10 правил, которые помогут улучшить текст

uluchshit-textГотовы ли вы читать книги и статьи, в которых тексты неживые и неопрятные? Уверена, большинство читателей ответят отрицательно. А значит, авторы должны позаботиться о своих детищах. Следующие 7 правил подскажут, как улучшить тексты.

Правило 1. Производим хорошее первое впечатление на читателя.

Оказывается, первое впечатление создавать важно не только при встрече непосредственно «человек — человек». Наше авторское творение как посредник тоже многое говорит о нас с первого абзаца, с первых строк.  От этого зависит, перевернет читатель лист книги, прокрутит мышкой страницу в блоге или разочарованно вздохнет и возьмется за другую книгу.

С самого начала постарайтесь зацепить внимание читателя. Не надо откладывать «вкусняшки» на потом. Подумайте, что бы вам было интересно прочесть, какие фразы зацепили бы внимание? Предложите их читателю.

В этом плане не обязательно сразу браться за крупные произведения. Можно начать с заметок в блог или поучиться писать рассказы.

Правило 2. Сформулируем тему в двух простых предложениях.

С помощью этих предложений ответим на вопрос: «О чем мы хотели рассказать?»

Если сформулировать тему в двух простых предложениях не получается, значит, с текстом что-то не так. Когда мы четко сформулируем тему,  тогда сможем определить, какие линии и эпизоды важны, какие второстепенны, а какие вовсе лишние. Этот прием помогает выстроить сюжет и структуру текста на отрезке любой длины: рассказа, главы или всего романа.

Правило 3. Пишем просто и понятно. 

Не надо стараться кого-то удивлять. Чем более стараемся впечатлить, тем глупее выглядим, и в жизни, и в творчестве.

Писать хорошо — значит, писать просто и ясно. Следим за логикой, четко разбиваем текст на абзацы, чтобы их было удобно читать. Не мудрствуя лукаво, используем понятные слова и выражения, строим простые предложения.

Чем больше пытаемся  закручивать предложения, выбирать длинные, «умные» слова, тем сложнее читателю разобраться в дебрях текстов. Вряд ли он пожелает тратить дополнительные усилия и время на то, что вы нечетко выразили. А вот «живой» текст прочтет с удовольствием.

Правило 4. Не путаем детали и подробности!

Это вовсе не одно и то же. Детали — это приметы героя, ситуации, места действия. Они рассказывают что-то важное о человеке, пейзаже, эпизоде. Подробности —  несущественные уточнения, без которых можно обойтись. Они приносят вред тексту не меньший, чем словоблудие.

Правило 5. Избегаем клише и шаблонов: 

…в мыслях. Ничего не берите на веру, старайтесь жить осознанно, анализировать информацию, которая сегодня врывается в нашу жизнь из всех щелей. Помните: наш опыт ничуть не хуже опыта других людей, доверяйте ему. Удивляйтесь, как ребенок! Автор, который разучился удивляться миру, ничего важного людям не скажет, «неудобных» вопросов не задаст, а значит, и не ответит на них креативно.

…в текстах. Лучший способ лучше язык и увеличить словарный запас — много читать. Можно также просматривать различные словари, активно ими пользоваться. В текстах не стоит излишне злоупотреблять жаргонными словечками, максимально убрать официальные выражения и фразы.

Правило 6. Предпочитаем активные формы глаголов и простые глаголы.

Не знаю, как кто, а я со школы запомнила пример, который помог мне разобраться в вопросе действительных и страдательных причастий. С теорией грамматики я не особо дружила (грамотность сформировало запойное чтение), но иногда она все же необходима. 🙂

Вспомним школьный пример и сравним:

  • Кукла, одеваемая девочкой.
  • Девочка, одевающая куклу. (А еще лучше: «Девочка одевает куклу»).

Второй случай для восприятия легче, ведь так? Это не значит, что от страдательных причастий совсем отказываемся: «прочитанная книга», «влюбленный мальчик» звучит хорошо. Но это значит, что пассивные формы часто оказываются скучными и не совсем ясно передают послания.

Редко что бывает лучше простых и понятных глаголов. Именно такие глаголы называют «сильными». Сильные глаголы помогут написать сильный, живой текст.

Правило 5. Проверяем пунктуацию и орфографию.

Увы, не всякий редактор или издатель примет небрежный текст. Чаще всего в таких случаях рукопись возвращают.

Поэтому придется все же подружиться с правилами языка, заглядывать почаще в пособия и словари, а также пользоваться электронными помощниками, коих теперь много. Убедитесь, что расставили, где надо, запятые, двоеточия и тире, проверьте, правильно ли написаны слова, согласованы ли предложения.

Если сомневаетесь в себе, найдите хорошего редактора. Неопрятный текст, как и неопрятная одежда, способен испортить репутацию автора.

Правило 6. Если сомневаемся — не пишем. 

Убираем из текста все, что вызывает сомнения, опасения, тревогу. Лучше в самом начале, чем когда текст уже написали и выправили: не так жалко. 🙂

Сомневаемся в датах? Проверим их. В названиях? Интернет, книги, пособия в помощь! В фактах? Тут сложнее: не ленимся искать нужную информацию, чтобы подтвердить или опровергнуть написанное. Особенно это важно для журналистов и блогеров. Если писатель и может оправдаться, дескать, «я так хочу», «это плод моей фантазии», то с публицистикой такой номер не пройдет.

Правило 7. Уплотняем текст.

Словоблудие — не лучший способ привлечь читателя. Важно убирать лишние слова (или стоп-слова, о которых поговорим позже). Каждое слово в тексте должно нести информацию или выполнять иную важную функцию. Помним, как сказал Н. Некрасов:

Правилу следуй упорно:
Чтобы словам было тесно,
Мыслям — просторно.

Или, как заметил Кинг, «Убейте своих любимчиков» (Kill your darlings).

Прочтите текст вслух: нигде не споткнулись, ничего не помешало? Удаляйте без жалости все, что не имеет смысла. Только кажется, что текст от этого станет хуже. Наоборот, он станет чище, проще и яснее выразит мысль.

Техника: напишите фразу, а затем выбросьте из нее половину слов. Не получается? Измените формулировки так, чтобы получилось.

Правило 8. Соблюдаем авторские права.

Это особенно сложно делать, используя сведения из интернета, т.к. они переходят из рук в руки и бывает сложно установить автора. И все же, стараемся не забывать, что используем чей-то интеллектуальный труд, который охраняет закон об авторском праве и другие законы.

Чужие цитаты  правильно оформляем, указывая источники (как именно «правильно» — тема особого разговора, в этой публикации касаться не будем).

Важно также убедиться, что мы не нарушаем также гражданские чужие права, не порочим ничье достоинство, честь, совесть.

Правило 9. Даем тексту отлежаться.

uslugi«Глаз замылился», — говорят журналисты. Это значит, что мы настолько «сроднились» с текстом, что перестаем видеть ляпы и ошибки либо, наоборот, видим их там, где нет.

Лучшее, что можно сделать, — отстраниться от текста. Положить его на какое-то время туда, куда не дотянется ваша рука :). Вернуться к нему через месяц.

Правило 10. Читаем текст еще раз (или два… или три…) 🙂 .

После того, как текст отлежался, на него можно взглянуть «со стороны». Вот теперь желательно прочесть написанное вслух, тогда легче будет почувствовать огрехи. На слух текст воспринимается иначе, чем когда читаем «про себя».

Я обычно читаю и помечаю места, которые не нравятся, цветным маркером на бумаге или желтой краской в компьютере. Читаю текст от начала до конца. А уже затем правлю то, что «разукрасила». И для верности могу прочесть еще раз.

Перед тем, как отнести текст в редакцию, краем глаза просматриваю написанное еще раз.

Запомним главное:

Мы должны очень критично относиться к своему тексту, стать жестким редактором для него. Нельзя для этого жалеть ни времени, ни сил. Читатель отблагодарит нас вниманием.

5 comments

  1. Нонна:

    Да уж писать с ошибками не очень то и приятно. А читать чужие тексты тем более.

  2. Шуния:

    Ничего так человек не боится, как самого себя. Писать с ошибками — да, страшно. Кто-то может отозваться плохо. Но хуже всего если сам себя перестаешь уважать.

    • Вы правы, Шуния. Но многие ли решаются заглядывать так глубоко?! Это ведь самое трудное — познать себя. Столько веков познаем-познаем. Учимся уважать.
      небрежный текст показывает небрежное отношение человека в первую очередь к себе самому. Согласны?

  3. Ольга, не распознает страх только невнимательный или несведущий человек. Тот, кто знает признаки страха, рассмотрит их, как бы другой человек не старался это скрыть.Дрогнувшие веки, внезапно заблестевшие глаза, тик или нервное подрагивание пальца… Такие вещи скрыть практически невозможно. Страх так или иначе себя проявит.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *