10 советов начинающему поэту

kak_pisat_stihiОпределенные критерии позволяют отличить поэзию от прозы и оценить написанное. Наши 10 советов начинающему поэту  позволят понять, что помогает тексты превращать в стихотворения, притом хорошего качества.

Совет 1. В основе стихотворения должна лежать идея, мысль. Если сказать нечего, то незачем и растекаться мыслию попусту. Писатель всегда должен знать, что именно хочет сказать читателю и зачем.

Совет 2. Содержание поэтического произведения должно быть в балансе с его формой. Иначе говоря, подумайте «на берегу», в каком жанре собираетесь изложить свои новые, незатасканные, оригинальные идеи. Или же под каким новым ракурсом стараетесь взглянуть на старые, как мир, ситуации.

Совет 3. В любом языке есть правила, которых необходимо придерживаться, особенно начинающим авторам. Ясность изложения – важнейшая составляющая. Не надо прикрывать нечеткость мысли якобы возникающими в голове образами. Образ – это образ, а ясность мысли – ясность мысли: два совершенно разных понятия. Можно не владеть языком виртуозно, зато ясно мыслить. Грамматические и синтаксические ошибки – исправимы, а отсутствие чёткой мысли в произведении ничем не исправишь. Хотя желательно все же уделять достаточное внимание и грамотности.

Совет 4. Только самые талантливые люди могут обойтись без элементарных правил теории стихосложения. И то, считаю, они с детства осваивают эти правила – через чтение стихов других поэтов. Остальным все же советую почитывать учебники по стихосложению, авторитетные материалы в тему Благо, сейчас такую информацию найти не сложно.

Совет 5. Важный признак поэзии – рифма. Благодаря ей строки объединяются в строфы, и читателю проще воспринимать стихотворение. Рифма в каждом стихотворении должна быть уникальной, одна и та же не должна кочевать из одного произведения в другое.

В русском языке рифма чаще всего строится на совпадении ударных гласных. Однако рифмы бывают разные, и не каждая считается удачной или полноценной. Ряд рифм в среде опытных авторов считаются «плохими», «избитыми». Например:

  • Тривиальные рифмы – самые банальные из всех существующих. Например, «любовь – кровь – вновь», «розы – слезы» «мне – себе» и другие. Подобные созвучия чаще употребляют новички.
  • Глагольные рифмы. Например, «придет – найдет», «читать – знать». Такие рифмы требуют минимума авторских усилий и, как правило, не новы. Глагольные рифмы можно использовать, даже классики ими не брезговали, но ими нельзя злоупотреблять. Глагольные рифмы особенно хороши в пародиях, стилизациях.
  • Неточные, приблизительные рифмы. Так называемые диссонансы (несовпадение согласных звуков) и ассонансы (несовпадение гласных звуков). С подобными рифмами начинающему поэту надо обращаться предельно аккуратно.

Совет 6. Основой основ в поэтическом произведении можно назвать ритм – общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. На нем основаны  все системы стихосложения у всех народов. Что такое ритмические единицы, стопы, строфы?.. В поэзии есть свои понятия, которые начинающему поэту лучше знать, чтобы умело ими пользоваться.

Совет 7. Если не получается найти нужную рифму, лучшее созвучие? Или «хромает» ритм? Не жалейте своих трудов, смело перестраивайте всю фразу, переписывайте строку или несколько строк заново, меняйте их местами. Не ленитесь работать над своими текстами.

Можно выражать свои мысли и свободным стилем, в вольной форме. Хотите писать «белые» стихи? Пишите. Только это вовсе не значит, что ритм в таком стихотворении отсутствует. Он будет просто другим и чаще меняться. Чего нет в поэзии – так это хаоса.

Совет 8. Новичку в поэзии советую использовать строгую классическую форму стихотворений. Экспериментировать с рифмами, формами, стилями еще успеете. Не зря говорят: чтобы отступать от правил, надо знать эти правила.

Совет 9. Начинающему поэту (и не только начинающему!) желательно как можно больше читать произведения классиков и современных авторов. Чтение обогащает духовно, помогает познать богатство языковых средств, учит искусно владеть языком.

Совет 10. Если велико желание стать поэтом, важно снова и снова пробовать силы в стихосложении. И помнить: нет на пути совершенствования ошибок – есть попытки познать, как лучше использовать те или иные средства на пути к достижению цели.

В тему:

Думаю, эти 10 советов помогут начинающему поэту со временем стать поэтом-мастером. Успехов!

17 comments

  1. Сколько ни пробовала сочинять стихи, всё чувствую, что они больше пахнут рифмоплётством, чем стихосложением. 🙂 Но и читать предпочитаю прозу, стихи никогда особенно не цепляли…
    Всегда удивляюсь, когда люди могут и прозу, и стихи одинаково хорошо писать. 😉

    • А мне кажется, «одинаково хорошо» — не могут. Все равно что-то получается лучше. Даже великие, как Пушкин… у него же — замечательная проза, а мы больше воспринимаем как поэта.

      • Мне кажется, с Пушкиным просто «образовательный шаблон» — в школе упор делается на его поэзию, вот и закрепляется, что он поэт.
        На мой взгляд, без лести, у тебя тоже и проза, и стихи хороши. 🙂

        • Пушкина я знала задолго до школы — мама познакомила. Читала она, конечно, в основном, сказки. В стихах. Помню огромную книгу — «Руслан и Людмила», красочно оформленную, которую я заставила маму прочесть сразу до конца. Мама не говорила, «как надо» воспринимать произведения, кто Пушкин — поэт или прозаик и прочее. Потому он просто поселился в моем представлении как поэт. Как прозаика, я его открыла сама, с десяток лет назад. Но и сегодня Пушкин для меня прежде всего — поэт.
          Что касается меня. Н-да… Хорошо, что с нового абзаца. Все-таки не хочется сравнения с великим — мне до него, как до неба… 🙂 Время покажет, кто я больше. Знаю только, что в юности проще рифмовалось, теперь все больше хочется прозы. Когда-то один писатель сказал, что так бывает — не поверила. А тут вон как все оборачивается… 🙂

          • Хорошо копаться в себе, когда уже есть что копать. меня же трёт. Или из меня прёт? всё подряд. Пока сама не пойму, чего хочу больше — стихов или прозы. Но стараюсь писать то, что в конкретный момент времени требует душа.

  2. Как же хорошо, что поэзия меня не коснулась своим крылом. Чур меня. Стихи мне кажется поэту на ум сами должны приходить, тогда это поэзия, а по другому — ремесло.

    • На ум иногда такая билиберда приходит, что свет не видывал, Олег. Стихи тоже править надо, как и прозу, и работы-возни с ними много после того, как выпишешь все, что поначалу кажется гениальным. 🙂

  3. Ой, у меня тоже со стихами не все однозначно, не получаются произведения.
    А советы очень дельные! Думаю, должно быть определенное состояние душевное, чтобы без остановки писать стихи и они не казались другим рифмоплетством, а были глубокими, интересными. Но я предпочитаю читать стихи с юмором, такие гораздо веселее.

    • Без остановки писать стихи, может, и не получится ни у кого. Хотя есть такие люди, которые, создается впечатление, чуть ли не разговаривают стихами. Особый дар. 🙂

      • Светланка, поэты-песенники мыслят стихами. И отдельные категории граждан с повышенным чувством рифмы. Но они, как правило, ничего не пишут.

        • Возможно. Такого исследования не проводила. Написала потому, что рядом со мной живет человек, который умеет разговаривать, сочиняя на ходу стишки, и неплохие. 🙂 Иногда он пишет, весьма не плохо. Здесь, в блоге, печатается под псевдонимом Георгий Толин. 🙂

  4. Если бы мне эти советы попались раньше, когда мне так хотелось сочинять стихи, может, что-то из меня бы и вышло)) А так закончилось мое рифмоплетство в 18 лет и больше особо порывов сочинять стихи я у себя не наблюдаю…

    • Возможно, Ольга, это было просто не ваше занятие. Иначе рвение бы сохранилось. На мой взгляд, советы приходят в самое лучшее для нас время. Вы думаете иначе?

  5. Рифма? а как же хокку?

    • Ну, Антон, если вы знаете, что такое хокку, то должны бы знать и то, что японский язык не поддается рифмам. Потому и родились жанры, подобные на этот. Зато есть другие плюсы: ассоциативность, намеки, иногда тонкая ирония…
      Кстати, у нас тоже есть разновидности стихотворений, где рифма необязательна. Но чтобы экспериментировать, сначала надо хорошо понять правила.

  6. Стихи писать нужно особый дар. У меня наверно нет такого. Зато пишу статьи.

    • Светлана Локтыш:

      Каждому — свое, Ольга. Это даже здорово, что мы разные. Статьи писать — тоже охота и умение надобны. 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *