Развиваем ассоциативное мышление

associaciiАссоциации комбинации нескольких образов. Ассоциативное мышление строится на творческих способностях человека, а именно – на умении создавать новое, модифицируя уже существующее. Расширить круг ассоциаций можно, если целенаправленно тренироваться. Вот несколько  упражнений.

Составление цепочки ассоциаций

Надо выбрать любое случайное слово – можно первое, что придет на ум, или то, что назовет находящийся рядом с вами человек.

Начиная с выбранного слова, выстраиваем цепочку ассоциаций, записывая их на бумагу. К примеру, ручка–блокнот–журналист–газета. Или: гитара–песня–осень–дождь–грусть–одиночество… Записывать ассоциации надо как можно быстрее и именно те, что в первую очередь приходят в голову, тогда связи могут получиться неожиданными, необычными.

Как видим, ассоциации могут быть как связанные с исходным словом, как в первом случае, так и не связанные.

Поиск недостающих ассоциаций

Усложним задание. Прежде всего, выберем два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Я предлагаю раскрыть словарь или книгу и, не глядя, ткнуть пальцем в страницу. Ближайшие слова или словосочетания и станут исходными.

Строим ассоциации, которые бы соединили эти два слова. Например, для слов «человек» и «автобус» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, станет слово «дорога».

Подходящие ассоциации

Выберем два слова. Называем ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. К примеру, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и др.

Усложним упражнение: выберем не два, а три или больше слов. Проделаем с ними то же самое, что с двумя.

Необычные ассоциации

Развивает ассоциативное мышление и память поиск наиболее ярких и нестандартных ассоциаций. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:

  • русский поэт – Пушкин
  • домашняя птица – курица
  • фрукт – яблоко
  • часть лица – нос

Задание: с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.

Пристёгнутая ассоциация

Мне очень понравилось это упражнение, предлагаемое тренерами.

В течение 5 минут надо постараться удержать мысль на заданном образе (слове), не отвлекаясь на другие темы и образы. Включить приготовленную заранее песенную композицию: пока она звучит, тоже удерживаем в памяти заданное слово.

Для того, чтобы не забыть слово и не отвлечься мысленно на другие предметы и темы, надо включить воображение и создать в мыслях целый сюжет – он и поможет удержаться в поле заданного образа.

Запишем основные ходы сюжета в блокнот.

Задание: удержать в голове слово «радость». Выполнили? Какой сюжет помог вам сосредоточиться на заданном слове?

Упражнение можно немного усложнить: попытаться удержать его в голове на протяжении 10 или 15 минут, занимаясь разными хозяйственными или бытовыми делами. Получается?

Убегающие ассоциации

За время – 5 минут. Надо записать в блокнот цепочку ассоциаций, вызванных предлагаемым словом. Главное, отпустить мысль на свободу, позволяя ей выдавать любые ассоциации, не связывать ее рамками. Пусть перескакивает от одной ассоциации к другой, как вздумает.

Пробуем: придумать ассоциации к словам: невеста, футбол, гардероб

associacii-tvorchestvo

Если каждый день всего по 10-15 минут выполнять по 1-2 упражнения, то уже через несколько дней тренировок научимся выстраивать интереснейшие ассоциации, а также заметим, что память стала лучше.

21 comments

  1. Светланка, отличные упражнения. Нужно потренироваться. Застой в мозгах в последнее время наблюдается.

  2. Отличные рекомендации как развивать свой потенциал и умение мыслить. Но я этим не заморачиваюсь, особенно потому что к художественному творчеству отношения не имею. Однако, пользуюсь «Сетью словесных ассоциаций». Это когда припрет и мозги совсем не работаю. Забей в поисковик, найдешь прекрасный сервис для ленивых. Ссылку давать в комменты не буду, это не есть хорошо. Иногда зайдешь на сервис, ассоциации возникают будь здоров

    • Нашла предложенный тобой ресурс. Интересно. Но я, пожалуй, предпочту поискать собственные ассоциации — они иногда уводят туда, куда ни один словарь не заведет. Главное, отпустить поводки и дать мозгу право генерировать все, что ему хочется.

      • Я не художник, а практик, поэтому и пользуюсь им. Для рабочей статьи не требуются художественные образы.Стоит мне спустить свои ассоциации с цепи, одному Богу известно, куда они меня заведут. В документальных и технических статьях все определения должны отличаться точностью и конкретикой.

  3. Странно, Светуля! Писала тут, а комментария нет.
    Поиграла в ассоциации.
    Дорога у меня ассоциировалась с мечтой, вершиной.
    не получилось только с пристёгнутыми. Наверное, стоит делать такое упражнение, когда дома одна. Когда отвлекают постоянно, трудно удержать внимание.
    Убегающие ассоциации меня далеко увели. Даже не ожидала такого!

  4. Хорошие задания. Есть в них творческое составляющее.
    У меня в голове в последние дни такой хаос, что только и играть в ассоциации — одна другой краше. 😀 Когда вообще не связанные вещи выстраиваются, только успевай отслеживать, куда мысли завели.
    Правда, только удерживать в голове долго одну мысль при таком состоянии тяжело. Так что с пристёгнутыми ассоциациями потом потренируюсь, видимо. 🙂

  5. Очень классные упражнения, а наш мозг должен всегда работать и желательно без длительных остановок.

  6. С убегающими ассоциациями интересно… Никогда не сталкивалась с подобной трактовкой. Нужно попробовать дочке предложить, интересно, что придумает)

  7. Светланка, у тебя, похоже, дубли страниц. Сейчас открылась страница, где все мои комментарии есть. в предыдущий заход была страница, где моего самого первого комментария нет.

  8. Светланка, я не знаю, как их найти и как убрать.

  9. Интересные упражнения, надо попробовать. А вообще, бывает в голове мысли самопроизвольно в такие ассоциативные дебри уведут, что потом удивляешься, о чём это я и, как докатилась до мысли такой.

  10. Помнится, наша учительница по биологии предлагала нам запоминать материал, выстраивая «нелепые ассоциации». Очень помогало. Правда, сами ассоциации довольно быстро улетучивались, а материал оставался. До сих пор помню один из ее перлов: «Запомните дети, в Волге живет сиг, потому что сигара!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *