Почему бунтует муза и как ее приручить

buntuet-muzaПочему бунтует муза, или почему не приходит вдохновение? И есть ли техники, способные приманить норовистую подружку? Поговорим…

Чем привлечь музу

Скажите, в каком случае мы быстрее и старательнее выполняем просьбы: когда нас просто просят, а то и требуют что-то сделать, или когда знаем, что получим за это «плюшку»? Ею может оказаться доброе  слово, благодарность или материальное поощрение.

Уверена, что ответите «во втором случае». И это нормально. В таком случае мы говорим о том, что для нашего подсознания такие «плюшки» – хорошая мотивация. Даже если вам кажется, что это несерьезно, в нужный момент всё сработает.
.
Есть 3 важных поощрения для музы (ну, или нашего внутреннего ребенка, ведь именно о нем сейчас идет речь):

  • Если пишем, играючи. Как ребенок возится со своими кубиками и машинками, так и мы играем со своими сюжетами и персонажами. Игра – отличное средство привлечь музу, или подзарядить свое вдохновение.
  • Если попадаем в волшебное состояние «потока». Как и в предыдущем пункте, главное, что мы получаем в награду, – кайф.
  • Если есть мощная поддержка извне. На начальном этапе такое бывает редко. Зато когда произведения читают, покупают, автор популярен, это, как правило, тоже нравится нашей музе.

Думаю, теперь понимаете, почему зачастую вдохновение плутает неизвестно где. Именно потому, что знает: вы не получаете удовольствия от процесса, не приготовили «плюшек», не умеете быть благодарными за то, что уже получили и сделали, и вообще неизвестно чего ждете и хотите.

Техники и практики

Есть немало практик, которые способны вернуть автору творческий запал. Их можно найти в книгах признанных писателей, на страницах интернета. Рассмотрим несколько (названия придумываю произвольно).

«Пишем для одного». По совету Джона Стейнбека, не будем думать о целевой аудитории. Лучше выберем кого-то одного из знакомых, или придумаем персонажа, и расскажем ему свою историю.

«Генератор сюжетов». А так играть советует Юрген Вольф. Цель – разбудить воображение. Запишем 5 случайных чисел от 1 до 9. Согласно им, выберем по одному элементу из таблицы ниже. В течение не более 5 минут составьте историю, в которой увяжутся между собой все 5 элементов.

Например, цифры: 3, 8, 5, 2, 9. Значит, нам надо сочинить драму об ученом, где вторым героем будет таксист; главная эмоция – жадность, а место действия – тюрьма. Не знаю, как у вас, а у меня в голове, пока я записывала, уже закрутился сюжет!

pisat-istoriyu

«Всего одно слово». Эту технику когда-то давно мне подсказали старшие коллеги. Она действенна, если есть тема, но не знаем, как начать писать произведение. Речь шла о журналистском тексте. Но я пробовала, и успешно, проделывать то же самое с рассказами.

Итак, тема есть. Просим любого человека, который рядом, сказать какое-нибудь слово, лучше, если это будет имя существительное. Именно с него начинаем писать историю.

«Таймер в помощь!» Вариации этой техники можно встретить  у многих авторов. Суть проста: ставите таймер на 15 минут и начинаете писать всё, что придет в голову. Условие: не думать, а именно ловить то, что в голове, пусть это будут обрывки фраз, не связанные между собой слова и образы. Главное, писать не останавливаясь, пока не прозвучит сигнал таймера.

«Оттолкнемся от предложения». И еще одна техника. Кажется, впервые увидела ее в книге Джулии Кэмерон. Берем предложение-заготовку – и начинаем писать. Например:

  • Если бы не этот случай, я бы никогда не стала такой, какая сегодня…
  • Сегодня с утра я подумала…
  • А что было бы, если б я вернулась в тот день, когда…

Кстати (это уже дополнение от меня) предложения-заготовки можно записывать, когда случаются периоды творческого подъема и приходит много идей. В периоды спада они ох как пригодятся!

Домашнее НЕзадание

А теперь – «домашнее НЕзадание» для желающих. Эх, давно их не было, правда?Напоминаю: «НЕзадание» – т. к. не обязательно к выполнению. Разве что вы хотите развиваться как автор, тогда вероятнее всего выполните его.

1. Прочтите пост «10 мотивов писать». Подумайте: почему вы пишете? Что именно доставляет вам удовольствие в процессе писательства, что балует вашего внутреннего ребенка? В ответе на этот вопрос можно найти то, что способно лично вас реально вдохновлять и с помощью чего будете спокойно справляться с писательскими блоками.

2. Вспомните хорошие отзывы о вашей работе (любой). Чувствовали ли вы благодарность за них? Или, как правило, начинали оправдываться «это моя работа… любой бы на моем месте… это было несложно» – вместо искренне-счастливого «спасибо»?

Запомним: как несчастливые родители не смогут научить ребенка получать удовольствие от жизни, так и наш внутренний несчастливый творец не заставит музу довольно порхать над ним крылышками только потому, что он защелкал клавишами.

Запишите  имена тех людей, кто вас вдохновлял в работе и творчестве, повесьте список на видное место в рабочем кабинете. Чаще смотрите на него и мысленно благодарите этих людей.Это научит радоваться добрым словам в наш адрес и не обесценивать свои старания.

3. Поиграйте с музой прямо сейчас: выполните хотя бы одну технику, не откладывая это на «потом», «в другой раз» и «как-нибудь». Напишите о результатах в комментарии: что получилось, что вызвало затруднения?

Творите с удовольствием и будьте счастливы!

10 comments

  1. Прекрасные советы для преодоления писательской блокады! А я думала, что нет никаких приемов, ибо муза — она такая, не всегда посещает, а ее — оказывается — можно пригласить к себе

    • О, Larimar55, муза, конечно, капризна, но и постоянна. Особенно любит, когда есть у писателя повседневные ритуалы, определенное время работы и вот такие приемчики. 🙂

  2. Отличные способы для побуждения себя к действию! Весьма полезно для продуктивной работы)

  3. А ведь и правда, когда есть что то стимулирующее, то и вся работа ладится хорошо) Интересные варианты у вас, нужно обязательно попробовать применять их)

  4. Я не занималась творчеством профессионально, хотя задатки у емня есть.
    Насчет вдохновения, то забавно признаться — но у меня поток был неостановимый когда я влюблялась: из меня стихи так — пардон — и перли, я даже ночью просыпалась и записывала строки

  5. Теперь я понимаю, почему многие «ухищрения» в моём случае не работают. 😀 Потому что не соглашусь, что Муза и внутренний ребёнок — одно и то же. 😳
    Помню, в своё время «расписываться» мне помогали специальные упражнения-заготовки, которые нашла в интернете, типа «напишите рассказ о пустом стакане» или «чем бы вы угостили своего врага». Кажется, у тебя в сборнике стихов был ответ на последнее задание. 😉 Мне понравилось.
    Сейчас же решила попробовать другой вариант выхода из ступора. Отчасти он схож с твоим пунктом про таймер. Но с моими дополнениями… Правда, пока не начну никак. Страшно, видимо… 😳

    • Может, и не одно и то же, Светочка, но они так похожи: и одному, и второй хочется играть. А взрослые, как правило, становятся такими серьезными, что на хромой козе и не подъедешь.:)
      Да, в сборнике есть ответ, чем бы я врага угощала. И тут, в блоге, много выполненных «расписываний» до сих пор осталось. Они мне, правда, не шибко помогли. Лучше всего «сработали» утренние странички и вот такие техники, как в этом посте.
      А подробнее о дополнениях к таймеру — можно? Попробую тоже. Вместе, глядишь, не будет так страшно. 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *