Правило 10 000 часов: правда или миф?
Знаменитое «правило 10 000 часов», необходимых, чтобы стать мастером своего дела, пытаются развенчать ученые в дальнейших исследованиях. Есть приверженцы и одного, и другого взгляда. Так правило Малкольма Гладуэлла – правда или миф?
Из истории правила 10 000 часов
Несколько десятков лет назад психолог Андерс Эриксон с двумя коллегами исследовал, как влияет количество часов, посвященных практике, на развитие способностей скрипачей и пианистов. Оказалось, что простые любители поупражняться на инструменте никогда не занимались более трех часов в неделю, набрав к двадцати годам не более 2 тыс. часов практики. К этому времени у лучших студентов Академии музыки в Берлине набралось до 10 тыс. часов занятий. В багаже середнячков оказалось 8 тыс. часов, а у будущих учителей музыки – не более 4 тыс.
Гениями не рождаются – ими становятся: такую версию выдвинул в своей книге «Гении и аутсайдеры» журналист и социолог М. Гладуэлл, основываясь на работах Андерса Эриксона. В подтверждение своей теории, что человек, выполняющий определенную задачу в течение 10 000 часов, в результате становится мастером своего дела, Гладуэлл изучил истории успеха многих легендарных личностей и компаний. Он утверждал, что любой человек может научиться писать картины, играть на фортепиано или манипулировать ставками на бирже, независимо от генетических предрасположенностей, высокого IQ человека или набора способностей.
Есть и другие ученые, которые разделяют эту точку зрения. При этом, замечают, правило 10 тысяч часов практики относится и к вундеркиндам.
В исследованиях, объектами которых становились композиторы, баскетболисты, писатели, конькобежцы, пианисты, шахматисты, матерые преступники и так далее, это число встречается с удивительной регулярностью. 10 000 часов эквивалентны примерно 3 часам практики в день, или 20 часам в неделю на протяжении 10 лет. Это, разумеется, не объясняет, почему одним людям занятия идут на пользу больше, чем другим. Но пока еще никому не встретился случай, когда бы высочайший уровень мастерства достигался за меньшее время. Создается впечатление, что именно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию.
Из книги «Гении и аутсайдеры»
Я сделала более точные расчеты, которые отражают цифру 10 тысяч часов. Это:
- ежедневные занятия по 2 часа в день на протяжении 13 лет 4 месяцев,
- или по 3 часа в день – 9 лет 2 месяца,
- по 4 часа в день – 6 лет 8 месяцев,
- по 8 часов в день – 3 года 4 месяца.
Подумайте: сколько времени в день вы пишете? Посчитайте: при таком раскладе сколько времени понадобится, чтобы вы стали профессионалом в писательском или журналистском деле?
От количества – к качеству
Приверженцы другой точки зрения называют правило 10 тысяч часов мифом и пытаются развенчать «психологический стереотип», утверждая, что их подход принципиально отличается от подхода к измерению успеха только по количеству часов, затраченных на обучение.
«Беда этого правила в том, что оно правдиво лишь наполовину. Если вы, допустим, новичок в игре в гольф и постоянно совершаете одну и ту же ошибку, 10 000 часов практики не улучшат ваш уровень мастерства. Вы по-прежнему будете простофилей, просто более опытным».
Механическое повторение действий в самом деле не позволяет расти профессионально. И авторы этой точки зрения правы, когда говорят, что важную роль играет качество выполняемого труда. Для этого необходимы:
- осознанная практика. Все время надо держать в фокусе внимания то, чем занимаемся. Как только дело переходит в режим «автомата», автопилота, человек перестает расти. Также он застревает на определенном уровне, когда, слегка научившись чему-то, начинает ощущать себя великим мастером – «включает» гордыню. В особенностях нашего мозга – облегчать нам жизнь, автоматизируя процессы, приписывая себе большие заслуги. Важно противостоять желанию мозга, снова выходить в фазу активного внимания, чтобы не застрять на позиции любителя, тренироваться, подбирая все более усложняющиеся задания;
- реалистичное мышление (верные точные цели);
- окружение. Великим ученым, музыкантам, спортсменам для успеха понадобились те, кто их поддерживал, и деньги;
- постоянное обучение, в т.ч. под руководством квалифицированных экспертов, тренеров, наставников. Главное, что дает обучение под руководством наставника в нужной области, – обратная связь: это необходимый элемент, который позволяет определять ошибки, обнаруживать источники их возникновения и исправлять.
Так правда или миф?
Стать чемпионом мирового класса, будь ты тяжелоатлет или пианист, возможно, если ежедневно практиковаться около 4-х часов в день. Это позволяет совершенствовать навыки, поддерживать оптимальную концентрацию, при этом оставляет время для отдыха и восстановления.
Стать успешным писателем возможно, если приучить себя к ежедневному труду по 3-4 часа. Именно регулярный труд помогает стать продуктивным автором и совершенствует писательское мастерство. Об этом говорят многие успешные авторы нашего времени.
На мой взгляд, «правило 10 000 часов» (пусть себе цифра и выбрана красивая, а на самом деле, очень приблизительная) играет замечательную роль: приучает к мысли, что любое мастерство требует постоянной шлифовки. За каждым новым часом труда прячется что-то более совершенное, а может быть, и гениальное. По сути, оно подтверждает знаменитое высказывание «нет предела совершенству».
Итак, вопрос количества все же остается актуальным. Но вопрос качества – важен не меньше. Что же получается?
Получается, что две точки зрения на один вопрос вовсе не противоречат друг другу, а лишь дополняют одна другую. Попытка «развенчать миф» – вовсе не развенчивает его, а углубляет понимание. А вместе два взгляда составляют одно целое.
А как думаете вы, дорогие читатели?
Есть теория, по которой, чтобы стать настоящим специалистом, нужны 10 000 часов практики в том или ином деле. Есть другая теория: практика — не самое главное.
Ирония — хорошо, но практические выкладки в доказательство теории — лучше. 🙂
Какой интересный у вас блог! Случайно нашла его по вашим комментариям на другом сайте. И как раз мне в тему. Я вижу, что тут собрались писатели, а я просто блогер-путешественница, которой очень нравится писать статьи на свой блог и делать это как можно лучше и качественнее.
Немного о личном. Я с самого детства хотела стать писателем. Это было не такое уж сильное желание, но мысль об этом периодически у меня возникала. Когда я подросла, я поняла, что ни ума, ни таланта для писательского дела у меня нет. На этом казалось бы все и закончилось. Но вот наступает эра интернета, я завожу сайты о своих увлечениях, потом оставляю только один из них, о путешествиях. И начинаю писать о своих самостоятельных путешествиях. Пишу просто полезные материалы или рассказываю о местах и своих чувствах и впечатлениях. И тут я понимаю, что надо было дожить до 50 с плюсом лет, чтобы тема писательства опять возникла в моей жизни. Природная склонность нашла все-таки нашла себе выход через столько лет. Вот так бывает. 🙂
Наталья, очень-очень рада познакомиться с вами! Как минимум, потому, что вы уже реализуете то, о чем я пока только мечтаю — путешествуете.
И, конечно, потому, что духовно мы близки, коль с детства и до сих пор вас приятно волнует слово «писать».
Насчет «ума и таланта писателя». Думаю, вы не совсем правы. Если с детства посещают мысли стать писателем, значит, огромная вероятность, что это — ваше дело. Главное, учиться и писать, писать и учиться.
Жаль, что поздновато нашлись: у нас вовсю идет тренинг «3 рассказа за 30 дней», до конца апреля должны завершить, чтобы в мае выпустить сборник рассказов. Но в июне собираюсь набирать новый курс: будет желание — подключайтесь. Это, по с, месячный марафон писательства в группе единомышленников, с теорией и, понятное дело, практикой. Результат — книга.
А я почитаю ваш блог: возможно, найдутся варианты для нас с мужем отправиться куда-нибудь в путешествие.
Рада, что мы нашлись. 🙂
Думаю, это правило действует. 10 тысяч — это условно. Речь идет о том что бы просто посвщать любимому делу много и очень много времени, и ежедневно.
Мне, например, нравится моя работа. Это и хобби, и оплачиваемый труд — учить детей. Я и дома ищу материалы, интересные наработки. И знаю, что я — хороший учитель. Потому что и дальше готова посвящать много времени любимому занятию.
Если следовать логике, то чрез пару лет я стану гениальным блогером! 🙂 Кто бы сомневался… ))) Трачу более 4-х часов в день, уже четвёртый год. Не согласна лишь в части на ЧТО именно уходит это время, если на беседы, визиты и комментарии, то надо помножить, думаю, этак на 2!
Резюме: Талант важен, но чтобы к нему хоть чуть придвинуться или рядом постоять- нужно работать!
Естественно, Людмила: «чистое» время идет в зачет. А визиты-комментарии нужны блогу, да, но на результате в плане развить нас как блогеров — вряд ли скажутся. С резюме согласна: без работы — и ни туда и ни сюда. 🙂
Задумалась надолго…
Не знаю, стать гением можно, если талант дан свыше (ИМХО).
Правда, в истории бывало и по-другому. Демосфен, например, сам себя сделал.
Тем не менее…
И еще важна цель. Хочешь быть гением — будь им! Но такая целеустремленность не всем дана.
Для меня немаловажен ИНТЕРЕС. Если не интересно, ничего и не получается, а увлеченность окрыляет…
Вопросов больше, чем ответов. Хорошая тема для размышлений. Спасибо, Светлана!
Наверное, для всех немаловажен интерес. Если за ним идти, при любом раскладе быстрее добиваешься успехов. Сложно даже представить, как что-то делать изо дня в день, при этом ненавидеть то, что делаешь. 🙂
Если талант дан свыше, а его не развиваешь — точно гением не стать. Сколько таких негениев в мире! И сколько тех, кто из мизерной доли способностей развил талантище. Очень много от человека зависит.
Тема в самом деле благодатная для размышлений. Размышляйте в удовольствие, Елена!
Одни гениями рождаются, другие гениями становятся. А вообще мне очень нравятся строчки Уильяма Блейка «Every night and every morn
Some for misery are born.
Every morn and every night
Some are born to sweet delight.
Some are born to sweet delight,
Some are born to endless night.» — удивительно точно сказано.
Здравствуйте, Татьяна.
Вторая строка шестистишия звучит как «Some to misery are born…»
Честно говоря, я так и не поняла, к чему вы его процитировали. Чтобы не набирать текст — проще скопировать?
«Великим ученым, музыкантам, спортсменам для успеха понадобились те, кто их поддерживал, и деньги»
Вот. Мне понравилась это уточнение. Потому что и в самом деле, помимо всего остального, писателю нужно иметь деньги. Элементарно, чтобы кушать что-то, чтобы было на чём и чем писать, пока каждый день по четыре часа сидишь-творишь…
Как ни крути, те, кто пишет, обычные смертные. Даже не йоги — солнышком питаться не научились. Так что, Светочка, согласна: поддержка нам ох как нужна!
Я тоже в свое время очень много текстов писала, по 5-6 часов в день на протяжении 1,5 года, почти каждый день. Потом поняла, что привыкла и пора идти дальше, взяла и пошла. А там пришли люди, которым надо писать и публиковать и понеслось. Теперь у меня другие цели, которые я так и не освоила, но надежда живет, может реализую их в ближайшее время или чуток модернизирую. В процессе работы над текстами, столько всего еще вылезло, что я теперь за голову хватаюсь за что браться первее.
Интересно было бы узнать, Елена, ваши цели? И что такого интересного вылезло в процессе работы над текстами, чтобы аж хвататься за голову?
Мне кажется, 5-6 часов в день писать — это очень много. У меня так не получается. Как вы справлялись полтора года?!
Ну так заказы набираешь и работаешь, пишешь, пишешь. Потом еще заказы и еще писанина и так каждый день. Потом перерыв и заново писать. Много да, но писать нравилось.
Ответственность перед людьми.
Мне нравится больше писать, когда не заказы, а от души — то, что мне близко. А ответственность, конечно, подстегивает.
Я полностью согласна, что гениями не рождаются, а становятся. Перечитываю свои старые статьи. Это же земля и небо. Сейчас они более слаженные и красивые что-ли. Это касается любого дела, к которому человек испытывает страсть
Всегда так: чем больше чем-то упражняешься, тем лучше выходит, тем четче видишь свои недостатки.
Я пыталась некоторые старые статьи переписывать, из этого блога. Не все — некогда просто. Потому что тоже вижу: теперь некоторые вещи вижу иначе.
Светлана, вы были абсолютно правы, про знак вопроса. Въехал: когда он нужен, когда нет. Когда я задаю себе вопрос и сам отвечаю, он не нужен, когда спрашиваю читателей — нужен. Вот я лузер! Моя самая читаемая статья про школы, почти все подзаголовки полностью из одних вопросов. Блин, убрал все знаки. Я представляю ржаку читающих ее филологов (или негодование?). Да и ладно. Извините что не по теме статьи написал, поделиться захотел.
Ничего, что не по теме. Главное, что думаете, анализируете.
Только не надо себя обзывать — вы замечательный человек, успешный. А то, что думали филологи, вас не должно касаться. Это — ступеньки вашего роста. На той ступеньке, предыдущей, вам вопросительные знаки были нужны, т.к. вы в самом деле больше всего спрашивали у себя. Сейчас, на новом уровне понимания, они будут появляться в других местах и реже. Так что все нормально.
Только что у Натальи в блоге написала про выражение Эддисона. Он сказал что-то типа: не было ошибок, но я нашел 10 000 неработающих способов. Так что мы — не ошибаемся. Мы находим неработающие способы. И рано или поздно — найдем работающие.
Вот и вы нашли новый работающий способ. 🙂
Ага, не ошибается тот — кто не работает. Так у нас на работе говорили. Новый работающий способ, ну да, наверное, можно и так сказать, я ж мужик сметливый. Спасибо вам за поддержку. Вы настоящий Друг!
«Я ж мужик сметливый» — это уже совсем другой уровень! Мне он явно больше импонирует. И вам спасибо за «Друга». Рада общению. И, раз уж друзья, можно на «ты»?
Согласен, с радостью!
Терпенье и труд все перетрут. Я себе так говорил, когда каждый день писал по 6-10 часов, иногда больше. Лишь бы было для чего и кого стараться.
Несомненно, Олег. А если труд еще и в удовольствие… Мечта!
Мечтаю, чтобы никто не мешал работать в удовольствие!
Наталья, все решаемо. Как насчет того, чтобы выделить себе, любимой, час-два в день, в которые семья не имеет права тебя трогать? Не от тебя ли зависит, насколько защищена будет эта личная территория?
Светлана, внукам плевать, что бабушка занята. У них вселенские задачи решаются здесь и сейчас. И им бабушкина помощь нужна немедленно.
Как можно обойтись без бабушки, если у доморощенной Рапунциль, вдруг коса отвалилась? Или клейстер закончился именно в тот момент, когда робот уже почти готов начать самостоятельную жизнь?
И не откажешь!
Наверное, это важнее. Я пока — не бабушка, не знаю 🙂
Светик, ты хочешь сказать, что при ежедневных стараниях и страданиях в течении четырёх часов в день, я через шесть лет и восемь месяцев стану гением? Ха-ха-ха!
Начинаю поход за гениальностью!
А если серьёзно, то ты права, любое мастерство нужно шлифовать ежедневно. И учиться постоянно.
Потому и марафоны наши рассчитаны на ежедневное письмо, Наталья: и шлифуем мастерство, и новые знания приобретаем.
А насчет гениальности — кто знает: прогресс уже виден. Может, через четыре года я буду гордиться, что общаюсь с великим писателем нашего времени. Если, конечно, ты не задерешь высоко нос. 🙂
И здороваться на буду, и комментарии писать тоже!
Света, вчера не получилось писать совсем. Всё! Не стать мне гениальным писателем!
Куда ты денешься! Нагонишь. А у меня сегодня пока не получилось. Но — еще только вечер. Может, и напишется что хорошее. 🙂