Базовые элементы произведения. Тема, идея, сюжет, композиция
Есть в литературе понятия, которые служат основой для создания художественного произведения. И без них, конечно, авторы что-то ваяют, но это обычно нечто из разряда графоманского, когда пишут все, что взбредет в голову. Если же собираемся написать что-то стоящее, то с этими понятиями придется познакомиться.
Тема: закладываем фундамент
Первое из них – тема (в пер. с греч., то, что положено в основу). Это предмет авторского изображения, т.е. те явления и события, на которые автор хочет обратить внимание читателя.
Есть так называемые “вечные” темы: противостояния добра и зла; любви; становления личности; дружбы; ревности; предательства; отцов и детей… Почему “вечные”? Потому что они волнуют человечество всегда.
Но каждая эпоха предлагает и свои темы. Например, тема “покорения Космоса” была особенно актуальна в 60-70-е годы прошлого века, “человек и биоробот” – созвучна нашему времени.
Если автор изначально откажется определить тему будущего творения, то на выходе получит пустопорожний текст, бестолково напичканный какими-то событиями, мыслями, описаниями, а то и вовсе графоманским бредом. Здесь же обнаружится множество логических нестыковок, ляпов и непоняток. Ни один уважающий себя читатель не доплывет до конца такого шлака, даже если он будет небольшим по объему.
Допустим, автор, решив не заморачиваться с темой, оттолкнется от жанра. Возьмем любовный роман: герой или героиня влюбились, преодолели препятствия, в финале целуются на фоне рассвета как предвестника новой счастливой жизни. Все заранее предсказуемо. Для легкого чтива в небольших количествах, пожалуй, может сойти. Но это как одноразовый памперс: использовал – выбросил и забыл.
Самые интересные произведения получаются у авторов, которых волнует выбранная тема, на которую они готовы думать день и ночь. Тогда и пишется легко, и читатель проникается эмоциями, а потом долго находится под впечатлением. Классика – из этого разряда. К таким книгам люди возвращаются, потому что они отвечают на их жизненные запросы, влияют на решения, впеатляют.
Конечно, определиться с темой – еще не значит написать сильное произведение. Но ведь и фундамент – еще не дом, а без него приличного дома не возведешь. Поэтому темой как одним из базовых элементов пренебрегать не советую.
Как найти супер-пупер-идею
С чего начинается художественное произведение? Уже догадались: с идеи.
Это основная мысль авторского творения, или предложеный автором способ решения поставленных проблем. Через идею автор показывает свое отношение к теме произведения. .
Можно, конечно, через персонажа или прямым авторские текстом высказать идею произведения. Но лучше, если писатель, по представлению Флобера, будет нигде и повсюду, невидим и вездесущ, т. е. идею подарим ненавязчиво, художественными средствами. .
Итак, мы определяем тему (жизненное явление), выбираем проблему и формулируем идею (представляем наш способ решения вопроса).
У разных авторов одна и та же проблема может разрешаться по-разному: один оправдывает убийство из ревности, другой – отрицает.
❗Если нет идеи, произведение представляет собой пустое, банальное, скучное чтиво, где тупо описываются события и явления.
Конечно, идей может быть много, а выбрать-то надо одну. Как выбрать лучшую? А вдруг, когда начнем писать, придет не просто лучшая, а гениальная – переписывать всё с самого начала?
На все подобные вопросы есть один простой ответ: супер-пупер-идеи не существует. Есть идея, лучшая на момент, когда мы продумали сюжет, прорисовали персонажей, набросали план и начали писать. В действии правило, что надо жить здесь и сейчас. А значит, дописываем то, что начали, до финальной точки. Главное, чтобы эта идея с самого начала была интересна вам, резонировала с вашими ценностями.
Что же делать с идеями, которые приходят позже? Записывать в отдельный блокнот. Через какое-то время к ним можно вернуться. Часть из них уже не покажутся такими идеальными и проще от них избавиться. Другая часть может оказаться пригодной для новых историй. Будут и такие идеи, которые и выбросить жалко, и в дело пока не пустишь – значит, пока их время не пришло, пусть еще “зреют”.
Нет сюжета – нет рассказа…
А также нет повести или романа. Хотя теперь многие кропают т. н. «романы», которые на самом деле можно назвать разве что «текстами».
Сюжет – еще один базовый элемент произведения, основа формы: он скрепляет воедино, цементирует историю. Это совокупность событий и отношений между персонажами в произведении, которые разворачиваются во времени и пространстве.
Сюжет характеризуется наличием такого важного явления, как конфликт (о нем подробно мы еще поговорим), и имеет ряд важных составляющих:
- экспозиция,
- завязка,
- развитие действия,
- кульминация,
- развязка.
Можно, конечно, обойтись без какого-то из этих элементов (к примеру, от развязки) или, например, экспозицию разместить в середину текста. Однако в целом сюжет должен быть завершенным.
Проект «дома» для идей
Композиция – это структура, или построение литературного произведения в соответствии с его жанром, содержанием, назначением. От того, как автор расположит части своего произведения, в какой последовательности и системе, зависит то, донесет ли он идею до читателя и как читатель потом воспримет написанное.
Вряд ли стоит кого-то убеждать, что прежде ч чем строить дом, надо создать проект. Каждый хозяин отнесется к этому серьезно и сто раз подумает, как лучше разместить спальную, обеденную, гостиную и другие зоны. Один отведет под ванную 4 квадратных места, другой – 14, а потом один украсит дом обоями в цветочек, а другой отшпатлюет и покрасит. Наконец, кто-то наполнит дом приятными вещицами и живыми цветами, а кто-то оформит его в спартанском стиле. И всё это мудрый хозяин представит и прорисует в самом начале, чтобы потом не исправлять недостатки.
Странно, что не все авторы заботятся о композиции своего произведения: это ведь проект «дома» для их идей и фантазий! Если сразу не учесть важные составляющие, детали и нюансы, то потом или придется переделывать работу, или оставить как есть и понимать, что произведение слабое.
В композиции литературного произведения авторы по-своему выстроят каждый его элемент, каждое выразительное средство, применят разные приемы. Потому даже если предложить одни и те же тему, идею и сюжет разным авторам,произведения на выходе будут разными.
Каждое произведение имеет свою неповторимую композицию, хотя жанры и предлагают специфические способы изображения. А некоторым традиционным вовсе присущи композиционные каноны: трехкратные повторы и счастливая развязка в сказке, пятиактное строение классической трагедии и драмыи другие.
Композиция бывает:
- внешняя (архитектоника). Это, к примеру, тома трилогии или части, главы, абзацы романа;
- внутренняя. Ее элементы: описание и повествование, монологи и диалоги, система образов и авторские характеристики, пейзаж и портрет, фабула и сюжет повествования, ретроспекции и акценты, многое другое. Сюда же входят внесюжетные составляющие: пролог, вставные новеллы,авторские отступления и эпилог.
Возможные ошибки в композиции произведения:
- шаблонные, плоские, картонные персонажи, которые при этом действуют в «безвоздушном» пространстве;
- слишком много описаний, они длинны, что наносит ущерб динамике произведения;
- слишком длинные и неинформативные диалоги;
- слишком много действий, динамики, и читатель не успевает осознавать, что происходит, запутывается;
- неверно расставленные акценты;
- много лишних глав, персонажей, описаний, другой информации, которая никак не согласуется с идеей произведения, не двигает его сюжет, не помогает лучше понять характеры героев;
Всё это заставляет читателя скучать и, вероятнее всего, он бросит унылое чтиво.
Выводы
1. Сегодня время такое, когда лучше не открывать «америку», а учиться.
2. Начинающим авторам лучше начинать тренироваться выстраивать сюжет и композицию на малых формах, а затем уже браться за романы.
3. Помнить: слабая композиция не позволит читателю понять, что писатель хотел сказать своим произведением.
Лёгких перьев, коллеги, и замечательных сюжетов!