерку является трудоемким процессом, и специалист-графолог тоже должен обладать специальными знаниями и навыками. Но азы графологии могут постигнуть и любители.
Сейчас можно практически в каждом книжном магазине купить популярную литературу по графологии, найти ее на просторах интернета, чтобы попытаться самостоятельно анализировать почерки людей, составлять их психологические портреты. К такому непрофессиональному исследованию, конечно, не стоит относиться слишком серьезно. Но мне, например, интересна эта тема на любительском уровне.
Как «читать» почерк
В наше время многие люди, особенно молодые, практически разучились писать. У тех, кто редко пишет, почерк меняется. Если компьютеры заменили человеку бумагу и ручку, то его почерк со временем тоже меняется и становится нечитаемым. Но даже это, как и многие другие факторы, не мешает экспертам устанавливать «исполнителя рукописи», а исследователям – говорить об особенностях личности.
Как они это узнают? Предлагаю прикоснуться к тайне.
На почерк могут влиять внешние факторы, например, неудобная поза или плохое освещение, и внутренние – алкогольное опьянение или психическое расстройство. Так, при алкогольном опьянении буквы становятся размашистыми, а строчка – неровной. В состоянии агрессии усиливается нажим и ускоряется темп исполнения. Нельзя проводить исследование, основанное на изучении только одного образца, утверждают специалисты.
Прежде чем «приписать» человеку какую-то психологическую черту, важно убедиться, что заключение подкреплено, по крайней мере, несколькими признаками почерка. Нельзя опираться на отсутствие какого-либо признака, но можно делать заключение, если признак есть. Нельзя рассматривать один признак в отдельности.
Почерки взрослых и подростков отличаются. У почерка подростков есть признаки, которые нормальны для них, но вызывают беспокойство, если так пишет взрослый. В графологической литературе в основном описываются зависимости между признаками почерка и качествами личности взрослых людей.
Высоковыработанный почерк обычно присущ людям, которые пишут много и быстро. Его особенность – множество вариантов написания букв. Например, в одном случае прорисовывается каждый элемент, в другом – не дописывается окончание буквы «в». Но даже в таком почерке есть индивидуальная совокупность признаков. По ним грамотные эксперты устанавливают исполнителя. При этом, отмечают, есть малоинформативные буквы, например «и», «н», «к», и те, что дают больше информации, как «т» и «д».
По почерку можно примерно установить пол писавшего. Категорично специалисты не делят признаки на мужские и женские, но замечают, что в большинстве случаев угловатые буквы присущи мужскому почерку, округлые – женскому.
Комплекс признаков почерка отличает его от остальных. И чем более своеобразен почерк, тем более своеобразна личность: тут просматривается прямая зависимость.
В тему:
А если обман?..
Обмануть специалиста сложно, но люди все же пытаются это делать. По статистике, в половине документов, прошедших экспертизу, подписи оказываются поддельными, часто – довольно грубо выполненными. Почерковед так или иначе определит, что проверяемый намеренно исказил подпись, когда пытался сделать ее неузнаваемой, или скопировать почерк другого человека.
Сложной процедурой считается экспертиза подписи: размеры их слишком малы, чтобы судить о манере начертания штрихов и букв, характерной для того или иного человека. Но и тут специалисты умудряются находить зацепки. Они знают, что для подписей характерна устойчивость письменно-двигательных навыков, и это помогает установить факт подделки.
Если человек пишет левой рукой, чтобы изменить почерк, эксперт определит это по деформированному внешнему виду букв и значков. Во время такого письма резко нарушается координация движений. Могут проявиться признаки «зеркальности» (когда изменяется обычное направление движений на противоположное при выполнении письменного знака или его части), неустойчивость общих признаков почерка, размера, разгона, расстановки и размещения письменных знаков, различие строения одноименных букв и др.
Если специалисту дать два образца похожих высоковыработанных почерков, он отличит их по степени совершенства движений. А отличить высоковыработанный почерк от средневыработанного ему точно не составит труда: именно поэтому эксперт не спутает рукописи взрослого, ребенка и старика.
Графотерапией – по недостаткам и слабостям
Есть мнение, что графология может не только раскрывать черты характера человека, но также способна помочь избавиться от недостатков.
В связи с этим, в 30-х годах ХХ века французский психолог Эдгар Берийон впервые употребил термин «графотерапия». Она исходит из положения: если на почерк человека могут влиять его мысли и настроение, то, следовательно, и то, как мы пишем, влияет на самочувствие и на мысли. Из этого следует, что, изменяя почерк, мы можем изменять образ мыслей.
Графотерапия – это использование графологии для избавления от недостатков и слабостей и укрепления положительных черт характера.
Другие ученые проверили теорию в знаменитом Сорбоннском университете в Париже: результаты их исследований подтвердили выводы Берийона. Позднее два знаменитых графотераписта из США, Пол де Сейнт Коломб и Кэтти Ланиер де Сейнт Коломб, опубликовали содержательную работу под названием «Графотерапия».
В тему:
Из истории графологии
Зависимость почерка и личности заметили еще в древние времена. Аристотель отмечал, что почерк отражает характер человека. В 1622 году итальянец Камилло Бальдо издал первую книгу о почерке «О том, как по письму можно узнать характер и свойства пишущего».
Но о графологии как науке впервые заговорили в XIX веке. Французский аббат Ипполит Мишон составил каталог зависимости характера от почерка, создал графологические общества, свою школу, а также написал несколько работ на эту тему.
В 2005 году в России почерковеды опубликовали комплексную методику установления пола, возраста и психологических свойств исполнителя текста. И этим трудом научно подтвердили связь между почерком и свойствами личности. В Беларуси графология – наука молодая, как и сама страна, тем не менее, ученые исследуют эту сферу. В обеих странах применяют исследования, в основном, в судах и при расследованиях.
За рубежом графологию используют не только в интересах спецслужб, но и в бизнесе, и в быту.
Так, во Франции, прежде чем принять на работу, часто проводят графологический анализ биографии. Не так давно заключение графолога стало обязательным при приеме на работу штатных сотрудников в Голландии и Англии. В Израиле обязательно графологической экспертизе подвергают государственных служащих.
В Германии принято обращаться к графологу перед вступлением в брак. Особенно часто к помощи экспертов прибегают те, кто знакомится по брачной переписке. В странах Юго-Восточной Азии сличение почерков жениха и невесты по давней традиции входит в брачную церемонию.
Графологию даже преподают в вузах, например, в нескольких германских университетах. В Гамбурге и Мюнхене с 1959 года даже введен экзамен по графологии. Читаются курсы в Сорбонне (Франция), в университетах Цюриха, Берна (Швейцария), Нью-Йоркском университете.
Графологи разных стран регулярно собираются на съезды. Существует Международное графологическое консультационное агентство.
Для написания публикации «Что мы рассказываем о себе росчерком пера» использованы материалы со страниц:
- https://kopilkaurokov.ru/psihologu/presentacii/pochierkoviedchieskaia-ekspiertiza
- http://www.sudexpert.ru/possib/writing.php
- http://mvd.gov.by/main.aspx?guid=60483
Интересна ли вам тема о том, что может рассказать о человеке почерк? Дайте знать, друзья. Предлагаю также почитать про взаимовлияние тела и сознания.
Тема очень интересная.В первом классе я писала перьевой ручкой, помню как ходили в школу с чернильницами, а у нерях в классе вечно пальцы были в чернилах.) Мама заставляла уроки делать на чистовик и беловик, поэтому компьютеру не под силу отучить меня много писать!) Почему трудно изменить почерк — очень интересная мысль. Когда в хорошем настроении, то пишу красиво, а когда в плохом, то не очень!)Сложно устроен человек!) Удачи Вам!
Елена, и здорово, что пишете много и никакие компьютеры вам не страшны.
Кстати, к неряхам я себя отнести не могу. Но в школе часто вымазывалась ручкой. Писала больше всех, ручку практически не выпускала из рук — больше всех и значков на мне оставалось. 🙂
Спасибо за пожелания удачи. Вам тоже всего доброго.
Тема невероятно интересная.
Почему трудно изменить почерк — всегда меня занимала эта мысль.
Заметила, что пишу по-разному, иногда сержусь, что не так получается, как хотелось — косо/криво…
Наша психика скрывает много тайн!
Интересно, Лара, что когда меняешь почерк, меняешься в чем-то и сам. Да, наша психика полна сюрпризов.
Это точно компьютер меняет почерк. Честно, пишу как попало. Раньше писал много почерк был поставлен, со своими росчерками, особенностями. В начальных классах почерк был плохой, помню мать заставляла переписывать тетрадки. Нашел отцовские рукописи. У него был, наверное, каллиграфический почерк не очень крупный и красивый. Учился писать как он, пытался, чтобы мой походил на его. Получилось. Люблю анализировать и многое замечаю. Сейчас вижу, эмоциональное состояние и события в жизни влияют на почерк. На самом деле, ты права, почерк — скрытое лицо человека
Это не я права, Олег, это исследователи это утверждают. А вот ты прав в том, что эмоции сильно влияют на почерк. Через мессенджеры меньше понимаешь, что чувствует другой человек, хотя все же и можно что-то понять. А почерк выдаст все, особенно тем, кто знает толк в этом деле.
Я тоже сейчас пишу как попало, так всегда бывает, если от руки пишешь много. И это нормально. Главное, все же писать. А то, мне кажется, печать без рукописи упростит и наш мозг. Как думаешь?
Думаю, что да. Это как детям дают в руки маленькие игрушки, конструкторы и заставляют развивать тонкую моторику рук. На самом деле в работе участвуют: нервная, мышечная, костная, зрительная и еще черти какая система у человека, одним словом мозг включается. Так и почерк — своеобразная тонкая моторика. Неповторимый с индивидуальными особенностями характера, эмоциями и прочим. Не будем писать руками — мозг или одряхлеет или приобретет функцию бездушной машины. Хотя мне кажется — это вопрос поколений, конкретно определенного сегодняшнего человека не касается. Мне кажется это вообще глобальная проблема, которая касается всех людей и цивилизации вообще. Мы, сегодняшние все-таки еще не совсем компьютеризировались и в школе еще пользуются прописями, вырабатывают почерк, а девчонки не просто сидят в чатах на разных сайтах, а пишут стишки в тетрадки, любуясь завитушками своих буковок. Это ведь тоже своеобразное искусство художественное. Согласна?
Ну, да, помню я эти тетрадки, сама вела. Картинки всякие рисовали и клеили, стихи о любви вручную переписывали и даже короткие рассказы. Конечно, к высокому искусству их не отнесешь, но руки разрабатывались самым замечательным образом.
Даже улыбнулась. Напомнил, Олег, о далеком, девичьем.
Сколько я экспериментировала с почерком — наклон, размер букв, стиль выведения букв. Но от себя не уйдёшь.
Я училась писать перьевой ручкой, с нажимом, наклоном в шестьдесят градусов и вензелями.
Позже изучала основы чистописания и методику обучения письму. Стандарты к этому времени сменились, в приоритете оказалось быстрое письмо шариковой ручкой.
Конечно, я всё освоила. Профессия предполагала, что буду учить этому детей. Но сама и посей день пишу так, как научили в первом классе. Только нажим и волосяные линии не удаётся выделять — шариковая ручка не позволяет это делать.
Наверное, в школьное время и в юности все мы экспериментировали, Наталочка. А тебе пришлось больше других — именно в силу профессии. Кстати, я понятия не имею пока, как и зачем выделять волосяные линии и нажим. ??? 🙂
То что наш почерк — это наше зеркало ни для кого давно не секрет. Но прочитать такую познавательную развернутую статью было очень интересно. Появилось много новой информации в багаже знаний. Спасибо!
И вам спасибо, Ольга Владимировна. Значит, я трудилась-собирала и обрабатывала информацию не зря и не только для себя.:)
Обращаться к графологу перед вступлением в брак — это неожиданно… Хотя, возможно, в этом есть какой-то смысл.
Думаю, есть. Все-таки, это не гадание на кофейной гуще: хотим того или нет, а почерк многое способен рассказать о нас.